Евгений Околокулак
Хотеть стать врачом – это еще не значит «определиться с профессией». Квалификаций врачей много. К примеру, подготовленные абитуриенты, поступающие на медико-диагностический факультет, знают, что врачи-диагносты занимаются профилактикой и диагностикой заболеваний, а не лечебной деятельностью. О других нюансах специальности «Медико-диагностическое дело», процессе обучения, практике студентов и карьерных перспективах выпускников расскажет декан медико-диагностического факультета, доктор медицинских наук, профессор Евгений Станиславович Околокулак.
Об учебном процессе
На первых курсах студенты изучают общеобразовательные (химия, физика, биология, белорусский, латинский и иностранные языки) и фундаментальные дисциплины (нормальную анатомию и физиологию, гистологию, биохимию, патологическую анатомию и физиологию).
С 3 курса начинается преподавание на клинических кафедрах, где акцент делается на развитии, симптоматике и диагностике заболеваний.
Профилирующими предметами студентов медико-диагностического факультета являются клиническая лабораторная, функциональная и лучевая диагностики, преподавание которых проходят на базе областной клинической больницы, городской клинической больницы скорой медицинской помощи, областного клинического центра «Кардиология».
В процессе обучения студенты приобретают навыки интерпретации лабораторных результатов, выбора стратегии и тактики обследования для различных клинико-диагностических групп, учета технических аспектов современного лабораторного оборудования, овладевают основами лабораторного менеджмента.
Обучают студентов практикующие остепененные специалисты. Кроме этого, для улучшения качества преподавания университет принимает участие в программе «Приглашенный профессор». С лекциями по специальным дисциплинам для обучающихся и профессорско-преподавательского состава университета выступают иностранные специалисты из ведущих вузов-партнеров России, Германии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, Индии, Польши, Латвии, Литвы. На базе ГрГМУ проводятся международные конференции и научные семинары, в которых принимают участие ведущие специалисты из научных, образовательных и медицинских учреждений вышеперечисленных и других стран. Кроме этого, наши сотрудники и студенты ГрГМУ также активно выступают с докладами на международных конференциях за рубежом.
Практические занятия с использованием анатомического стола 3D
О материально-технической базе
Современные тенденции в подготовке медицинских кадров требуют внедрения в учебный процесс новых инновационных технологий обучения, направленных на повышение уровня не только теоретических знаний, но и базовых практических навыков, которые формировали бы специалиста, способного к самостоятельной и продуктивной профессиональной деятельности. Обеспечение профессиональной компетенции врача-специалиста невозможно без должного освоения практических знаний и умений, постоянного совершенствования и освоения новых методик.
Студенты-диагносты с первого курса на кафедре нормальной анатомии, а с третьего – на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии изучают элементы лучевой диагностики. В связи с этим для них приобретен анатомический стол 3D. Одна из важнейших характеристик этого стола – воспроизведение анатомии человеческого тела реального размера 1:1. Форма стола воспроизводит операционный стол или больничную кровать. Это наилучшим образом помогает студентам изучить анатомию человеческого тела и то, как человек лежит на кровати. Такая техника лучше всего готовит студентов к работе с пациентами, которых они будут диагностировать в будущем.
Стол сочетает интерактивные инструменты. Ребята могут вращать виртуальное тело и выполнять срезы в любой проекции. После выполнения среза будет показан поперечный срез, в деталях демонстрирующий внутреннее строение. Ребята могут прокручивать изображение в плоскости последнего среза или делать новые срезы для дальнейшего изучения, есть возможность отменять их. Благодаря мгновенному восстановлению целостности тела такая система срезов выгодно отличает стол от любой другой симуляционной системы. Такая аппаратура является очень эффективным инструментом в изучении анатомии и позволяет проводить более эффективное обучение студентов.
С 2013 года в нашем университете функционирует лаборатория практического обучения. В арендуемых помещениях созданы восемь практикумов и учебная комната. Установлено учебное оборудование, более 100 различных по своему назначению тренажеров, фантомов, муляжей, в том числе высокотехнологические симуляторы, имитаторы, модули, которые помогают студентам осваивать базовые навыки. К примеру, в практикуме УЗИ диагностики установлен тренажер ультразвукового обследования в акушерстве «Сонно-Мама». Тренажер представляет собой торс беременной женщины, имеет внутренние и внешние анатомические ориентиры, два имитатора УЗИ-датчика для абдоминальных и эндополостных исследований, 147 точек расположения датчика. Благодаря этому студент изучает основные навыки УЗИ диагностики беременных и небеременных женщин с патологиями и без патологий.
Также у нас есть ультразвуковой виртуальный симулятор «ШЭЛЛ-64». Это самая удачная в мире симуляционная разработка для обучения ультразвуковой диагностике. В режиме реального времени такой аппарат решает проблему отработки практики проведения УЗИ по внутренним органам, кардиологии, акушерству и гинекологии, маммографии, кишечнику, щитовидной железе, обследованию сердца плода. В его системе имеется более 200 официально задокументированных эталонных историй болезней, диагнозов и снимков.
Обучение на ультразвуковом виртуальном симуляторе
Обучение в биохимической лаборатории
О практическом обучении
Обучение студентов практическим навыкам на базе лаборатории практического обучения на симуляторах и тренажерах-имитаторах способствует повышению уровня профессионального мастерства будущим врачам. Сегодня всем очевидно, что симуляционное обучение стремительно занимает свое место в подготовке медицинских кадров. Его преимущество – это опыт без риска для пациента, неограниченное число ошибок, снижение стресса. Безусловно, не может быть и речи о том, что симулятор способен полностью заменить работу преподавателя. Но он идеально подходит для профессионального обучения студентов, а также самостоятельной работы обучающихся. Сегодня современная наука может предоставить новые возможности для студентов, что мы и используем.
Производственную практику студенты медико-диагностического факультета проходят после второго курса (ознакомительная учебная практика), третьего курса (медсестринско-лаборантская практика) и четвертого курса (врачебно-диагностическая практика в отделениях функциональной и лучевой диагностики, а также клинико-диагностических лабораториях областных или районных больниц).
На первых этапах студенты за 12 дней знакомятся со структурой и оборудованием вышеперечисленных отделений, а затем за один месяц учатся выполнять рентгенографию, забор крови, электрокардиографию на пациентах. Кроме этого, во время прохождения врачебно-диагностической практики студенты по результатам исследований выставляют диагноз.
Отлично занимающиеся студенты выезжают на производственную практику в учреждения здравоохранения Республики Польша (Варшава, Краков, Белосток, Гданьск, Познань), Литвы (Вильнюс), а также России.
Практические занятия по
лабораторной диагностике
О распределении
После пятилетнего обучения студенты распределяются на первое рабочее место в районные, областные учреждения здравоохранения нашей страны, где они проходят годичную интернатуру (стажировку). Основная часть (55 %) студентов, балл которых составляет 7 и выше, распределяется лучевыми диагностами (рентгенологами, специалистами по КТ и МРТ), после прохождения месячной стажировки – врачами ультразвуковой диагностики. Остальные становятся врачами клинической лабораторной диагностики, врачами центров гигиены и эпидемиологии (бактериологами, врачами санитарно-гигиенических исследований, валеологами).
В 2017 году из 56 студентов врачами-рентгенолагами устроились 56 % наших выпускников, врачами лабораторной диагностики – 40 %. Сейчас Министерством здравоохранения РБ рассматривается вопрос о распределении врачами функциональной диагностики сразу же после окончания вуза (а не после четырехмесячной специализации).
О востребованности специалистов
Востребованы ли сейчас на рынке труда наши специалисты? Конечно! Во-первых, по данным областных комитетов учреждений здравоохранения, потребность в специалистах данного профиля составляет около 600 человек, а мы выпускаем ежегодно только 150. Во-вторых, при постановке диагноза пациенту лечащий врач обязательно начинает с общего анализа крови и мочи, рентгенографии и ЭКГ, а это значит, что в любом медицинском учреждении будет необходим специалист, который способен выполнить такую работу. В-третьих, профилактические мероприятия и улучшение здоровья населения напрямую связаны с врачами диагностического профиля.
О профессиональных качествах будущих специалистов
Абитуриент медико-диагностического факультета должен обладать широким кругозором знаний по разным разделам медицины. Он должен уметь анализировать и синтезировать. В его качества должны входить аккуратность, порой даже педантичность, ответственность, обязательность во всем, целеустремленность и упорство, постоянное самосовершенствование.
Но самое главное, что нужно понять перед поступлением: чтобы все удавалось, нужно любить свою будущую профессию, а если не будет интереса к ней, сколько бы усилий не прикладывалось – ничего не получится.
Желаю всем удачи!
Материал подготовлен при
содействии декана медико-диагностического факультета
Евгения Станиславовича Околокулака