Дорогие друзья!
Впервые журнал «Кем быть?» попал в мои руки восемь лет назад, когда я была в Минске по приглашению коллег из Республиканского центра профориентации молодежи. Вернувшись в Москву, я рассказывала, какие молодцы белорусы, что сохранили государственную систему профориентации и выпускают замечательный профориентационный журнал. К сожалению, в России подобного издания нет. Поэтому благодарю создателей журнала за возможность узнавать новое и делиться своим опытом уже не в качестве «гостя номера», как это было в октябре 2012 года, а на правах соавтора.
Галина РЕЗАПКИНА
Чтобы перечислить основные мотивы выбора профессиональной деятельности, хватит пальцев одной руки.
Наиболее понятный и очевидный мотив труда – деньги. Немецкий психолог Э.Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека – рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Деньги – полезная вещь, но грустно было бы сводить смысл работы к заработку. Хотя традиционно профессией называется деятельность, направленная на благо общества, существует масса «услуг» на грани или за гранью закона, перечислять которые мы здесь не будем.
Повышенная потребность быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в политику, мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплен талантом и трудолюбием. Если нет – мир получит еще одного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена, самовлюбленного политика. Стремление к славе как ведущий мотив деятельности блокирует творческие способности и разрушает личность. В последние годы резко выросло число школьников, которые хотят быть писателями при отсутствии литературных способностей – только для того, чтобы написать книгу, издать хотя бы в одном экземпляре и поставить на полку как предмет гордости.
Еще один мотив выбора профессии – стремление к власти. Если власть – не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.
Эти мотивы образуют триаду: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Многие старшеклассники хотят быть чиновниками, политиками и депутатами потому, что эти профессии отвечают их потребностям в деньгах, славе и власти.
Пользуясь аналогией с выбором спутника (или спутницы) жизни, эти мотивы характеризуют профессиональный выбор как «брак по расчету». Не касаясь этической стороны вопроса, отмечу, что профессиональная успешность и удовлетворенность трудом в этих случаях проблематичны, Логическое развитие этих мотивов обычно приводит к эмоциональному выгоранию. Психиатры связывают рост истероидных и параноидальных расстройств у молодых людей с изменениями в их мотивации.
К счастью, еще есть люди, движимые иными мотивами.
Творчество – ведущий мотив труда людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения или только заработка. Творческое отношение к труду – это основа профессиональной успешности. Хотя творчество традиционно связывают с искусством и наукой, оно может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум.
Служение как мотив труда встречается все реже. Возможно, поэтому в наше время такая редкость – хорошие врачи и учителя, предупредительные продавцы, вежливые официанты. Ратное дело традиционно называется службой. В классической актерской среде принято говорить: «Я служу в театре», что подчеркивает высокий смысл актерского ремесла. Служение – это не столько вид деятельности, сколько отношение к своему делу.
Эти мотивы тесно связны с любовью как целью и смыслом любой деятельности. Они дают нам силы и возможности достигать душевного комфорта, хотя не всегда избавляют от материальных проблем. Чаще всего по специальности работают молодые люди, выбирающие профессию «по любви».
Наверное, возможны отношения с профессией по типу «стерпится – слюбится» – когда с годами начинаешь любить дело, выбранное из практических соображений. Но в моей практике психолога-профконсультанта такие не встречались – возможно, потому, что человек, преодолевший противоречие «по любви или по расчету?», в услугах психолога не нуждается.
В чистом виде все пять мотивов встречаются разве что в книгах – у каждого человека свои пропорции, которые меняются вместе с обстоятельствами и мироощущением. Осознание своих мотивов требует смелости и честности. Но без этого правильный выбор профессии проблематичен, так как предполагает понимание: «Что я хочу от будущей профессии?»
Как говорить с подростками о мотивах труда?
Классные часы, профориентационные занятия, разговор с сыном или дочерью дают возможность учителям, психологам, родителям затронуть тему мотивов труда. Постарайтесь избежать оценок и морализаторства – пусть за нас говорят любимые герои фильмов и книг, значимые для подростков персоны, чьи слова и поступки созвучны вашим представлениям о смысле труда. Используйте тщательно подобранные афоризмы, метафоры, примеры, видеоматериалы. Включайте в занятия развивающую самодиагностику, благодаря которой разговор об абстрактных вещах станет конкретным и более убедительным. Диагностика мотивов и ценностей – вопрос очень деликатный. Ее специфика в том, что она основана на самооценке, поэтому не имеет защиты от недостоверных ответов. Но это не важно – главное, чтобы результаты осознавали сами школьники, которые самостоятельно проводят обработку. Результаты диагностики лучше не фиксировать и уж точно нельзя передавать третьим лицам, потому что ее смысл – самопознание. Не бойтесь спонтанно возникающих дискуссий – это признак живой заинтересованности. Не ждите быстрых результатов – мы не знаем, когда прорастут посеянные нами семена, но если не сеять, точно ничего не взойдет.
Фрагмент занятия в старших классах по теме «Мотивы труда»
У рабочих, возводящих Шартрский собор, однажды спросили, что они делают. Один ответил: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий сказал: «Я строю храм».
В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы труда. Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы…» «Я хочу получить профессию… чтобы…»
Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются.
Методика «За двумя зайцами»
(методика Е.И.Головахи в модификации Г.В.Резапкиной)
Инструкция. Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества. | 5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций. |
2. Достичь высокого положения, известности, получить признание окружающих. | |
3. Получать высокий заработок. | 6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими. |
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои способности. |
Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией.
Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация противоречива. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент: учеба, спорт, любовь, творчество, здоровье или что-то другое?
Если цели определены – подумайте о средствах их достижения. Это, прежде всего, внутренние ресурсы: профессиональные интересы и склонности, способности, профессионально важные качества, образование, опыт.
К внешним средствам можно отнести деньги, связи, случай, ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие друзей и единомышленников и т.д. Внешние ресурсы могут быть хорошим дополнением к ресурсам внутренним. Но не больше!
Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»
А.С. Пушкина?
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, – говорит одна девица,
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, – говорит ее сестрица,
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, – третья молвила девица,
Я б для батюшки-царя родила богатыря».
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух – профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, вторую поварихой. У третьей сестры была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация: она хотела не работать, а быть царской женой. Именно ее царь взял в жены.
Многие, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады, разрываясь между противоречивыми мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей.
Методика «Иерархия мотивов труда» (Г.В.Резапкина)
Инструкция: оцените каждый из пяти вариантов ответа по степени их привлекательности для вас, обведя одну из цифр от 5 баллов за самый привлекательный для вас вариант до 1 балла за самый непривлекательный. Цифры в каждой группе ответов не должны повторяться!
1. Я предпочитаю профессию, которая позволит мне |
|||||
А) быть в центре внимания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б) помогать людям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В) управлять другими людьми | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г) заниматься творчеством | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Д) не испытывать материальных проблем | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Если бы у меня было много денег, я бы вложил(а) их |
|||||
А) в рекламу своей деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б) в благотворительную деятельность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В) в свою предвыборную кампанию | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г) в исследования и творческие проекты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Д) в надежные акции или в банк под высокий процент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Меня привлекает профессия | |||||
А) актера, журналиста, телеведущего | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б) священнослужителя, врача, учителя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В) политика, руководителя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г) ученого, художника, писателя, поэта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Д) банкира, финансиста | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Мне ближе высказывание | |||||
А) У человека, слава которого гремит, никогда не будет недостатка в друзьях и приязни людей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б) Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните помогать другим людям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В) Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г) Кто испытал наслаждение творчества, для того другие наслаждения уже не существуют | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Д) Деньги правят миром, и тот сильнее, у кого их больше | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Для меня важнее всего в жизни | |||||
А) Слава, признание окружающих | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б) Возможность служить другим людям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В) Власть над другими людьми | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г) Творческая свобода | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Д) Финансовое благополучие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сумма баллов |
Обработка: Подсчитайте количество баллов в каждом столбце:
20-25 баллов – ярко выраженный мотив труда;
15-19 баллов – выраженный мотив труда;
10-14 баллов – слабо выраженный мотив труда;
5-9 баллов – мотив труда не выражен.
Каждая колонка соответствует определенному мотиву труда:
I – «Слава»
Стремление быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплен талантом и трудолюбием. Если же нет, то мир получит очередного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена. Этот тип мотивации очень заразен, потому что вызывает справедливое недоумение: почему эта посредственность всем известна, а я – нет? Чем я хуже?
II – «Служение»
Этот мотив является полной противоположность предыдущего и встречается все реже. Возможно, поэтому в наше время становятся редкостью хорошие врачи и учителя, предупредительные продавцы, вежливые официанты. В актерской среде принято говорить: «Я служу в театре», что подчеркивает высокий смысл актерского ремесла. Служение – это отношение к своему делу, которое отличает духовно зрелых людей, ставящих интересы дела и других людей выше собственных.
III – «Власть»
Желание командовать и управлять встречается намного чаще, чем способность к руководящей деятельности, поэтому так много некомпетентных руководителей. В идеальном варианте власть может быть не самоцелью, а инструмент достижения благородных целей. Испытание властью – одно из самых сложных в жизни любого человека. Наверное, самое яркое описание феномена власти дал Толкиен в книге «Властелин колец». В реальной жизни политики так же неохотно расстаются с властью, как Горлум, Фродо или Бильбо Бэггинс.
IV – «Творчество»
Творчество как ведущий мотив встречается у людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения и заработка. Творческое отношение к труду – основа профессиональной успешности, поэтому ему обычно сопутствует уважение и достаток. Хотя творчество традиционно связывают с искусством и наукой, оно может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум.
V – «Деньги»
В современных условиях деньги – самый распространенный мотив труда. Рыночная личность воспринимает себя и других как товар, который надо выгодно продать. Главное в ее жизни – карьера и деньги. Деньги как ведущий мотив характерен для очень бедных и очень богатых людей, потому что смысл их жизни – экономия и накопительство. Опасность этого мотива труда заключается в неразборчивости средств для достижения цели. Большая часть преступлений совершается из корыстных мотивов.
Галина РЕЗАПКИНА
Галина Владимировна Резапкина – психолог-профконсультант, старший научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС и Центра практической психологии образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Москва), эксперт национального проекта «Образование», научный руководитель сети экспериментальных площадок Федерального института развития образования по теме «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников», член Союза писателей России.Автор более ста статей и двадцати книг по вопросам психологии образования и самоопределения молодежи, тренингов и программ диагностики профессиональных интересов, личностных особенностей, направленности личности.
Редактор сайтов «Методический кабинет Галины Резапкиной» (metodkabi.net.ru), «Время – выбирать профессию, место – Россия» (proftime.edu.ru), «Служба практической психологии образования Московской области» (psychologia.edu.ru).
Руководитель и соисполнитель двенадцати проектов Федеральной целевой программы «Развитие образования» (2008-2017гг).
Автор и ведущий курсов повышения квалификации для педагогов и психологов по программам «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения молодежи», «Психологическое консультирование по вопросам выбора профессии и планирования карьеры», «Оценка профессиональной компетенции персонала», «Профориентация детей и подростков с ОВЗ», «Профориентация под ключ».