Готовиться к ЦТ без репетитора сегодня считается делом рисковым. Высокие баллы в школе не гарантируют поступления в вуз. А недешевые занятия с репетитором могут стать неплохой мотивацией. «Кем быть?» исследовал рынок репетиторских услуг и узнал, сколько стоит нанять репетитора, какой формат работы наиболее эффективен, и как найти того самого, который приведет к заветным 100 баллам по ЦТ.
В поисках героев для материала мы просмотрели несколько площадок с рекламой от репетиторов. На сайте «Ваш репетитор», который позиционирует себя, как профессиональное сообщество частных репетиторов, только по городу Минску зарегистрировано 1293 преподавателя. Наиболее востребованы репетиторы по английскому языку – их 463, на втором месте репетиторы по математике – 219, на третьем – по русскому языку – 117. Другой интернет-ресурс завлекает пользователей названием «Недорогие репетиторы на одном сайте». Заходим. Минимальная цена – 7 долларов. Средняя разнится от 12 до 15 долларов.
Помощь абитуриентам готовы предложить преподаватели вузов, авторы учебных пособий по подготовке к ЦТ. Общаться с журналистами они не горят желанием, уверяя, что занимаются репетиторством не от хорошей жизни и в университете их «могут неправильно понять».
Их услуги самые дорогие. 20 долларов за полтора часа просит педагог, у которого в графе «о преподавателе» написано: «опытный преподаватель вуза с большим стажем работы, автор учебно-методических разработок, проводит занятия в центре города со студентами и школьниками для подготовки к сдаче зачета, экзамена, теста по теории вероятностей и математической статистике, основам алгоритмизации и программированию (Pascal,Delphi, C/C++, C++ Builder), спецдисциплинам, связанным с компьютерными технологиями».
В анкете преподавателя указан опыт работы – 27 лет. Обозначены цели занятий: ЦТ, репетитор 1-7, 8-10 классов. В графе «предметы» указаны теория вероятностей, информатика, программирование, основы алгоритмизации, математическая статистика и пр. Интересно, в каких школах преподают математическую статистику и где в заданиях по ЦТ есть такие вопросы? Здесь скорее предметы, которые нужны студентам.
Как выяснилось, действующих школьных учителей среди репетиторов на сайте немного. В основном это преподаватели, которые когда-то попробовали себя в репетиторстве, почувствовали разницу в оплате труда и ушли работать «на себя». К таким относится Наталья Сорокоумова.
Девушка, будучи второкурсницей Минского государственного лингвистического университета, устроилась на полставки учителем английского языка в школу. После окончания вуза работала за небольшую зарплату с нагрузкой в 36 часов. Когда от такой жизни устала, решила, что из школы пора уходить. Спустя несколько месяцев открыла ИП. И вот уже 12 лет развивает авторские курсы uchu.by. Занятия делятся на индивидуальные очные, онлайн-курс, мини-группы и малые группы. Индивидуальные занятия стоят 30 рублей 45 минут. Одно занятие длится 2 академических часа и соответственно стоит 60 рублей. В месяц при графике занятий 2 раза в неделю потребуется 480 рублей. Занятия в мини-группах по 3-6 человек стоят 180 рублей в месяц (восемь занятий по 80 минут). В малых группах, где занимаются
7-9 человек, стоимость составляет 140 рублей. И цена за онлайн-курс – 120 рублей.
– Занятия в группах мне нравятся больше, они выгодны и ученикам, и мне, а качество для ряда задач бывает выше, чем у индивидуальных занятий. Индивидуальные занятия больше подходят, когда нужно разобраться в сложных вопросах или реабилитировать результаты предыдущего обучения, – говорит Наталья. – Ученику со средним уровнем знаний по английскому языку при условии выполнения всех домашних заданий и следования всем рекомендациям, чтобы подготовиться к сдаче ЦТ вполне достаточно одного учебного года. Его уровень повышается примерно на 30-40 баллов по сравнению с баллом репетиционного тестирования.
Но если уровень знаний низкий, то готовиться нужно начинать за 2-3 года. Такие ребята сначала занимаются разговорным английским в группах, восполняют пробелы в знаниях, пополняют словарный запас и углубленно изучают грамматику. И уже потом в течение года перед тестированием они занимаются только по программе подготовки к ЦТ.
– В результате получают от 70 баллов и выше, – рассказывает Наталья. – Ребятам с высоким уровнем владения языком вполне достаточно заниматься 1 раз в неделю в течение года, или даже 3-4 месяца до начала ЦТ. Но если лениться, пропускать занятия и не выполнять домашнее задание, вряд ли что-то получится.
Методики работы с абитуриентами предлагаются разные: от индивидуальных занятий один на один с репетитором до занятий в группах из 4-5 человек. Практикуется формат обучения онлайн – когда учитель и ученик общаются по Skype. В таком формате начинала работать и Татьяна Ключ, поначалу стоимость составляла 30 рублей за занятие. Но поняла, что это занимает слишком много времени и решила запустить двухмесячный онлайн-курс стоимостью 80 рублей. За это время школьники вместе с Татьяной проходят всю теорию, которая необходима для ЦТ. В неделю два занятия и две домашние работы, которые нужно выполнить на сайте. Программа считывает правильные и неправильные ответы и создает статистику по ученикам. Таким образом, говорит девушка, можно посоревноваться за первое место в своем потоке, это мотивирует выполнять домашнее задание лучше.
– Я думаю, что уже сейчас классические занятия не столь эффективны, как занятия на разных платформах. Уже нет смысла писать конспекты и скупать десятки пособий. Да и искусственный интеллект уже давно превзошел человеческие усилия. Ни один репетитор не сможет составить статистику ошибок каждого ученика и разработать под каждого абитуриента программу подготовки. А искусственный интеллект может, –считает Татьяна. – Основа эффективной подготовки – теория, отработка ошибок и закрепление пробелов в знаниях. Поэтому заниматься онлайн гораздо эффективнее, чем писать конспекты с преподавателем офлайн.
Несколько лет назад девушка начала снимать видео-разборы заданий для ЦТ и размещать на своем YouTube-канале, который называется «Русский язык с Таней Ключ». Когда канал приобрел популярность, Татьяна уволилась с основной работы и полностью погрузилась в онлайн-обучение. Раньше над роликами работали два человека: сама Таня, которая отвечала за контент, и дизайнер, который занимался развитием сайта. Сейчас команда состоит из пяти человек, подключились два программиста и методист.
– Сейчас мы с ребятами работаем над платформой, где можно будет готовиться к ЦТ. Мы разрабатываем программу, которая будет запоминать неправильные ответы, выдавать задания согласно пробелам в знаниях ученика и считать, количество баллов, которое бы ученик получил на ЦТ, с текущим уровнем знаний. Так ученики будут видеть свой уровень подготовки и смогут представлять, сколько еще нужно усилий, чтобы получить заветные 100 баллов на ЦТ.
После каждого ЦТ у Татьяны Ключ огромное количество сообщений от ребят, которые готовились к тестам с помощью ее роликов. Они делятся своими результатами под видео на YouTube-канале. «Я получаю такое количество положительных отзывов, что мне хватает мотивации еще на следующий учебный год», – говорит репетитор.
Рекламу своих репетиторских услуг размещают на сайтах и студенты. Алексей Мендель, четверокурсник МГЭУ им. А.Д. Сахарова, начал заниматься репетиторством с первого курса. Преподает биологию. Сейчас Алексей одновременно занимается с двумя школьниками. Говорит, если брать больше, то будет сложно совмещать учебу и подработку.
– Одно занятие, которое длится полтора часа, я оцениваю в восемь рублей. За четыре года я не поднимал стоимость своих услуг, – говорит Алексей. – Положительный опыт подготовки к ЦТ у меня есть: одна из моих учениц набрала на тестировании 89 баллов, остальные – от 79.
К сожалению, из-за того, что парень сам пока еще студент, многие родители школьников относятся с недоверием и сомнением к его услугам. Сначала, по словам Алексея, взрослые внимательно следят, за тем, как проходит занятие с ребенком, как преподносится материал. Но спустя некоторое время сомнения рассеиваются, да и результаты ЦТ убеждают в качестве подготовки.
– Считаю, чем тратить бешеные деньги на занятия с преподавателем вуза, лучше найти толкового репетитора за приемлемую стоимость. –говорит Алексей. – Отлично разбираться в предмете может не только седовласый профессор. Студент без проблем поможет школьнику «подтянуть» баллы за четверть, быстро разобраться с материалами школьного учебника, ведь это для него уже пройденный этап, и его знания гораздо глубже школьной программы. Школьники лучше вникают в образовательный процесс под руководством репетиторов-студентов, так как небольшая разница в возрасте создает более доверительную атмосферу во время занятий. К тому же студент-репетитор отлично знает систему образования в вузе изнутри, знает, что требуют преподаватели, какие сложности могут возникнуть при поступлении. Эти знания помогут подготовить абитуриента не только к ЦТ, но и к дальнейшей учебе в вузе.
Впрыгнуть в последний вагон
Некоторые репетиторы удивляют своей многогранностью: в своих объявлениях они указывают, что готовы с одинаковым успехом подготовить школьников к ЦТ по физике, математике, химии и английскому языку. Выделяются среди общей массы объявлений и те, кто гарантирует «экспресс-подготовку» всего за несколько месяцев до начала ЦТ. Интернет пестрит объявлениями вроде «Сдай ЦТ на 100 баллов», «Однодневный курс подготовки к ЦТ за 4,5 часа» и так далее.
Заходим на сайт учебного центра «100ЦТ». Организаторы предлагают школьникам однодневный курс подготовки к тестированию, благодаря которому результат увеличится на 10-20 баллов. Записаться можно на очное занятие (39 рублей), либо на занятие в режиме онлайн (29 рублей). Чтобы узнать, реально ли подготовиться к ЦТ за 4,5 часа, мы связались с одним из преподавателей курсов.
Федор Адерейко готовит ребят к сдаче тестирования по истории Беларуси. Опыт преподавания – 10 лет. А самый высокий результат на ЦТ – 93 балла.
– Что есть по факту однодневный курс? Это разбор примерного варианта теста с объяснением заданий, отсылками к темам, объяснением способов решения конкретных заданий, – рассказывает преподаватель. – Я готовлю каждого абитуриента выжать из себя максимум в день ЦТ. Тут важен и психологический настрой. На курсе это и атмосфера, где можно добавить уверенности, побыть в кругу таких же абитуриентов, не сидеть дома бросаясь от книжки к книжке наедине со своими переживаниями.
Преподаватель уверен, что тот, кто ставит себе цель получить 100 баллов на ЦТ, все повторит, ликвидирует пробелы, задаст вопросы, получит ответы в виде темы и страницы в учебнике. А тот, кто в первый раз увидел тест – посмотрит, как делать задания, сколько сможет запомнить, столько и запомнит.
– Бывает, ко мне в панике прибегают родители школьников за 2-3 месяца до ЦТ, – говорит Наталья Сорокоумова, – обнаружившие, что их чадо так никуда и не продвинулось в своей подготовке к тестированию с одним репетитором. А я за 2-3 месяца помочь могу только в очень редких случаях. Поэтому для начала рекомендую разобраться в том, как нужно готовить к ЦТ, и попробовать несколько разных преподавателей, причем учитывать не только, доволен ли ученик, но и какой у него прогресс. И отвести не меньше года на поиск преподавателя. То есть, если у вас высокий уровень, и вы можете подготовиться за год, начинайте искать преподавателя за два года до ЦТ.
Наталья уверена, что, несмотря на довольно большое количество предложений от разных репетиторов на рынке услуг, хороших среди них единицы. И чтобы сходу выбрать толкового преподавателя по предмету, нужно разбираться и в предмете, и в преподавании. Иначе никак. Громкие имена, реклама, высокие цены, статус преподавателя хорошего вуза могут указать, как на хорошего педагога, так и на весьма среднего, который только за счет статуса и держится.
– Вообще есть мнение, что лучшие репетиторы – это те, у которых репетиторство – основной вид деятельности. А лучше всего готовиться к ЦТ у тех, кто многие годы профессионально готовит абитуриентов к ЦТ, – заключает преподаватель.
Александра ЯНКОВИЧ