Даже сегодня существуют преграды, которые мешают человеку свободно освоить любую профессию и добиться успеха в любимом деле. Мифы, которыми окутаны как профессионально-технические колледжи, так и высшие учебные заведения, мешают принять правильное решение. Попытаемся объяснить, откуда взялись различные заблуждения об учреждениях образования и как обстоят дела на самом деле.
Колледж у многих до сих пор ассоциируется с обидным словом «хабза». Вот такой современный диалектизм, который обозначает учащихся средне-специальных учебных заведений, а также эти заведения. Правильно было бы говорить «фабза», поскольку речь идет о более удобном произношении аббревиатуры ФЗУ – «фабрично-заводское ученичество». Школы ФЗУ в классическом виде просуществовали до 1958 г. включительно, а затем были переименованы в ПТУ.
Слово прижилось, а смысл забылся. Во времена ФЗУ полное среднее образование не было всеобщим и бесплатным, поэтому для молодежи из рабочих бедных семей обучение в «фабзе» или «хабзе» было естественным развитием событий. А многие просто начинали работать после 7 классов там, где их брали. А ведь в ФЗУ и ПТУ давали настоящие профессии, нужные при любых дефолтах и черных четвергах. Рабочий класс официально считался «гегемоном», а на самом деле в обществе росло нежелание относиться к этому теоретическому «гегемону», поскольку настоящим хозяином в СССР всегда был бюрократ, а таких в «фабзе»/«хабзе» не обучали.
Аргументов в пользу учебы в колледже может оказаться превеликое множество, причем у каждого они свои. Вот лишь несколько самых весомых.
В 15-16 лет многим хочется уехать в другой город или просто сменить обстановку: побыть без родителей, попробовать самостоятельную жизнь, рвануть за приключениями. И если родители готовы отпустить ребенка учиться, то колледж – отличный вариант. В 16, да и в 20 лет – самое время пробовать разные варианты, искать свое призвание, искать себя.
Например, поступить в колледж, поработать по специальности, а потом, если действительно понравится, пойти учиться дальше. Это более легкий способ приобрести уверенность в выбранном пути. К тому же, потеряется меньше времени, если профессия все-таки не подойдет.
Во многих школах уже с 8 класса занимаются в основном подготовкой к ЦТ и экзаменам. Проблема возникает, когда эти тесты-экзамены превращаются в нечто большее, чем просто инструмент образования, и становятся его главной целью. Тогда у детей возникает ощущение, будто школа существует только для того, чтобы сдать выпускные экзамены. Применять экзамены и тесты ради постоянного контроля – это как выдергивать из земли растение, чтобы увидеть, как оно растет. Поэтому многие школьники не представляют, что после экзаменов есть какое-то продолжение жизни, которое никак не связано со школой. Именно от этого «лечит» колледж. Он позволяет подростку раньше начать жить не только школьными проблемами, но и более полной и разнообразной жизнью, в которой есть место и учебе, и хобби, и отношениям, и работе.
Сегодня уже стерлась резкая граница между колледжем и институтом или университетом. Многие вузы, как частные, так и государственные, отметили преимущества профобразования и открыли колледжи на своей базе. Благодаря этому в колледжах появились лаборатории и мастерские, оборудованные по высшему разряду.
Некоторые колледжи заключают договор на трудоустройство с конкретным предприятием. В этом случае подросток, поступая в колледж, может смело рассчитывать на практику в солидной компании. Кроме того, у него есть все шансы получить там постоянную работу. Это отличная мотивация обойтись без 10-11 класса.
Сегодня на каждого учащегося колледжа заводят именную банковскую карту, на которую перечисляется стипендия. Согласитесь, собственная банковская карта – самый главный атрибут взрослого человека.
Обучение в колледже позволяет начать зарабатывать раньше, чем в случае продолжения учебы в школе. И если для подростка или для семьи эти вещи существенны, то выбор в пользу обучения в колледже очевиден. Там учащиеся вовлечены в конкретное дело, приносящее доход.
Еще обучаясь в колледже многие учащиеся трудятся по специальности в различных организациях и компаниях. Окончив учебное заведение, большинство ребят сразу же после выпуска имеет рабочее место на предприятии, которое с радостью принимает их в свою рабочую семью. А некоторые создают собственное дело и развиваются как индивидуальные предприниматели.
Получить высшее образование, конечно, важно. Ведь именно с дипломом о высшем образовании многие связывают успех в жизни. Но гораздо важнее заниматься тем, к чему лежит душа. И одно с другим не всегда совместимо.
Набор специальностей вузов довольно стандартный. И вам повезло, если вы с малых лет мечтали быть экономистом или юристом. Но что делать, если больше всего на свете вам нравится вкусно готовить или искать и устранять неисправности, возвращать к жизни разбитые машины? И такая ли большая беда, если в дипломе будет написано не «высшее», а «техническое» или «среднее специальное» образование? Вы же отремонтированный автомобиль будете показывать, а не диплом!
Если выбор профессии дается вам тяжело, проанализируйте, что происходит с рынком труда в вашем районе, подумайте, как изменится положение дел через несколько лет и что к тому времени может произойти в вашей жизни. Найти свое призвание можно в любых условиях.
Сегодня многие одержимы идеей поступления в университеты, причем в определенные университеты. Это вовсе не означает, что поступать не надо, но это надо не каждому и уж точно не каждому – в срочном порядке. Можно поступить попозже, не сразу. А среднее профессиональное образование станет своеобразным «мостиком» между школой и университетом. Ведь познакомившись ближе с выбранной профессией в колледже, молодой специалист получит больше возможностей для поступления в вуз.
Сейчас на рынке труда востребованы те, кто раньше начал осваивать профессию. И иногда оставить школу и пойти учиться в колледж ради приобретения этой самой профессии – это лучшее, что может сделать человек.
К тому же, поступить в вуз после колледжа не так сложно, как после школы. Кроме этого, для тех, кто собирается получать высшее образование по той же специальности, которую освоил в колледже, есть возможность поступить в вуз на сокращенный срок обучения.
Как-то один из пользователей портала The Question опубликовал интересный и провокационный вопрос: «Кем сейчас работает главный двоечник вашего класса в школе?» Полученные ответы в очередной раз развенчали силу взаимосвязи оценочной системы с будущим учащихся и с местом их учебы.
Двоечников не бывает. Бывают ученики в депрессии; ученики, от которых требуют слишком многого, не учитывая их способности; ученики с напрочь «убитой» мотивацией, которые не понимают, зачем им это все… И иногда современная школа никак не может им помочь.
Так не лучше ли продолжить учебу в колледже и попытаться самому решить свои проблемы? Там вас ждет современное обучение по востребованным профессиям, яркие впечатления, самостоятельная жизнь и новые друзья.
Оксана ЗАЙЦЕВА,
преподаватель УО «Белоозерский государственный
профессионально-технический колледж электротехники»