Порядок вещей в мире не изменился: веками знания были и остаются той силой, которая движет человечество вперед. Сегодня благодаря интернету заниматься самообразованием может любой. Однако жизнь взрослых стремительна, и им нечасто удается найти время, чтобы прочесть образовательные книги и посмотреть обучающие видео. Что уже говорить о том, чтобы посетить важный мастер-класс или записаться на курсы?
Вопреки всему, некоторые находят силы и время, чтобы развиваться и расти, осваивая новые навыки, изучая новые методы работы, получая первое и второе высшее образование. Что побуждает пойти учиться в вуз специалистов со средним специальным либо высшим образованием? С какими трудностями можно столкнуться на этом нелегком пути? Наши герои расскажут, почему решились поступить снова.
В детстве я мечтала стать детским врачом, потому что очень любила детей. Сколько себя помню, мне всегда нравилось с ними возиться и воспитывать их. К тому же, в моей семье много медиков, поэтому каждый день я слышала разговоры про пациентов, болезни и операции. Еще помню, что когда мама приходила с работы, ее руки пахли хлоркой. Мне это так не нравилось!
Но в медицинский я не пошла. В школе математику вела строгая преподавательница, которая требовала учить теоремы и их доказательства. Поэтому приходилось всегда усердно готовиться к этому предмету. А у учителей химии и биологии были более мягкие подходы к обучению. В результате в 11 классе я лучше знала математику, чем биологию и химию, поэтому решила связать свою жизнь с математикой.
Хотела поступить в БГЭУ, который находится в Минске, но не все зависело только от моих желаний. Родители решили, что мне следует учиться в Бресте, так как там живут наши родственники, которые смогут присматривать за юной студенткой.
Я поступала в 2002 году. Выбирала из двух вариантов: хотела выучиться на преподавателя математики и информатики в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина или на экономиста в Брестском государственном техническом университете. Когда я сдала экзамены в первом вузе и узнала, что прохожу по баллам, сил сдать экзамены в другом вузе не осталось.
После трех лет учебы на преподавателя я решила исполнить мечту и стать экономистом. Я поступила в БрГТУ на специальность «Бухгалтерский учет и аудит на предприятии».
Было, конечно, непросто. Утром я ходила на пары в первый университет, а после них бежала на пары во второй. Так я провела два года. Университеты находились друг от друга недалеко, поэтому я часто находила время, чтобы заехать домой и перекусить.
Учеба была «пропитана» теорией, но практики было немного. Успевала даже немного подрабатывать. Занималась репетиторством со школьниками 7-8 классов по математике.
На пятом курсе, когда государственные экзамены в двух вузах совпали по времени, было тяжело. Помню, что подготовиться к ним было довольно сложно.
Сейчас я ни о чем не жалею. Я нашла применение своему образованию, работаю менеджером. Правда, иногда задумываюсь о том, что нужно было лучше учить экономические дисциплины. Бывает, что приходится снова грызть гранит науки, чтобы восполнить пробелы в знаниях.
Если просмотреть брошюры университетов, которые приглашают получить дополнительное образование, почти во всех случаях встретишь такие квалификации, как «экономист», «бухгалтер», «программист», «переводчик»… Мне кажется, что это те профессии, которые может осилить среднеуспевающий человек. Считаю, что отдавать изучению подобных профессий четыре или пять лет не нужно.
Наверное, занимая любую должность, человек сталкивается с экономикой. Например, многие инженеры растут по карьерной лестнице и становятся директорами предприятий. Им не обойтись без экономического или юридического образования. Да и в жизни эти знания очень пригодятся.
Высшее образование многому меня научило. Мне стало проще искать ответы на многие вопросы. В вузе уделяется внимание не только дисциплинам, которые связаны с выбранной специальностью. Среди предметов можно найти культурологию, религиоведение, философию, психологию… В общем, классическое университетское образование расширяет кругозор и повышает любознательность.
Конечно, лучше получить второе образование, проработав в какой-то сфере некоторое время. Это время поможет выяснить, что действительно необходимо освоить. Так процесс обучения будет более эффективным.
Еще со школы меня увлекали обществоведение и география. Уже тогда я представлял себя работающим в государственном управлении. Но когда пришла пора определяться со специальностью, я не нашел тех, где профильными были бы мои любимые предметы.
Никогда не любил математику и физику, однако решил стать инженером, так как эта профессия казалась мне востребованной, перспективной и высокооплачиваемой.
Так я подал документы в БГТУ, спустя пять лет я стал бы инженером по автоматизации, но не прошел по баллам. Тогда я решил окончить колледж по схожей специальности.
После учебы в колледже меня распределили на Минский подшипниковый завод. Чтобы продолжать развиваться, я решил получить еще и высшее образование. Так я поступил в БНТУ, выбрав приборостроительный факультет. Хотелось стать квалифицированным инженером-электриком.
Считаю, что БНТУ – один из самых престижных университетов страны. Мне казалось, что будет не сложно, так как собирался освоить специальность, схожую с той, которую я освоил в колледже.
После двух лет учебы и работы я понял, что перспектив в этой сфере у меня не будет. Тогда я решил осуществить свою давнюю мечту: изучить ту сферу, которая мне всегда нравилась, выбрать подходящий вуз и специальность и поступить на дневное отделение. Так я окунулся в политологию.
В выборе университета я колебался между БГУ и БГЭУ. В итоге поступил в последний. Сегодня я дипломированный политолог-менеджер. С тех пор, как начал осваивать новое направление, ни разу не пожалел. Это и новый опыт, и новые возможности, и новые знакомства.
Считаю, что не важно, сколько у тебя дипломов. Главное, чтобы был определенный стаж работы, опыт, багаж знаний за спиной, которыми можно было бы подтвердить свою «корочку».
Есть случаи, когда люди идут за вторым высшим потому, что есть свободное время и желание учиться. Для меня главный повод снова поступить в университет – это расширение сфер интересов, что в будущем обязательно положительно скажется на карьерном росте. Конкуренция на рынке труда постоянно растет, и иногда образование может стать тем фактором, в связи с которым работодатель выберет именно вас.
Проучившись столько лет, теперь я считаю, что если необходимо получить новые знания и освоить новую сферу деятельности, лучше пойти на курсы. Учиться никогда не поздно!
В детстве мечтала стать археологом. Раскопки казались мне чем-то очень романтичным. Во время учебы в школе поняла, что стать Индианой Джонс не получится: это лишь представление о профессии, а настоящие археологи совсем не такие и занимаются совсем не тем. Из школьных предметов мне нравились математика и английский, и я решила стать экономистом.
В школе я училась хорошо, ЦТ сдала на высокие баллы, так что могла поступить на бюджет в любой вуз страны. Выбор был за мной. Перед подачей документов мы с мамой решили познакомиться с учебными заведениями. Я рассматривала БГУ, БГЭУ и Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Оценив местоположение и доверившись интуиции, я остановилась на Академии управления и выбрала специальность «Государственное управление и экономика».
Идея получить второе высшее образование появилась, когда я решила сузить свою специальность. Ведь экономистов общей практики много, а специалистов в отдельных направлениях можно на пальцах сосчитать. К тому же, тогда вступала в силу программа развития логистической системы и транзитного потенциала, в Беларуси планировалось создать 51 логистический центр. Это говорило об актуальности специалистов в сфере логистики и скором появлении большого количества рабочих мест.
Второе высшее образование я получила в БНТУ. Этот вуз был выбран мной по простому критерию – цена. Я решила, что буду учиться заочно.
Совмещать учебу в двух учебных заведениях было сложно только во время сессий. Мне повезло: занятия в первом и во втором вузе не пересекались, так что я всегда успевала.
О том, что получила два высших образования, я не жалею. Некоторые повторно поступают в вуз лишь для того, чтобы занять определенную должность, уже обладая знаниями, которые необходимы такому специалисту. Считаю, что количество опыта и знаний гораздо важнее количества «корочек».
Конечно, не обязательно поступать в университет, желая изучить ту или иную область. Можно пойти на курсы повышения квалификации, переквалификации и проч.
Многие говорят, что второе высшее – это неудачно выбранное первое. В моем случае это не так. Я поступила в университет второй раз для того, чтобы углубить знания по своей специальности в определенной сфере. Мне кажется, что если и получать второе образование, то нужно ориентироваться на развитие экономики и страны в целом: так можно спрогнозировать, какие сферы будут развиваться в ближайшем будущем и в соответствии с этим выбирать направление.
Наталья ДАНИЛЕВИЧ