В народном декоративно-прикладном искусстве живопись по стеклу выступает как одна из самых высоких и самобытных эстетических форм духовного выражения прекрасного в реальном и воображаемом мире.
Появившуюся на свет в XVIII столетии крестьянскую живопись следует рассматривать не только как декоративное явление, но и как благородное свидетельство прошлого.
Если XIX век открыл ценность устного и музыкального фольклора, то XX век обнаружил красоту крестьянского декоративно-прикладного искусства: очарование упрощения, силу выявления образной сути и удивительной логики народного мышления. Тяготение к абстрагированию формы ради максимальной выразительности, стремление к символичности содержания в начале XX века расчистило путь перед пониманием народного искусства. Встреча с крестьянской живописью послужила для многих художников того времени решающим событием, направившим их на поиск нового.
Как и многие белорусские народные промыслы, роспись по стеклу была забыта, а живопись начала утрачивать свои наработки. Однако не вспоминать о прекрасном материале декоративного творчества означает утрату одного из составляющих звеньев народной культуры.
Техника живописи по стеклу существовала еще в эллинистический период. Ее особенность заключалась в особом порядке наложения красок. Стекло выполняло двойное назначение: на него наносилась краска и оно же защищало цвет. Прежде стекло, изготовлявшееся рудиментарным способом, имело неровную поверхность и давало несравненное мерцание.
Стеклодувный метод, открытый в конце I в. до н.э., послужил толчком к развитию стекольного производства, главным образом в Древнем Риме. Медальоны в форме маленьких стеклянных пластинок с изображением религиозных сцен и христианских символов найдены в римских катакомбах, служивших убежищем и местом собраний первых христиан.
После падения Вечного города главным центром по производству стекла стала Византия. В XIV веке этот вид искусства снова возродился в Италии под влиянием Византии и отсюда распространился по Центральной и Западной Европе.
В Средней Азии и странах Среднего Востока делали узорчатые оконные решетки и заполняли их цветными стеклами, считавшимися сплавом драгоценных камней. Примечательно, что свет, проходящий сквозь такое стекло, в древности наделяли магическими свойствами.
В XI-XII вв. в романских храмах наряду с орнаментальными мозаичными витражами появляются изображения человеческих фигур. Все шире внедряется роспись по стеклу с обжигом в специальных печах. Своего расцвета витраж с такими элементами достигает в готике. Гигантские многоцветные оконные плоскости прославленных соборов Парижа, Кельна, Шартра, Руана, Амьена, а также Реймса и сегодня пленяют непревзойденностью решений.
В XIV-XV вв. искусство витража и росписи по стеклу получает развитие в Англии, Италии, Швейцарии.
В XVIII веке в живописи по стеклу наблюдается несколько направлений развития. Во дворцах и замках немецких и французских вельмож она становится частью мебельного убранства в стиле рококо. Пасторальные сцены, идиллические пейзажи служат декором протекавшей в этих палатах жизни.
Другие возможности применения стекла открыли профессиональные художники городских корпораций. Подражая современным темам станковой живописи, они начали писать на стекле пейзажи, сцены охоты, пасторальные идиллии, портреты, иногда даже аллегорические. Но живопись по стеклу лишилась своей специфики: сугубой декоративности и пышности сочетания чистых и звучных тонов с золотом.
Третье и, может, самое важное направление зародилось в начале XX века в ремесленных мастерских Аугсбурга. Картины на стекле стали писать в народном стиле, появились копии гравюр. Спрос на эту ремесленную продукцию был так велик, что старые мастерские не могли его удовлетворить. Поэтому открывались новые, притом с другими приемами работы. Чтобы облегчить и ускорить производство, упразднялись детали, упрощались формы и цветовые нюансы, сошла на нет кропотливость мазка.
Изображения католических святых, протестантские изречения, бытовые и охотничьи сцены, аллегорические образы времен года – все это производилось в промышленных масштабах, при этом чаще на экспорт. Из больших итальянских и голландских портов новый товар направлялся в Америку, Индию, Россию и на Скандинавский полуостров. Корпорации уже не могли выполнять такое количество заказов. В новых мастерских начали работать и сельские живописцы; продолжало расти число центров производства расписных стеклянных изделий.
Своим расцветом в XVIII и XIX вв. на востоке Центральной Европы центры народной живописи по стеклу обязаны существованию стекловарен. Только в одной Богемии было 78 стекольных мануфактур с более чем 3000 рабочих. В лесных районах гор стекловарни располагали топливом для варки калия, могли получать высокую температуру для плавления кварцевого песка, известняка и калийных солей – главных компонентов тогдашнего стекла. Проходило иногда 50 лет, пока стекловарня не уничтожала весь окружающий ее лес. После этого производство переносили в другой лесной массив. Интересно, что поработавшее поколение очень часто оставалось на старом месте, где образовывало маленькие поселения. Люди продолжали заниматься своим промыслом – расписывали стекло, которое они получали на своей, обычно не переместившейся слишком далеко, фабричке.
Старинная народная живопись по стеклу была преимущественно религиозного содержания. Ранее встречавшаяся только в домах шляхты и зажиточных горожан, она вошла в быт народа начиная с XVIII века.
Изображения Богоматери, Христа и святых – покровителей и защитников от стихийных бедствий – прежде всего имели культовое значение, хотя выполняли и декоративную функцию. На территории Польши религиозной живописью занимались главным образом профессионалы – потомки цеховых мастеров в городах и местечках. Считалось, что искусство живописи по стеклу пришло в Польшу с запада и юга Европы. Эта живопись успешно развивалась вблизи cтекольных заводов: в Силезии, в Спишском и других районах Польши. Живописцы обычно работали по индивидуальным заказам. Большинство из них продавали картины перекупщикам, и только немногие сами привозили собственные изделия на рынки.
Образа писали масляными красками. Иконописец работал одновременно над несколькими одинаковыми образами. Для ускорения процесса он одной краской заполнял определенные части рисунка на всех изображениях, затем иным цветом – другие части и т.д.
В 30-е годы XVIII столетия в декоративном убранстве архитектурных сооружений все чаще стали появляться витражи, расписанные силикатными или масляными красками. Первые, яркие и прозрачные, прочно соединялись со стеклом, составляя с ними как бы единое целое. Но сложность росписи заключалась в том, что цвет становился видимым только после обжига. Масляные краски не нужно было закреплять обжигом, и мастер в процессе росписи постоянно видел результаты своего труда. В случае ошибки цвет легко удалялся, и на его место наносился другой. Пока краска не высохла, можно было сколько угодно переделывать композицию.
Масляными красками были расписаны стекла окон башни, построенной по проекту архитектора А. Менелеса в парке Царского села под Петербургом. В первой половине XIX столетия на Императорском стекольном заводе была налажена роспись стекол масляными и силикатными красками для дворцовой мебели: ширм, каминных экранов и рам. Подобные предметы сегодня хранятся в Государственном Историческом музее в Москве, Эрмитаже и дворце-музее Кусково. На стеклах русские мастера изображали мифологические сцены, геометрические и растительные орнаменты.
Яркая роспись с преобладанием локальных цветов по характеру была близка к народной росписи на дереве и стеклянной посуде. Роспись посуды масляными красками широко применялась украинскими мастерами еще в XVI-XVII вв.
В небольших мастерских с помощью стеклодувной трубки мастера создавали самую разнообразную посуду. Под стать форме сосудов была и роспись – пестрая и красочная. С помощью довольно ограниченной палитры народные мастера умели добиваться замечательного декоративного эффекта. Краски частично просвечивались, а иногда наглухо перекрывали поверхность стекла. Плотная корпусная роспись особенно выразительной становилась на фоне темной или светлой жидкости, налитой в сосуд.
В прикарпатских районах Украины, в Польше, Чехии, Словакии, Румынии и других странах Западной Европы роспись по стеклу стала одним из популярных видов народного искусства, во многих случаях приобрела характер широко развитого промысла.
Эпоха Ренессанса принесла с собой моду на расписное стекло и на территорию Беларуси. Наши мастера быстро овладели приемами декорирования и достигли значительных успехов. Образцы расписанных сосудов с растительными и геометрическими орнаментами находятся в коллекции стекла в Мире.
Однако как вид народного искусства, известный в странах Западной Европы, на территории Беларуси роспись по стеклу получила большое распространение во второй половине XIX-начале ХХ столетия, когда в народном быту стекло становилось более доступным.
Сведения о росписи по стеклу в Беларуси известны с начала XX столетия. Возможно, некоторое влияние на его расширение оказали польские ремесленники, которые со своим товаром приезжали в Беларусь, Украину, некоторые области России. Однако если такое влияние и было оказано, то только на расширение этого вида росписи, а не на ее характер. Если у народов Центральной Европы роспись по стеклу почти целиком носила сакральный характер, временами приобретая и сюжетно-тематические черты, то в Беларуси в большинстве случаев она была орнаметально-декоративной. Появившись в тоже время, что и роспись сундуков и «дываноў» на ткани, нередко выполнялась одним и тем же мастером. Почти вся она относится к китчу (одно из явлений массовой культуры, прим. авт.).
Белорусские умельцы пользовались прозрачными цветными лаками, масляными и типографическими красками, подкладывая мятую фольгу. Иногда расписывали и стекло, и подложенную бумагу, которая просвечивалась через прозрачный лак. Основой белорусских работ были чистые цвета – локальные, без полутонов и цветных переходов. Обычно контур рисунка прорабатывали черной линией, преобладала явная орнаментальность.
По вариантам композиции, цветовым решениям и стилистике роспись по стеклу очень разнообразная. В ней сложно выявить какие-нибудь региональные особенности, как в росписи сундуков или «дываноў». Проще определить индивидуальную манеру письма автора, чем региональные особенности. В некоторых работах довоенного периода, которые можно встретить на западе Беларуси, чувствуется рука ремесленника-профессионала. Прослеживается стремление передать объемы, ракурс, подробно передать натуру. Цвета еще не очень интенсивны: черные, белые, коричневые, глухие красные и зеленые.
В послевоенное время мастера писали более декоративно. Цветы, листья, лепестки становятся плоскостными, их пишут, не уточняя с натурой, разукрашивают так, чтобы создать звучную игру цветовых пятен. Цветы теряют натуральную форму.
Такая роспись характерна преимущественно для Полесья. Во-первых, здесь бытовали расписные сундуки, откуда черпали мотивы для росписи по стеклу, во-вторых – для полесского интерьера была характерна особенная любовь к цветовому многообразию. Некоторые росписи, как, например, из деревни Ленино Житковичского района, представляют собой почти полное повторение полихромной вышивки.
После того как расписные сундуки вышли из моды, мастера стали делать росписи на стекле как для себя, так и на продажу. Встречаются различные композиционные схемы: симметричные и асимметричные. Рисунок, как правило, обладает непосредственностью. Технология росписи типичная: тонкой кистью мастера прорисовывали четкий контур плоскостного растительного узора. Перегородки заполняли насыщенным локальным тоном.
Широкое распространение получила подкладка из блестящей фольги. С ее помощью подчеркивали темный контур образа. Картины иногда писали как с внешней, так и с обратной стороны. Получалось условно- пространственное восприятие изображения.
Проникновение в крестьянский дом мебели промышленного производства, замена домотканых тканей фабричными вытеснили картины и иконы на стекле. В новом убранстве они оказались лишними. К счастью, к тому времени, когда старые работы перестали интересовать крестьянина, в городе среди любителей искусства появился к ним живейший интерес, и работы крестьянских мастеров перекочевали в этнографические музеи и частные собрания.
Некоторые современные мастера стремятся возродить традиции росписи по стеклу, но этот вид искусства утратил свое первоначальное назначение и сегодня связан, в основном, с выставочной деятельностью. В большинстве случаев современная роспись по стеклу являет собой попытку возрождения этого вида искусства.
Для создания композиции росписи по стеклу надо стремиться приблизиться к традиционной белорусской народной росписи. Соблюдать ее технологию, применять законы новизны в создании и раскрытии образа.
Темы росписи по стеклу могут быть различными: букет, орнаментальные композиции, архитектурный пейзаж, пейзаж с природными формами, сюжетные композиции. Для ее создания можно использовать орнаменты полотенец, скатертей, тканых постилок.
Для творческого решения можно познакомиться со стилизацией, выполнить несколько упражнений.
Стилизация – это творческая переработка естественных форм, в результате которой натурная форма приобретает условную трактовку: утрируются некоторые части, происходит отказ от детализации. Рисунок, форма, цвет и объем упрощается и перерабатывается. Возможно также вписывание предмета в простую геометрическую форму, расчленение формы предмета на геометрические фигуры, использование модульной единицы одного или разного масштаба, принципа конструктора. Например, стилизация дерева.
Познакомившись с ключевыми параметрами стилизации, можно выполнить небольшие эскизы композиции «Сказочное растение». Это может быть цветок, куст, ветка с листьями дерева, комнатное растение. Именно упражнения служат стартовым импульсом для фантазии.
Для того чтобы создать интересные работы, необходимо развивать творческую активность, собственное воображение. Для этого можно любоваться природой, слушать народную музыку, знакомиться с неповторимыми узорами и орнаментами в вышивке и ткачестве. При создании своих композиций необходимо не только сохранять традиционные мотивы росписи и традиции технических приемов, выработанных когда-то народными мастерами, но и создавать свои приемы росписи, используя современные инструменты и материалы.
Можно создавать композиции с зеркальным построением, когда изображение делится на равные части, с образами зверей, зданий, птиц, встречающихся в фольклоре. Композиции пейзажа можно решать однопланово и многопланового, симметрично и ассиметрично. Подкладная разноцветная фольга всегда придаст работам эмоционально-образное решение.
Можно создавать композиции с зеркальным построением, когда изображение делится на равные части, с образами зверей, зданий, птиц, встречающихся в фольклоре. Композиции пейзажа можно решать однопланово и многопланового, симметрично и ассиметрично. Подкладная разноцветная фольга всегда придаст работам эмоционально-образное решение. |
Работы учащихся 8-х классов | ||||
Работы учащихся 7-х классов | «Утро» Шатилова Антонина, 13 лет | «Львы на холме» Марецкая Маргарита, 13лет | |||
«Цветок» Фефилов Артур, 14лет | «Дерево» Якотюк Анна, 14лет | «Волшебный лес», декоративная манера исполнения Борисевич Алексей, 14лет | «Осень. Сумерки», графическая манера исполнения Масаковская Татьяна, 14лет |
Дануся ОСТРОУХ