На первом месте среди проблем, волнующих подростков и их родителей, стоит выбор профессии. Мы поговорили с теми, кто уже сделал главный профессиональный шаг и стал студентом. Молодые люди рассказали нам о том, какие учебные заведения и специальности они выбрали, а также об особенностях обучения в их альма-матер и планах на будущее.
Виктория Батан
Я являюсь студенткой второго курса Института журналистики Белорусского государственного университета. Выбрала специальность «Печатные СМИ».
Поначалу учеба давалась нелегко. Периодически возникало желание забрать документы. Скорее всего, подобные мысли возникали из-за того, что университет – не школа. Здесь совершенно другая система, которая предусматривает соблюдение определенных правил и норм. К тому же, я интроверт, что тоже мешало мне найти себя в будущей профессии, так как журналист – человек, который всегда находится на виду и постоянно контактирует с окружающими.
Со временем появилась острая необходимость в кардинальных изменениях. Мне повезло, так как я попала в очень дружную группу, где учатся талантливые и удивительные ребята. Они готовы в любую минуту прийти на помощь. Постоянное общение с ними помогло мне раскрыться, выйти из зоны комфорта и позволить себе наслаждаться жизнью студента.
Я могу смело сказать, что на данный момент ни капли не жалею о своем поступлении в Институт журналистики. Изо дня в день я не перестаю восхищаться той семейной, доброй и уютной атмосферой, что постоянно витает в воздухе. Здесь поводится множество мероприятий, фестивалей, конференций и встреч с интересными людьми и журналистами-профессионалами из разных стран. Такое знакомство с профессией позволяет каждому студенту лучше понять будущую работу и раскрыть свой потенциал.
Нас учат замечательные и опытные преподаватели, каждый из которых умеет заинтересовывать своим предметом, готов поддержать придуманный проект, помочь с его реализацией.
Я не могу сейчас точно сказать, буду ли я работать по специальности. Тяжело прогнозировать будущее, когда ты не знаешь, что будешь делать через пару часов.
Марина Ермалович
Я учусь в Белорусском государственном экономическом университете. После его окончания буду дипломированным юристом.
Учиться в БГЭУ интересно и легко, главное – стараться и уделять должное внимание каждому предмету. Большинство студентов с удовольствием идут на занятия, так как преподаватели работают с душой и умеют найти подход к каждому молодому человеку. Если студент старается и стремится познать новое, но у него что-то не получается, то они всегда помогают. Это очень приятно. Администрация факультета с пониманием относится к студентам и всегда помогает решить возникающие вопросы.
Преподаватели рассказывают нам не только теорию, но и приводят примеры из собственной юридической практики. Считаю это большим плюсом обучения.
В нашем университете царит уютная атмосфера, студенты разных курсов тесно взаимодействуют между собой.
После окончания университета я планирую работать по специальности. Я еще не думала, стоит ли мне получать еще одно образование, но стать дипломированным экономистом будет не лишним. Если соберусь получать второе высшее, то поступать буду тоже в БГЭУ.
Иван Горбач
Я учусь в Белорусском национальном техническом университете на факультете транспортных коммуникаций и изучаю строительство и эксплуатацию автомобильных дорог.
На первом, втором и третьем курсах изучают основные технические дисциплины: высшая математика, сопротивление материалов, теоретическая механика, гидравлика, начертательная геометрия и так далее. На четвертом и пятом курсах преподаются специальные предметы, к которым подкреплены лабораторные, курсовые, расчетно-графические работы.
Сейчас я не могу охарактеризовать учебный процесс, так как считаю, что окончательное мнение по этому поводу у меня сложится тогда, когда я получу весь багаж знаний и на практике увижу, что из них мне необходимо в работе.
По поводу дополнительного образования я пока не думал. В моих планах устроиться дорожным разнорабочим еще во время учебы. Впоследствии я стану мастером, а когда получу высшее образование – прорабом, так как буду знать все особенности моей работы.
Ирина Жеребцова
Я учусь в Гродненском государственном медицинском университете на третьем курсе педиатрического факультета.
Учиться тяжело, но при этом очень интересно, так как каждый день удивляешься человеческому организму. Одна из ключевых особенностей нашего университета – это груз ответственности, который лежит на нас – студентах. Мы должны прилежно учиться, чтобы в будущем стать настоящими профессионалами своего дела.
Наши преподаватели – это практикующие педиатры, доктора медицинских наук, доценты… В общем, люди с очень большим багажом знаний. Они не перестают напоминать нам, какую ответственную профессию мы выбрали, и что именно мы стоим на страже здоровья, а значит и жизни.
Чаще всего пары начинаются в 8:00 и заканчиваются в 16:00-17:00. На первых курсах занятия проходят в учебных корпусах и больницах, которые разбросаны по всему городу. Необходимо быть подготовленным к каждому занятию, так как после разбора теории нужно написать проверочную или самостоятельную работу.
Несколько раз в семестре по каждому предмету сдается итоговое занятие, которое может включать от пяти до десяти тем. К сессии все итоговые должны быть сданы.
В мыслях о будущем еще нет конкретики. Собираюсь работать по специальности как минимум первые пять лет после окончания университета, так как сейчас я учусь по целевому направлению.
Иногда задумываюсь: какая же это ответственность – быть врачом! Врач – это не просто социальный статус, ему нужно уметь пользоваться своими знаниями и умениями. Именно врач обеспечивает здоровое будущее пациента. Такие мысли заставляют меня усомниться, смогу ли я всю жизнь работать врачом… Все покажет время.
Татьяна Карачун
Я учусь в Белорусской государственной академии авиации по специальности «Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте». В будущем я буду диспетчером управления воздушным движением.
Попасть в число курсантов Академии очень тяжело. Перед поступлением необходимо пройти военно-летную экспертную комиссию по здоровью. Если вы ее прошли, то еще не факт, что доучитесь до пятого курса, так как ее необходимо проходить каждый год во время учебы. К тому же, чтобы стать диспетчером, необходимо знать английский язык. Базовых знаний мало: нужно владеть английским на высоком уровне.
Учиться по моей специальности не очень тяжело, но долго – 5 лет. Отмечу, что преподаватели в Академии – мастера своего дела. К ним всегда можно обратиться за помощью, если что-то тяжело понять самому.
Мы учимся шесть дней в неделю, каждый день у нас по три-четыре пары. Первые два года дисциплины почти не связаны с профессией, так как сначала нужно выучить на высоком уровне базовые предметы. Начиная с третьего курса курсантов Академии обучают предметам по специальности.
Я верю, что после окончания обучения мне удастся найти место работы по специальности. Проблема в том, что в Беларуси не так много аэропортов, а штат сотрудников в каждом – около 300 человек. Если взять во внимание тот факт, что каждый год Академия выпускает около 30 человек, то, наверное, сейчас штат сотрудников укомплектован уже во всех аэропортах.
Сейчас я не планирую получать второе высшее образование. Но это, наверное, зависит от того, получу ли я место работы по специальности или нет.
Полина Калесникова
Я учусь я в Варшавском Университете туризма и рекреации на первом курсе факультета туризма.
Мне нравится учиться в нашем университете. Учебный процесс налажен в интересах студента. Бывает тяжело, но это обыкновенное дело для каждого студента.
Организация учебного процесса здесь специфическая. В первом семестре я училась пять дней в неделю, у нас было по две пары в день. Во втором семестре мы учимся три дня в неделю, в день у нас по четыре пары. Таким образом, у студента остается четыре свободных дня, в которые можно работать.
Я еще не определилась, планирую ли работать по специальности, но думаю, что буду. Параллельно получать образование или второе высшее пока не собираюсь, но планирую поступать в магистратуру.
Юлия Жидович
Я учусь в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка на втором курсе. Осваиваю специальность «Дошкольное образование».
Мне легко учиться, так как я готовлюсь ко всем семинарам и не пропускаю лекции.
Я считаю, что педагог-воспитатель – творческая профессия. В будущем я стану не только высококвалифицированным специалистом, но и другом для моих воспитанников. Мне предстоит учить детей и одновременно развивать их потенциал в игре, так как игра является основным средством познания.
Я получаю образование бесплатно, поэтому меня ждет распределение. После того, как «отработаю» два года распределения, будет видно, останусь ли я в профессии или нет. Сейчас собираюсь пройти курсы переподготовки по специальности «Логопедия».
Татьяна ЦАНДЕР
Фото из архивов респондентов