Пока выпускники осваивают науки, необходимые для поступления, не выпускают из рук учебники и сборники тестов, набивают руку на репетиционных тестированиях, ребята помладше по мере сил и возможностей учат уроки и спокойно живут школьной жизнью. Среди них есть бойцы, которые стремятся достигнуть в учебе гораздо больших вершин, – участники олимпиад. Чего можно добиться, участвуя в этих своего рода соревнованиях? Какова ценность областных и республиканских дипломов и как с их помощью можно без ЦТ поступить в университет?
Олимпиады – это возможность показать себя и оценить свои силы. В этих интеллектуальных соревнованиях принимают участие многие школьники. Не обошла эта тема стороной и меня. Обо всем по порядку.
Первая моя олимпиада (по белорусскому языку) была в 6 классе. Я ответственно подошла к подготовке: учила все правила и справлялась со всеми упражнениями. Моя учительница по этому предмету – Валентина Кирилловна Марзан – также усердно мне помогала. Подготовка пролетела незаметно, и скоро настало время «Х».
После того, как олимпиада прошла, я стала потихоньку забывать ее и не надеялась занять призовое место. И тут, как сейчас помню, посреди урока математики заходит Валентина Кирилловна и радостно сообщает, что у меня 1 место! Никто не ожидал такого поворота событий, поэтому внезапная победа принесла вдвое больше радости, чем могла бы.
Благодаря первой победе меня заметили. С 6 класса по настоянию все той же Валентины Кирилловны я начала вести школьные линейки, позже и выпускные вечера. Продолжалось это вплоть до 11 класса. Эта первая победа стала по-настоящему судьбоносной для меня. Она привила мне любовь к языку, к написанию сочинений. Она сделала меня тем, кем я сейчас являюсь. Потом были и другие олимпиады: русский, английский языки. Но все больше всего сил я направляла на белорусский язык: он стал мне ближе.
Дважды я попадала на областные олимпиады. На фоне обычных, ничем не примечательных школьных будней олимпиады казались удивительным приключением. Оба раза я ехала за новыми впечатлениями и новыми знакомствами, и оба раза я получала это в полной мере.
Кстати, все мои олимпиады проходили в Кобрине. В этом городе мы волновались по утрам, а по вечерам гуляли и развлекались. Благодаря этим неделям в Кобрине у меня появились хорошие знакомые, с которыми до сих пор общаюсь. Было по-настоящему весело.
Здесь же я впервые столкнулась с жизнью в общежитии, с необходимостью делить свою комнату с кем-то еще. Я поняла, что каждый человек – «со своими тараканами». Училась принимать странности других и не конфликтовать. Бесценный урок.
А еще олимпиады хороши подарками! Благодаря участию в областных этапах у меня появился тостер и блендер. Разве не замечательно?
В 11 классе я снова участвовала в олимпиаде по белорусскому языку. На районе я заняла 2 место, немного обидно, ведь разбежка между первым и вторым местом была всего в нескольких баллах. Но, к моему удивлению, меня отправили на область. Со мной вместе поехала Наташа Филинович, девочка на год младше меня с моей же школы. Поэтому в этот второй раз на областной олимпиаде мне было легче, потому что я была не одна. Может, это спокойствие, а может и что-нибудь другое, но мне определенно что-то помогло. Ведь обратно я вернулась с дипломом 3 степени!
Этому диплому я была безумно рада. Конечно, диплом 1 степени обеспечил бы 100 баллов на ЦТ по предмету, а это очень круто. Но и 3 степень по-своему хороша: я освобождалась от сдачи выпускного экзамена в школе по белорусскому языку.
Олимпиады давно позади, а знания, которые я извлекла благодаря им, выручают меня и сейчас. Хороший уровень белорусского языка помогает до сих пор: далеко не каждый может одинаково прилично разговаривать и писать на русском и белорусском языках. Да и недельные «тренировки» проживания в общежитии позволили составить представление о будущих студенческих годах. А еще я смогла изменить отношение к людям и их странностям.
На своей последней олимпиаде я была вместе с Наташей. Впечатлений от «олимпиадной жизни» у нее не меньше, чем у меня.
Минский государственный лингвистический университет, факультет английского языка, квалификация «лингвист, преподаватель трех языков»
Моя первая олимпиада (по белорусскому языку) была в 8 классе. Ехать я не хотела, потому что очень боялась. А на олимпиаде все было настолько просто, что я была уверена: я все сделала неправильно. Через какое-то время мне позвонила классная руководительница и сказала, что у меня 2 место! Предупредила, что будет готовить меня для участия в следующем году. Стало понятно, что с белорусским языком я буду связана до конца школы.
Одним предметом я не ограничилась: были олимпиады по русскому языку, математике, физике, истории, географии. Независимо от предмета на олимпиадах были одни и те же люди. Мы не могли не познакомиться, а с некоторыми я и сейчас общаюсь. К примеру, в 10 классе, когда жила в общежитии во время областной олимпиады, познакомилась с теми, кого и сейчас часто вижу: они живут в студенческом городке.
Последняя олимпиада была в 11 классе. Снова по белорусскому языку. Готовилась серьезнее, чем раньше. В школе было освобождение от уроков, благодаря чему я не расходовала время на домашнее задание, а концентрировалась на языке. Олимпиада прошла успешно, хотя до диплома мне не хватило 0.25 балла. В итоге у меня 12 место. Мне очень понравилось.
Заняты мы были только утром, а вечером можно было гулять и изучать новый город. Было здорово впервые в жизни пожить отдельно от родителей.
Благодаря олимпиаде я основательно подготовилась к ЦТ по белорусскому. Это помогло мне и в студенческой жизни: на первом курсе к экзамену по языку я не готовилась, однако сдала на 9.
В общем, участвовать надо. Это совсем не страшно и очень полезно. Олимпиада ведь включает в себя не только углубленное изучение какого-либо предмета. Это еще и практика общения с новым людьми перед университетом, первая в жизни возможность испытать на себе, что такое самостоятельная жизнь.
Алена, моя хорошая знакомая, тоже «засветилась» на области. Как это было и что дало?
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, инженерно-экономический факультет, специальность «Информационные системы и технологии (в экономике)»
В первый раз я участвовала в олимпиаде по математике. Это была районная олимпиада. Она оставила только хорошие впечатления, поэтому на этом мое участие в олимпиадах не закончилось.
Жаль, что на область попала только в 11 классе. С того времени в памяти осталась история, связанная с некорректной формулировкой задачи. Задача была на теорию вероятностей. В условии парни угощали девушек мороженым, и нужно было определить, кто из них угостит больше девушек. По выданной нам формулировке задачи определить это было невозможно. В ответе я на это и указала, сославшись на то, что мы не можем определить реакцию девушек и, скорее всего, победит более симпатичный парень. Учительница, которая сопровождала нас на область, потом упоминала о моем ответе. Наверное, он неплохо поднял им настроение во время проверки.
Минусов в участии в олимпиадах я не вижу. Олимпиады помогают улучшить знания в интересующей области и познакомиться с людьми, у которых такие же интересы.
Ольга и Сергей, мои одноклассники, тоже участвовали в областных олимпиадах и тоже вернулись не с пустыми руками. Каково им пришлось и что дали им олимпиады?
Белорусский государственный университет, факультет международных отношений, специальность «Мировая экономика»
Первая моя олимпиада была по математике. Я заняла первое место на школьной олимпиаде, поэтому ехать пришлось. Остался скорее неприятный осадок, потому что на районной олимпиаде я впервые столкнулась с несправедливостью. Иногда победители не добиваются своих призовых мест честным трудом, а пробиваются с помощью своих учителей, которые сидят в комиссии и по возможности помогают.
Было очень обидно, но я все-таки решила участвовать в олимпиадах и дальше. За моими плечами олимпиады по русскому, белорусскому, английскому языкам, по математике. Благодаря участию в них я познакомилась и долгое время общалась с девочкой, которая вместе со мной попала на областную олимпиаду.
Самой запоминающейся стала моя последняя олимпиада. Я заняла первое место по английскому языку в районе и отправилась на область. Тогда я почти никак не готовилась, так как на тот момент первым в списке «хочу» было поступление. Основные силы я направляла на подготовку к централизованному тестированию. На деле получилось так, что заодно готовилась и к областной олимпиаде.
Тогда я впервые пожила в общежитии. Атмосфера была в целом напряженная: все относились друг к другу как к конкуренту и не стремились общаться. Но это не помешало мне забрать мой диплом 3 степени.
Главный плюс олимпиад – это опыт. Ты не только получаешь знания по предмету, но и знакомишься с новыми людьми. Также это возможность морально подготовиться к самостоятельной жизни. Ведь целую неделю ты предоставлен самому себе. Благодаря такому опыту удается понять, что иногда надо полагаться только на себя.
Среди минусов выделю конкуренцию. Я, например, не люблю конкурировать с кем-то, поэтому не люблю такого рода мероприятия. Правда, здесь можно узнать, на что ты способен, в чем твои сильные и слабые стороны, над чем нужно работать и на что еще надо обратить внимание.
Олимпиада – это такая вещь, к которой надо уметь правильно относиться. Конечно, всегда хочется победить, занять призовое место и с гордостью отвечать на вопросы учителей и одноклассников о том, как все прошло. В то же время важно понимать, что порой решают все вовсе не знания. Всегда нужно помнить: если ты учил и готовился, то это точно не пропадет.
Белорусский государственный университет, исторический факультет, специальность «История (по направлениям)»
На первую свою олимпиаду я поехал еще в 7 классе. И проверять свои знания мне довелось по одному из моих самых любимых предметов – истории. Тому, что попал на олимпиаду, я во многом обязан своему учителю, который в нужный момент сумел организовать мою подготовку.
Помню, я думал, что мое выступление будет полным провалом. Больше всего волновался, когда начали раздавать листы с заданиями. Но как только я получил их, сразу наступило облегчение. Я начал отвечать вопрос за вопросом, а застопорился только на двух заданиях. Поняв, что ответы на них не помню, я не стал крутиться по сторонам в надежде списать, как делали многие из участников, а просто пошел и сдал свою работу. Из-за этих двух заданий я был уверен, что мне ничего не светит. С пессимистичным настроением я позвонил своему педагогу и сообщил, что я ничего не займу.
Вечером, когда я уже практически забыл, что вообще участвовал в тот день в олимпиаде, мне позвонили. Сообщили, что я занял первое место с огромным отрывом! Это было неожиданным сюрпризом.
Седьмой класс для меня был только началом. Я стал регулярно участвовать на олимпиадах по разным предметам и на разных уровнях. Химия, биология, здоровый образ жизни, география, и, конечно же, история. Олимпиады по этим предметам стали неотъемлемой частью моей жизни. Я любил это дело. Благодаря моим регулярным поездкам по разным городам у меня появлялось множество новых знакомых и друзей. Иногда я даже влюблялся. Со многими из тех, с кем познакомился на олимпиадах, у меня и сейчас очень хорошие отношения.
Без смешных и необычных историй, конечно же, не обошлось. Например, я помню, как убегал от стаи собак в Барановичах. Помню, как познакомился в Малорите с преподавателем местного колледжа, который был родом из моей местности и ходил когда-то в мою школу.
За время олимпиад я стал значительно увереннее в себе и понял, что я что-то знаю и могу стремиться к чему-то большему.
Долгое время я думал поступать на геофак, потому что когда-то меня очень манила география. В 9 классе я занял четвертое место на области по этому предмету, и думал далее продолжать изучать его на углубленном уровне. Но судьба моя решилась в 10 классе, и это было напрямую связано именно с олимпиадами.
Обычно олимпиады проводились сразу по нескольким предметам в один и тот же день. Именно в такую ситуацию я и попал. Мне нужно было сделать выбор между историей и географией. Мне сказали, что я очень талантливый географ и должен идти по этому направлению, а в истории я «полный ноль». После таких слов я задумался: неужели я действительно так плох в истории?
Поставив перед собой этот вопрос, я дошел до республиканской олимпиады по истории в 11 классе, где занял 10 место. На это было отдано достаточно много времени и сил, но это того стоило. Добившись диплома республиканской олимпиады, я получил автоматическое приглашение на исторический факультет БГУ, где и учусь сейчас. Помимо этого, мне было гарантированно общежитие на 2 года. Я, в отличие от большинства своих знакомых, летом после 11 класса отдыхал. Мне не нужно было сдавать централизованное тестирование, потому что я уже знал, что для поступления мне нужна лишь ксерокопия моего диплома, паспорт и личное присутствие.
Пройдя весь олимпиадный путь с 7 по 11 класс, я понял, что это было замечательное время. Да, я потратил довольно много усилий для изучения нужного мне предмета, но это все теперь мне сыграло на руку во время учебы в университете. Благодаря олимпиадам у меня много друзей и знакомых. Я стал более раскрепощен и уверен в себе. Именно олимпиады во многом определили мою судьбу. Может, определят и вашу.
Беседовала
Наталья ДАНИЛЕВИЧ