Жизнь современного человека невозможно представить без химии: лекарства, косметика, мебель, посуда, одежда, обувь и транспорт – список того, что мы имеем благодаря этой области науки, можно продолжать бесконечно. В лабораториях научно-исследовательских институтов и предприятий химики, разрабатывая новые материалы и технологии, отчасти определяют, в каком мире мы будем жить.
Об особенностях важной для общества профессии расскажет кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии химического факультета БГУ Татьяна Свиридова.
– Татьяна Викторовна, молодые люди, выбирая профессию, определяют свое будущее. Насколько сегодня востребованы специалисты в области химии?
– Направлений, в которых могут работать химики, очень много: от фармацевтической технологии и нефтехимии до клинической медицины, косметологии и судмедэкспертизы. Практически все, что мы видим вокруг себя – химические материалы. Если удалить химию из нашей жизни, то мы окажемся в каменном веке, хотя даже тогда человек добывал огонь, а это уже маленький «химический опыт».
Работа химика, в частности химические исследования – крайне затратная вещь. Именно поэтому современная химия ради химии не имеет никакого смысла: никто не будет тратить деньги на то, чтобы получить какое-то вещество, которое никогда никому не понадобится. Химики творят будущее, занимаясь тем, что имеет практическое применение. Наверное, поэтому наши выпускники, как правило, не имеют проблем с трудоустройством и зачастую даже могут выбирать из нескольких предложений от работодателей.
– Химия прочно ассоциируется с лабораторными работами и экспериментами, а насколько важное значение имеет теоретическая подготовка?
– Ребята, которые собираются связать свою профессиональную жизнь с химией, должны любить учиться. Если мы говорим о химии, то это колоссальное количество фактического материала, и овладеть им – тяжелый труд. Ярким примером является Д. И. Менделеев, создатель периодической системы. Ведь его заслуга была не в том, что он случайно, как думают многие, расположил химические элементы по возрастанию атомных масс, а в том, что увидел закономерность в таком расположении. Дмитрий Иванович, обладая колоссальным объемом фактических знаний о структуре и химических свойствах большого круга неорганических веществ, внешнем виде кристаллов и их растворимости, увидел в полученной системе закономерность и смог ее сформулировать. Более того, ряд элементов, которые на тот момент не были открыты, он предсказал, описав с огромной точностью свойства их соединений.
Со времен алхимии каждый химик – это исследователь, открывающий что-то новое. Поэтому будущим химикам необходимо развить способность постоянно учиться и непрерывно совершенствоваться. Главная задача школьника, который хочет стать химиком, – накопить базовые знания, а также выработать стремление к новому, неосвоенному.
Студенты нашего факультета учатся довольно много. Иногда их занятия длятся с утра до позднего вечера. В частности, продолжительность лабораторных занятий на нашем факультете – шесть часов. В то же время, студенты осознают, что будущие химики должны много трудиться, и если они не отработают положенные часы в лаборатории, то не смогут стать квалифицированными специалистами.
– Каким школьным предметам стоит уделять особое внимание будущему химику?
– Не секрет, что некоторые знания, которые мы получаем в школе, напрямую не пригодятся нам в будущей жизни. Однако не следует забывать, что школа всесторонне развивает человека и формирует у него систему знаний и навыков, которые могут косвенно понадобиться в работе.
Например, будущему химику кроме своего профильного предмета необходимо иметь знания по физике и математике, ведь если он поступит на химический факультет, то будет изучать высшую математику и физику на протяжении нескольких семестров. Без этих знаний будет просто невозможно освоить физико-химические и физические методы исследования, статистическую термодинамику, квантовую химию, моделирование химических процессов и т. д. Также в школе стоит уделить внимание информатике, поскольку она способствует алгоритмизации мышления, что необходимо, в первую очередь, при планировании химического эксперимента.
Может это и не очевидно на первый взгляд, но химику нужны и гуманитарные предметы: история, литература, языки. Они развивают коммуникативные навыки, учат формулировать свои мысли, что критично для того, чтобы в будущем писать научные статьи или читать лекции. Химик, как и представители многих других профессий, в своей работе сталкивается с разными людьми и культурами и должен уметь поддержать диалог, а для этого надо быть человеком образованным. Конечно, не обязательно, чтобы в школьном аттестате были одни десятки, но надо суметь найти баланс и уделять достаточно внимания и сил всем предметам, ведь школа не просто так называется общеобразовательной.
– Какие качества следует развивать в себе человеку, если он собирается связать профессиональную жизнь с химией?
– Кроме хорошей теоретической подготовки, будущий химик должен обладать любознательностью и обязательно аккуратностью. Ведь химические профессии могут быть достаточно опасными. В нашей практике зачастую происходят непредвиденные ситуации: что-то разбилось, синтез пошел явно не так, как ожидалось и т. п. Простой пример: нет ничего сложного в том, чтобы нагреть раствор на плитке. Но даже такая простая операция может стать опасной, если не учесть летучесть компонентов раствора, их реакционную способность при повышенной температуре и т. д. Именно поэтому еще в школе ученики осваивают азы техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Современная школа стремится привлекать хороших учеников к подготовке научных проектов. Очевидно, что настоящие научные исследования могут быть реализованы только в стенах университета, однако даже такая «школьная» наука оказывается мощным фактором в формировании качеств будущего профессионала. Подготовка школьных научных проектов в совокупности с участием в олимпиадах и выступлением на школьных конференциях помогает сформировать лидерские качества школьника, умение поставить перед собой цель и прийти к конечному результату. Если в химию приходит человек с твердым характером, то он будет точно знать, чего конкретно хочет, легко найдет свое направление, будет в нем работать и уже на начальном этапе начнет добиваться результатов. Например, в прошлом году моя студентка-первокурсница (победительница олимпиад) захотела поехать на конференцию в Брест. Мы очень переживали, отправляя ее туда одну, волновались, чтобы она доехала и благополучно вернулась, а в итоге, будучи самой юной на конференции, она получила грамоту за лучшее выступление.
– Одно из направлений, в которых может себя реализовать химик – наука. Какие есть преимущества в карьере ученого?
– Во-первых, быть ученым – это престижно во все времена. Люди науки, как правило, занимают особое место в обществе, к ним относятся с уважением. Во-вторых, это постоянное общение с коллегами из научного круга – людьми, у которых их работа вызывает интерес и юношеский задор. К тому же, в науку постоянно приходит молодежь, которая заряжает позитивом и энергией. В-третьих, у химиков довольно много возможностей участвовать в конференциях, конкурсах грантов, ездить на стажировки. Это и общение, и возможность обмена опытом, и постоянное самообразование. В-четвертых, работа ученого – непрерывный поиск, позволяющий ему забыть о скуке, неопределенности жизненных целей. Практикующему химику не ведома ситуация, когда себя нечем занять.
И наконец, маленький, но приятный бонус… Результаты статических исследований показывают, что продолжительность жизни ученых больше среднестатистической, что, по-видимому, является результатом активной умственной деятельности.
Валерия БОНДАРЧИК