Говорят, что в работе на стройке всегда есть две стороны: рутина и своего рода романтика. С этим машинист экскаватора Анатолий Сухоребров крайне не согласен. Вот уже 10 лет молодой человек видит в своей профессии творческую составляющую и старается не замечать серости и обыденности. Петербуржец с карельскими корнями относится к своей работе с северной закалкой и юмором. Шутит, что почти ежедневно он видит из серого только дождливую погоду и бетон, а во всем остальном – особые краски любимого дела. Ради него Анатолий сразу же после университета отложил в тот самый долгий ящик диплом о высшем образовании и отправился покорять стройку, «обуздывать» экскаваторы и зарабатывать первый капитал на заветную мечту. Впрочем, обо всем по порядку.
Из дефектоскопистов ушел в экскаваторщики
– С раннего детства я привык к труду. В школе летом прочесывал наши лесные просторы в поиске ягодных мест, сдавал собранное и таким образом прилично зарабатывал. В студенчестве тоже жил не только одной учебой: работал грузчиком, водителем штабелера, укладчиком, писал на заказ дипломные работы. Всегда старался зарабатывать так, чтобы не только на жизнь хватало, но и на мечты немножко оставалось. Окончив Петербургский государственный университет путей сообщения, получил специальность дефектоскописта. Профессия эта редкая и не очень востребованная. Основная обязанность такого специалиста – контроль качества укладки шпал и рельсов. Когда я принялся искать работу, связанную с этой деятельностью, разочаровался в своем выборе. Заработная плата была настолько низкая, что мужчине с таким ежемесячным бюджетом не удастся построить ни семью, ни дом. А я к такому не привык. Поэтому пришлось переступить через некоторые планы и амбиции, спрятать диплом и купить газету с вакансиями.
Каждый мой день теперь начинался и заканчивался поиском работы. Я уже готов был освоить любое дело, лишь бы оно было интересным и приносило прибыль. Заметил, что на рынке труда востребованы машинисты экскаватора. Отец, кстати, тоже советовал присмотреться к этой профессии: приносит хорошие деньги, если любить это дело и вкладываться в него по полной. С техникой я был на «ты». Рисковать мне было нечем, так почему бы не попробовать?
Курсы экскаваторщиков – не автошкола: все познаешь сам
Выбрал курсы, которые проходят при учебных комбинатах в Санкт-Петербурге. Профессию машиниста экскаватора там предлагают освоить за 2,5 месяца. Но изначально нужно было определиться, с каким видом транспорта хочу работать в будущем. Ведь есть мини-экскаваторы, а также гусеничные, колесные и карьерные экскаваторы, которые отличаются по мощности. Соответственно отличаются и категории, цена и сроки обучения. Есть и другие нюансы. Например, чтобы управлять колесным экскаватором, нужны водительские права хотя бы категории В.
Сложно предугадать, что в жизни больше пригодится. Поэтому я решил, что нужно освоить и гусеничные, и колесные экскаваторы. 1,5 месяца мы осваивали теорию: технику безопасности и устройство экскаватора, ну а также другие мелкие вопросы технического характера. А вот потом было самое интересное – практика, которая длилась целый месяц.
Многие думают, что на таких курсах нас обучают примерно так же, как и в автошколе: рядом инструктор, который постоянно объясняет и помогает при помощи дополнительных устройств управления. Но в реальности все не так. В первый день мне показали джойстики и различные рычаги и поверхностно объяснили суть работы этой мощной машины. И все. Дальше сам уже разбирайся – иначе это дело никак не освоить. Перед тобою гора щебня, кубов 20 примерно, 1 час времени и задача: из одной кучи сделать другую. Справился – на твое место садится такой же стажер и делает точно такое же задание. Получается этакий конвейер будущих экскаваторщиков.
Почему ничего «не разжевывают», а так относятся к будущим кадрам? Потому что из нашей группы в 30 человек, четыре человека, включая меня, были «желторотыми» студентами после институтов или техникумов без малейшего опыта работы со строительной техникой и вообще без какого-либо представления об этой сфере. Основная же масса обучающихся – представители различных предприятий, которые получают квалификацию за счет своей организации. Это люди стройки: бульдозеристы, водители самосвалов и другие рабочие. Получается, что мои «одногруппники» к тому времени имели не только теоретические знания, но и опыт работы на экскаваторе, пускай даже и минимальный. Где-то кого-то заменяли, где-то просто пробовали копать под присмотром профессионалов. А нам, «экскаваторщикам с нуля», было первое время нелегко.
Самое сложное – найти работу и поменять колесо в экскаваторе
Однако как показал мой опыт, научиться работать на экскаваторе – это еще не самая большая трудность. Самое сложное после такого обучения – это найти первое место работы. Я тогда обзвонил примерно 50 различных фирм в Санкт-Петербурге. Везде меня ждал один и тот же ответ: «Есть опыт работы? Если нет – до свидания». За время поиска подходящей вакансии я уже успел разочароваться не только в обучении, но и едва ли не во всей жизни. И тут наконец-то в трубке раздалось заветное: «Ждем вас на собеседование». Тогда понимал, что вот он шанс, другого может и не быть. Но это собеседование сложно было назвать именно этим словом. Без лишних вопросов меня посадили в колесный экскаватор марки «Белорус» и дали задание. Потом еще было много раздумий со стороны главного инженера. «С молодыми много мороки», – постоянно повторял он.
Теперь уже понимаю, что работу в нашей сфере следует искать несколько иначе. Сначала просто нужно «повариться» на стройке в роли рабочего, а потом уже идти от организации учиться работать на технике, которая востребована.
Своего шанса я не упустил: первый рабочий день – и сразу же командировка в Псковскую область. Причем от моей фирмы в этот рабочий трип отправился только я, без опыта и каких-либо представлений о том, что меня там может ждать. Уже на месте дали «куратора – тракториста, который три дня наблюдал за процессом. А потом со словами: «Толя, ты все можешь», – он отправился на другой объект. И сразу же у меня начались проблемы. Я пробил левое заднее колесо. Помочь некому – я один, да и шиномонтажа рядом нет. Примерно день я его только снимал. Только все исправил, выдохнул, обрадовался своим способностям, как через два дня у меня случилась точно такая же беда, но уже с правым. Результат: сорванная спина и я теперь едва ли не с закрытыми глазами могу менять колеса. После экскаватора в машине такая неполадка меня вообще не пугает. Когда прошел такое «боевое крещение», понял, что если справился с этим, то и все остальное мне будет по плечу.
Но все равно на стройке без сложностей никак. Порой бывает нелегко найти общий язык с прорабом или с начальством в целом. Ведь зачастую на практике не удается реализовать то, что необходимо в теории и прописано в инструкции. Бывает и такое, что тобой руководят одновременно сразу несколько человек. Получается, что возникает несколько рабочих версий строительства одного и того же объекта. Вот и приходится искать золотую середину между «как положено», «как выходит» и тем, чтобы это соответствовало установкам каждого из руководителей.
Существует стереотип: на стройке физически сложно. Но я гораздо больше устаю именно морально. Ведь многие рабочие, которые меня окружают, иногда либо не совсем хорошо знакомы с предписаниями техники безопасности, либо ввиду многих обстоятельств вынуждены ее нарушать. А я управляю машиной весом 25-26 тонн. Вот и приходится на несколько шагов вперед продумывать не только свои действия, но и «того парня». Не буду скрывать: иногда возникают такие моменты, когда жалею, что кардинально сменил профессию. Как снежный ком, накапливается моральное напряжение, ненормированный график работы, недосыпания, постоянные командировки, разлука с родными и друзьями. Но как только удастся отдохнуть хоть день и сменить картинку – снова безмерно люблю свою работу.
Купил два экскаватора и почувствовал полную свободу
Через 4 года упорной работы я понял, что нужно как-то дальше развиваться в профессии. Я сменил множество фирм и объектов, работая с арендной техникой. Познакомился с различными подрядчиками. И мой лайфхак – какая бы у вас ни была профессия, всегда просите контакты всех, с кем вам понравилось работать. Узнавайте дату рождения этих людей и поздравляйте их хотя бы с днем рождения. Зачем? Да просто чтобы вы помнили о них, а они о вас. Это реально помогает. Я до сих пор практикую такой простой метод. Как результат – я сформировал себе приличную клиентскую базу из проверенных подрядчиков.
Однажды решил, что пора купить личную технику. Взял кредит и стал счастливым обладателем своего гусеничного экскаватора марки Caterpillar. Впервые, почувствовал себя невероятно свободным человеком в плане работы. Теперь не меня выбирают подрядчики, а я! И это не только наиболее выгодные объекты и фирмы, но и адекватное начальство. К тому же, я теперь сам выстраиваю свой график работы, а это значительно упрощает жизнь и делает ее разнообразной. Хотя нужно понимать, что в нашей работе есть сезонность. Январь и февраль – время простоя из-за погодных условий. Поэтому надо постараться «раскроить» год так, чтобы продуктивно отработать эти месяцы летом, а зимой отдыхать.
К слову, еще свободнее я почувствовал себя, когда через 2,5 года смог выплатить кредит. Но тут же на свой страх и риск взял новый и выбрал уже другую модель экскаватора. На этот раз Volvo. Порой работаю на двух одновременно, иногда один сдаю в аренду или беру в команду второго машиниста.
Чувствую себя творцом и невольно становлюсь археологом
Многие удивляются, как мне за столько лет работы на экскаваторе не наскучила рутина. Но я вообще не считаю свою профессию рутинной, она у меня творческая. Хоть это звучит и немного смешно, но когда ты управляешь мощной машиной, а перед тобой огромная «рука», то чувствуешь себя настоящим властелином вселенной. Да и вообще я не называю себя машинистом экскаватора – я представляюсь ландшафтным дизайнером (шучу)!
Поскольку я не привязан к одной фирме, а постоянно работаю с разными организациями и подрядчиками, то меня не успевает затягивать рутина. Я не сижу в карьере всю жизнь, как думают многие. Нет и такого, что из кабины вижу лишь сплошные горы песка. Сегодня я могу копать пруд на даче у заказчика, через неделю работать над прокладкой водопровода или обустройством колодцев, а еще через пару дней буду трудиться на огромном объекте возведения современного жилого комплекса.
Есть в моей карьере и проекты, которые я с гордостью могу вписать в свое, так называемое, рабочее «резюме». К примеру, это строительство автономной котельной «Газпром» на берегу Финского залива – грандиозный многомиллиардный объект: везде камеры, охрана, ФСБ. Под таким пристальным контролем мне еще ни разу не приходилось работать. Еще один интересный проект: реставрация линий электропередач «Ленэнерго». Приходилось демонтировать и сносить столбы еще сталинских времен. Так что в прямом смысле удалось соприкоснуться с историей.
Хотя наша работа частенько в качестве сюрпризов подкидывает исторические артефакты, чаще всего времен Второй мировой войны. Первая моя находка – штык-нож в Псковской области. Затем в Новгородской области попался снаряд миномета. А вот патронов было столько, что уже давно сбился со счета. Коллеги как-то откопали немецкий блиндаж, заметили в нем армейский жетон. Сдали эту находку в посольство Германии и получили за это почти 10 тысяч долларов. Такие вот клады порой нам работа подкидывает. Поэтому мы невольно становимся еще и археологами. Это очередной раз доказывает, что моя работа творческая.
Женщина в кабине экскаватора – мощнейшая сила и неописуемое зрелище
За эти годы я вдохновился работой на стройке и решил, что построю себе частный дом. Ведь за столько лет я уже понял весь этот процесс как снаружи, так и изнутри. Поэтому без долгих раздумий купил участок под Питером – первым делом один построил двухэтажную баню. Дом начну возводить чуть позже. Парадокс в том, что фундамент для первого своего строения я копал лопатой. Если честно, это гораздо дешевле и проще было.
А вот экскаватор свой уже задействовал, когда делал пруд на участке. В то время примерил и роль инструктора. Сестра решила поближе познакомиться с моей работой и научиться управлять экскаватором. Ох, так морально сложно мне не было даже в те лихие времена моего обучения. Скажу сразу: женщина в кабине экскаватора – это такая неуправляемая сила, что не описать словами. Но через пару занятий я уже мог гордиться своими педагогическими способностями и талантами сестры. Если у нее в будущем будет свой участок, без проблем выкопает себе не то, что пруд – целое маленькое море.
А я, естественно, любимую махину буду использовать при укладке водопровода и возведении фундамента для дома. Уже пару лет нахожусь в предвкушении этого момента. Ведь это и есть та самая заветная мечта.
Мария ШНА