Все большее количество экспертов утверждают, что уже в ближайшем будущем человечество столкнется с кардинальной сменой экономического и общественного уклада. Многие из задач, выполняемых сейчас работниками в различных секторах экономики, будут автоматизированы или исчезнут в связи с изменением способа организации общества. Для новой экономики потребуются специалисты нового типа. Перед ними будут стоять задачи, которые потребуют творческого подхода и готовности к сотрудничеству с другими людьми и с системами искусственного интеллекта. Будет меняться сам подход к работе. Вместо привычной сейчас линейной карьеры в одной профессии человек будет заниматься реализацией своего призвания, меняя конкретную деятельность.
Чтобы в эру высоких технологий и автоматизации значительного числа привычных нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения.
Патрик Гриффин, основатель исследовательского проекта ATС21S и директор Центра исследования оценки в Университете Мельбурна, разработал концепцию «Навыки XXI века». Он писал: «Суть концепции такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика, в XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому еще и любознательность, хотя это, пожалуй, не столько навык, сколько качество, личная характеристика человека». Навыки XXI века соединяют функциональную грамотность (базовые знания языков, счета, финансов, наук, культур) с компетенциями (критическое мышление, решение проблем, творческое мышление, сотрудничество) и личными качествами (любопытство, инициативность, упорство, лидерство).
Группа исследователей HR-клуба Сколково проанализировала «компетенций будущего». Ими были определены десять кластеров компетенций, шесть из которых, на их взгляд, являются наиболее важными. Самый большой кластер «компетенций будущего» связан с «умением взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми», требует таких качеств личности, как желание сотрудничать, эмоциональный интеллект, эмпатия или клиентоориентированность.
Второй по величине кластер «мышление и решение проблем» объединяет пятнадцать компетенций на основе критического мышления: умения корректно оценивать и анализировать факты и утверждения, принимать решения о том, чему доверять и что делать.
Третий кластер «обучаемость и открытость новому» объединяет такие качества, как обучаемость, любознательность, восприимчивость нового опыта. В итоге авторы делают вывод, что успех наполовину зависит от того, насколько мы умеем ладить с другими людьми, мыслить и обучаться. Следующие кластеры компетенций – это «инновационность и креативность», предполагающие смелость, готовность к творческому эксперименту и совершению ошибок; «цифровые знания и навыки», включающие программирование, знание основ робототехники, умение понимать и использовать новые технологии; «осознанность и управление собой» как умение управлять своим вниманием, находить смысл в работе и в жизни, жизнестойкость, умение строить собственные планы и понимать самого себя; «междисциплинарное взаимодействие»; «управление» (людьми, проектами, процессами, ресурсами); «этичность и социальная ответственность» (перед обществом и природой); «ориентация на достижение результата».
«Необходимо внимательно следить за рынком и вовремя понимать, какие умения востребованы сегодня», – заявил декан Школы изучения профессий при Колумбийском университете Джейсон Уингард газете Financial Times. Для успеха в карьере необходимо обладать следующими навыками:
Умение адаптироваться
При современных системах коммуникаций острой необходимости в офисной организации труда нет, поэтому многие компании отправляют на дистанционное выполнение все больше своих функций. Это значит, что доля внештатных работников в компаниях будет расти. Умение адаптироваться к условиям своего временного работодателя будет играть важную роль. Очень важно научиться быть гибким и находчивым, ведь задания придется решать вам самим, без чьей-либо помощи. Важно уметь договариваться и идти на компромисс, так как не всегда работодателю будет нравиться результат вашей работы.
«Умение адаптироваться – среди самых важных профессиональных навыков 2020-х. Поколение «бумеров» и поколение X, откровенно говоря, не настолько гибки, насколько этого требуют реалии нового времени», — отметил Уингард.
Действительно, новое поколение гораздо легче приспосабливается к переменам, молодым легче менять условия работы и место жительства. Это отличная возможность для молодого поколения проявиться себя.
Креативность
Креативность – чуть ли не самый важный навык человека. Умение смотреть на мир по-другому, решать проблемы необычным способом, видеть возможности там, где их нет, приветствуется во всех сферах. Людей, предлагающих что-то новое, необычное, всегда не хватает. Хорошие «креативщики» получают большие деньги за свои идеи. Фирмы всегда будут бороться за смекалистых работников. Ведь их успех напрямую зависит от новых идей. Имея креативную, умную команду, компания быстрее найдет изъяны в своем продукте, придумает как его улучшить и сбыть.
Переговоры
Поскольку роботы проникают в рабочую силу, а автоматизация рабочих мест становится все более обычным явлением, социальные навыки будут важнее, чем когда-либо в будущем. Вскоре ожидается, что даже люди, занимающиеся чисто техническими занятиями, будут демонстрировать более высокие навыки межличностного общения, а способность вести переговоры с вашими коллегами, менеджерами, клиентами и командами будет одной из первых в списке желаемых навыков.
Управление людьми
Независимо от того, сколько рабочих мест будет автоматизировано и насколько продвинутым станет искусственный интеллект, сотрудники всегда будут самым ценным ресурсом компании. Люди более креативны, могут использовать идеи и энергию друг друга. Но быть людьми также означает потерю мотивации, человек легко отвлекается, болеет.
Поэтому жизненно важно, чтобы в будущем менеджеры и руководители команд знали, как мотивировать свои команды, максимизировать их производительность и реагировать на их потребности. Хороший менеджер во многом зависит от эмоционального интеллекта, умения делегировать полномочия и выработки собственного стиля управления.
Внимание к деталям
С развитием технологий сложность различных процессов увеличивается, поэтому внимания на мелкие детали придется уделять больше. Хорошее внимание выражается в том, что специалист способен замечать, сохранять и отслеживать высокотехнологичные процессы, протекающие в компании, вовремя сообщать об ошибках и улучшать качество работы. Умение правильно следовать инструкциям, избегать ошибок в работе и улучшать существующее заставит руководителя обратить внимание на сотрудника, что увеличит его ценность в компании.
Критическое мышление
Критическое мышление – это способность оценивать ситуацию или проблему с помощью тщательного и ясного мыслительного процесса. Критическое мышление означает, что человек не принимаете аргументы или предположения просто так, без вопросов. Критическое мышление требует выявления закономерностей, фактов и деталей и позволяет принять обдуманное решение или найти решение сложной проблемы.
Принятие решения
У каждой компании огромное количество проблем, которые надо решать быстро. Умение принимать правильное решение вовремя – редкое явление. Нужно уметь не бояться большого количества вопросов, не бояться передавать свою работу другим, уметь держать в голове много информации и не забывать о людях. Проще говоря, это умение находить лучший выход из разных ситуаций. На самом деле людей, обладающих этим навыком настолько мало, что они не просто востребованы на рынке, компании конкурируют за то, чтобы они работали у них.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект – это умение распознавать свои и чужие эмоции, способность управлять ими. Обладатель данного навыка редко попадает в конфликтные ситуации, а если попадает, то быстро из них выбирается. Присутствие таких людей на рабочем месте создает более высокий уровень корпоративной культуры.
В отличие от некоторых «врожденных» навыков, высокий уровень эмоционального интеллекта можно развить в себе. Все что для это нужно, это при общении начать уделять внимание мелочам. Важно научиться понимать, что чувствует человек, замечать его движения, сопереживать, если потребуется, порадоваться вместе с ним.
Изучение психологии людей – процесс тонкий, именно поэтому эмоциональный интеллект один из самых востребованных навыков человека.
Какие умения нужно прививать детям уже сегодня
В 2019 году интерактивная образовательная платформа Учи.ру провела опрос с участием более 700 родителей учеников начальной школы. Родителям предложили выбрать те умения, которые, по их мнению, помогут детям стать успешнее в будущем. На выбор были предложены 11 навыков: как по soft skills (навыки планирования, навыки лидерства, креативное мышление), так и по hard skills по современным предметам (навыки видеомонтажа, работа с данными, основы предпринимательства и т.д.). Большая часть голосов была отдана soft skills – планированию, целеполаганию, умению учиться.
Навык планирования
Чем старше дети, тем важнее для них навык планирования: ведь с каждым классом привычных школьных дел становится больше, а задачи – сложнее. Навык планирования поможет ребенку научиться контролировать свое время, распределять приоритеты в течение дня или более долгих временных промежутков. Например, если ребенку после школы нужно посетить занятия в кружке, погулять с собакой, сделать домашнее задание и посмотреть мультик, то правильное планирование поможет ему все успеть. Навык планирования также позволит справиться со сложной задачей (будь то планирование своих каникул или подготовка к экзамену): декомпозировать большую задачу на более мелкие пункты и контролировать их выполнение. В конечном итоге этот навык помогает стать самостоятельнее и чувствовать себя увереннее.
Как этому научиться? Можно начать с составления планов: небольших – на день, и глобальных – например, на четверть. А потом отмечать в них уже выполненные шаги. Важно чтобы планы составлялись реалистичными и выполнялись систематически.
Освоить этот навык также могут помочь специальные интерактивные задания, погружающие ребенка в реальные жизненные ситуации, с помощью которых он может научиться расставлять приоритеты, разбивать задачи на маленькие шаги, выбирать, что нужно сделать прямо сейчас, а что можно отложить на более поздний срок.
Навык фокусировки
Вокруг столько всего интересного, чему хочется уделить время, что ребенку порой бывает сложно оставаться сосредоточенным на чем-то одном в течение продолжительного времени. Это приводит к накапливанию незавершенных дел и потере энергии при переключении от одной задачи к другой.
Развитие навыка фокусировки – то, что поможет ребенку сконцентрировать свое внимание на конкретной задаче, получить удовольствие от процесса ее выполнения и справиться с ней эффективнее.
Как этому научиться? Хорошее правило – делать одно дело за раз. Например, решая задачи по математике, зафиксировать время, в течение которого ребенок не будет отвлекаться на другой предмет, а разговаривая с другом или членом семьи – сконцентрироваться на разговоре и не отвлекаться на просмотр ленты в социальной сети.
Навык структурирования и критического мышления
Как научить ребенка справляться с большим потоком информации и помочь разобраться, на что стоит обращать внимание, а на что – нет? Как предусмотреть все варианты развития событий, чтобы принять правильное решение?
Критическое мышление – это не врожденный талант, а способность, которую можно натренировать. Здесь помогут такие навыки, как алгоритмизация и умение структурировать поступающую информацию: учите ребенка относиться к информации критичнее, учитывать разные мнения и точки зрения, анализировать информацию и данные.
Коммуникативные навыки
Умение корректно доносить свои мысли, общаться с совершенно разными людьми, свободно выражать свои чувства – навык, который поможет ребенку социализироваться и стать успешным человеком.
Развить навык коммуникации на практике поможет работа в команде, совместные задачи с одноклассниками или друзьями, а внутреннюю уверенность в общении можно выстроить с помощью интерактивных заданий, предлагающих решить реальные коммуникативные ситуации.
В развитии гибких навыков важна практика, поэтому поощряйте использование полученных знаний в повседневной жизни!
Исходя из представленных взглядов экспертов на компетенции будущего, можно сделать вывод, что востребованность специалистов во многом будет зависеть от успешности в сферах коммуникаций и взаимодействия. Тенденции последних лет показывают, что предполагаемое будущее наступает раньше, поэтому уже сегодня необходимо выстраивать свое обучение и развитие, фокусируясь на ключевых компетенциях.
Валентина ЛУКША