Школа – наш второй дом, и важная роль в этом доме отводится учителям. Именно они помогают нам познать мир, становятся помощниками в изучении наук и искусств, прививают любовь к учебе и совершенствованию.
О выборе профессии учителя, обучении и трудовых буднях расскажет педагог с большой буквы, учитель белорусского языка и литературы, заместитель директора школы по учебной части ГУО «Средняя школа № 1 г. Петрикова» Галина Сергеевна Казак.
– Галина Сергеевна, кем вы мечтали стать в детстве?
– В детстве я хотела стать учителем. Как бы парадоксально это не звучало, но с самого детства я мечтала только об этой профессии. Я окончила школу в 1991 году, время тогда было сложное. И когда я заявила родителям, что хочу поступать в педагогический университет, мама была в шоке. Родственники и знакомые отговаривали меня. Но я убедила всех в том, что не пожалею о своем выборе.
В том же году я поступила в Мозырский государственный педагогический институт имени Н. Крупской (ныне Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина) на филологический факультет. Я выбрала специальность «Белорусский язык и литература. Русский язык и литература».
Годы учебы прошли интересно и незабываемо. В университете трудились грамотные и начитанные преподаватели. В 90е годы многие писатели, чье творчество мы изучали в школе, эмигрировали. Современный литературный процесс изучался по периодической печати: журналы «Полымя», «Маладосць»… Когда меня отправили на практику в родной город Петриков, в школу № 1, я была приятно удивлена, что и наши педагоги это читали. Им зарплату не платили, а они делились друг с другом бюджетными рецептами, а потом обсуждали периодику.
Под влиянием преподавателей я поняла, что литература стала важной частью моей жизни. Все курсовые и дипломные работы я писала только по ней. И даже сейчас, выбирая между языком и литературой, мне больше по душе литература.
– О педагогических университетах сейчас можно услышать все больше сомнительных отзывов. Что вы можете сказать о педагогическом образовании, которое получили вы?
– Я не знаю, когда данные университеты начали терять свой авторитет. Может, это произошло тогда, когда высшее образование стало более доступным? Когда я окончила школу, не все ребята отправлялись поступать в вузы… Но позже появилось платное образование. Я не против него, университетам ведь тоже надо пополнять бюджет. Но в какой-то момент образование стало слишком доступным. И в педагогические вузы начали подавать документы те абитуриенты, которые не проходили в другие университеты…
И тут же хочу привести пример в защиту педагогических вузов. Не так давно Белорусскому государственному педагогическому университету имени М. Танка исполнилось 100 лет. По этому случаю в данный вуз набирали 100 медалистов без вступительных испытаний. И ведь медалисты шли туда – умнейшие дети! И это на самом деле заинтересованные ребята, которым небезразлична педагогика.
– Вернемся к вашей профессиональной деятельности. Галина Сергеевна, почему после окончания университета вы выбрали сферой своей деятельности белорусский язык и литературу, если у вас была возможность преподавать русский язык и литературу?
– Я всегда была ближе к белорусскому языку. Сейчас, если надо подготовить какой-то отчет, я его сначала в голове на родном языке прокручиваю, а потом уже пишу на русском. Жаль, что большинство редко используют белорусский в повседневной жизни.
– Помните ли вы свой первый рабочий день в школе?
– По распределению я отправилась работать в Петриковский районный отдел образования. Заведующая отдела посмотрела на мой диплом с отличными оценками и предупредила, что вакантные места есть только в деревне Мышанка. Но перед тем, как выдать мне направление на работу в деревню, она позвонила директору Средней школы № 1 г. Петрикова со словами: «Ко мне пришла ваша выпускница устраиваться на работу, у нее диплом с отличными отметками, а место трудоустройства я могу ей предложить лишь в Мышанке. Ищите у себя место для Галины, а то, если отправлю в деревню, потом будете жалеть».
Директор предложил мне вакансию педагогаорганизатора. Постоянный работник был в отпуске по уходу за ребенком, но я согласилась и на временное трудоустройство. Затем сама ушла в декретный отпуск. Спустя небольшое время была уволена, так как вышел на работу человек, на чье место я пришла. Но моя работа в школе № 1 на этом не закончилась. Когда моему сыну было полтора года, мне предложили четверть ставки библиотекаря. И я согласилась.
С 1999 года я работаю в ГУО «Средняя школа № 1 г. Петрикова» учителем белорусского языка и литературы. Вернуться в родную школу, где я сама училась, где все педагоги являлись родными, было очень ответственно. Хотелось оправдать надежды, соответствовать уровню. Считаю, я справилась с возложенным на меня доверием.
Первым уроком, который я провела в качестве учителя, был урок белорусской литературы. К нему я долго готовилась. Волновалась. Проходил он в пятом классе. Через год у этих ребят я стала классным руководителем. А говорили мы на том уроке о значении литературы, пользе чтения.
– Как вам удается вызывать интерес к белорусскому языку и литературе?
– Дело в том, что я люблю те предметы, которые преподаю. Живу ими. Я говорю это искренне. Поэтому и хочу привить эту любовь ученикам. Вызвать у них интерес к белорусскому языку и литературе.
Уроки языка направлены в большей степени на изучение орфографических и пунктуационных норм: правило, отработка, закрепление и контроль. Конечно, стараюсь подбирать познавательный и развивающий иллюстрационный материал…
А вот уроки литературы – это нечто иное: поиск собственной истины, право на собственное мнение! Люблю дискуссии и часто практикую такую форму урока в старших классах.
Конечно, мечтаю о том, чтобы родной язык звучал как можно чаще и повсеместно, но, к сожалению, реалии таковы, что дети общаются на нем лишь на занятиях.
– Опишите свой идеальный урок. Какой он?
– Идеальный урок – это тот, после которого звонок не слышу ни я, ни ученики. Когда после окончания занятия у детей есть желание доделать работу, а не бросить все и бежать отдыхать. Когда ребята подходят к учительскому столу пообщаться на тему урока.
Пару лет назад я участвовала в республиканском конкурсе «Учитель года». В одном из туров проводила мастеркласс в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины для студентов третьего курса. После окончания мастеркласса ребята встали и зааплодировали. Я не могу передать словами эмоции, которые тогда испытывала… Школьники не склонны к проявлению таких эмоций, но когда они уходят с урока и говорят спасибо, то это дорогого стоит.
– Что бы вы хотели, чтобы ученики вынесли из школьной программы?
– Я хочу, чтобы после окончания школьной программы у всех ребят появился любимый автор. Можно любить всю литературу, но не любить чтото конкретное. А быть одержимым творчеством какогото писателя – это первый шаг к тому, что будешь читать всю жизнь.
– Кто ваш любимый писатель?
– Мой любимый писатель – Василий Быков. В 80х годах по опросу Юнеско он был самым читаемым автором в Европе. Почему я его люблю? Возможно, от того, что он был борцом, у него присутствовал дух нации. Считаю, что все наше белорусское проявление – в нем. Быков – это военная правда, это трагедии простых мирных жителей. Я до сих пор перечитываю произведения этого автора и не могу начитаться.
– Как у вас проходят уроки по творчеству Быкова?
– Поособенному. Дети знают, что Быков – мой любимый писатель. И они стараются прочесть его книги. Понять произведения. Уроки по творчеству этого автора мы начинаем с биографии писателя, смотрим фотографии. Хочу, чтобы ребята прочувствовали его жизнь. Творчество автора воспринимается подругому, когда знаешь о жизни писателя, а не просто читаешь хрестоматийные знания.
– Как проходят другие ваши уроки?
– Впервые в истории школы мы участвуем в республиканском инновационном проекте, который рассчитан на три года. Тема проекта – внедрение модели формирования читательской компетенции в системе сетевого взаимодействия.
Суть в том, что творческая группа школы занимается созданием проекта, который направлен на формирование читательской компетенции. По условиям мы должны подводить детей к осознанию важности и необходимости чтения. И не только в рамках учебного предмета «литература». Чтение ведь есть и на математике, и на географии, и на истории… С понимания текста начинается сам учебный процесс. Можно прочесть и ничего не понять. Закрыть учебник и спокойно идти на урок со словами: «Я не понял». Наша цель – помочь сформировать у ребят читательскую компетентность, чтобы дети читали и понимали текст и, уцепившись за непонятный отрывок, осознали его, а не просто пробежали глазами. Интерактивные формы помогают сформировать компетентность, например, при помощи «облака слов», способ, при котором выстраивается ассоциативный ряд.
Также вызываем интерес с помощью буктрейлеров – небольших видеосюжетов по прочитанному произведению. Их учатся снимать дети. Дело в том, что ребята любят записывать видео. Это современно и интересно. Это то, что настоящие школьники видят и понимают. Они визуалы. Если раньше дети слушали, следя за мыслью учителя, то сейчас им нужна картинка. Если они не увидят или не создадут что-то сами, их это не зацепит.
– Интересный подход. Наверное, такие навыки требуют постоянного самосовершенствования…
– Да, в этом и есть уникальность работы учителя. Нельзя было получить академические и методические знания, и только с ними работать всю жизнь. Учителя тоже совершенствуются. Мы ездим на курсы, черпаем информацию из интернета. Сейчас ведь много образовательных платформ. Главное – было бы желание.
– Есть ли у вас хобби?
– Нельзя воспитывать детей только в рамках учебного процесса. Они должны видеть, что учитель – личность интересная. Мое хобби – это туризм и краеведение.
Моя любовь к краеведению началась после того, как мой коллега, учитель физической культуры, взял меня в водный поход по реке Случь. Поход занял 7 дней. По дороге мы встречали много исторических памятников, все они вызывали у меня интерес. Вернувшись домой из похода, мы написали отчет. С этой творческой работой мы принимали участие в республиканском конкурсе «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». Тогда я поняла, что исследования могут быть не только в рамках учебного предмета, ведь после подобных исследований получаются эксклюзивные материалы.
Теперь мы с ребятами постоянно принимаем участие в различных творческих конкурсах. В нашей копилке – дипломы и грамоты с международных и республиканских конкурсов. Но самой интересной работой считаю публикацию «Холокост. История и современность». Это материалистория о Бэлле Борисовне КустановичГутман – женщине, которая являлась реальным свидетелем холокоста.
Не могу в данном интервью не сказать спасибо своим ученикам, с которыми мы создавали творческие работы и завоевывали награды, особенно хочу отметить Дарью Курскову, Татьяну Бобер, Кристину Баеву, Веронику Марцинкевич, Веронику Ганцевич.
– Какое достижение считаете самым значимым за вашу учительскую карьеру?
– Я стараюсь профессионально сориентировать детей. Выбрать для себя творческие специальности многим моим ученикам помогло участие в исследовательских и научных работах. И это очень важно для меня.
Родители должны стремиться помочь ребенку сделать профессиональный выбор, но не решать за него. Можно привить любовь к какой-то профессии, но внушить любовь не получится никогда.
Все чаще меня обескураживают ответы учеников, когда их спрашиваешь, какую профессию они хотят получить. Многие ребята отвечают, что не знают, потому что все будет зависеть от того, сколько баллов наберут на централизованном тестировании. Я не говорю обо всех, есть много мотивированных учеников, но есть и неопределенные. Жаль, что потом такие люди приходят в профессию, не будучи к ней привязанными. Именно поэтому они не становятся хорошими специалистами.
– Как удается совмещать и административную работу, и учительскую, и не растерять творческий потенциал?
– Заместителем директора школы по учебной части я являюсь всего лишь год. Непривычная роль. Я знаю, что надо делать, чтобы быть успешным учителем, но у зауча есть и другие обязанности. Надо вести за собой коллектив. При этом я по-прежнему веду уроки, готовлю детей к олимпиадам, занимаюсь творческими конкурсами.
Много еще знаний надо получить, в первую очередь – методических. Я не могу, например, просто составить справку о посещенном открытом уроке, ведь важно быть полезной коллегам, дать методические рекомендации. А для этого мне надо разбираться в каждом учебном предмете.
С другой стороны, бывая на разных уроках, я что-то новое открываю и для себя. Казалось бы, что математик может дать филологу? Но знания могут найти любого. И это большой плюс в моей новой должности.
– Галина Сергеевна, что бы вы пожелали тем ребятам, которые собираются поступать в педагогические университеты?
– Во-первых, осознанно сделать свой профессиональный выбор. Ведь неправильно идти в учителя без осознанности. Прежде, чем подать документы в педагогический вуз, не обладая огромным желанием стать учителем, подумайте, хотели бы вы прийти на урок к преподавателю, который не любит свой предмет.
Во-вторых, не нужно бояться работать в школе. Здесь действительно можно развиваться всю жизнь.
Татьяна ЦАНДЕР
Фото из личного архива
Галины КАЗАК