Мир стремительно меняется, а вместе с ним меняются и требования к специалистам, появляются новые профессии, исчезают старые. Сегодня для абитуриента актуален не только вопрос «Кем быть?», но и «Как быть?»: поэтому появляется все больше исследований, связанных с процессом построения успешной карьеры и выбором рода деятельности.
Анна Науменко, доцент кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью БГУ, кандидат филологических наук, консультант по управлению карьерой рассказала о своем опыте и поделилась важными для абитуриентов знаниями.
– Анна, расскажите о процессе создания курса «Управление карьерой»: как возникла идея, какой путь вы прошли, чтобы ее реализовать?
– Идея возникла после того, как я съездила на стажировку по программе Community Connections. Тема «Развитие услуг по управлению карьерой» показалась мне очень актуальной для факультета журналистики и для меня, как для преподавателя журфака, потому что как раз такой дисциплины и не хватало студентам. Мы ездили в город Детройт, штат Мичиган, посещали университеты, где видели, что существуют целые центры карьеры и управления компетенцией для студентов. С моей стороны было логичным предложить создать такую дисциплину у нас. У студентов специальности «Информация и коммуникация» уже давно есть такой курс, как «Деловая коммуникация». И в его рамках предусмотрена одна тема на несколько часов, касающаяся управления карьерой. Но для других специальностей такого курса не было. Идея как раз заключалась в том, чтобы предложить другим кафедрам дисциплину «Управление карьерой». Это мы и сделали, когда я приехала со стажировки.
– В школах и гимназиях о процессе построения успешной карьеры не рассказывают в подробностях. На ваш взгляд, нужно ли ввести отдельный предмет, посвященный карьере, на средней ступени образования?
– В школах проводится профориентационная работа, и отдельные темы затрагиваются на классных часах, внеучебных занятиях. Отдельного предмета, посвященного всему спектру профессий и разбору образовательных маршрутов в школе нет. В ответ на вопрос «Кем ты хочешь стать?» подросток чаще всего называет те профессии, о существовании которых он знает. Если о профессии ему неизвестно, естественно, он ее не назовет. Для того, чтобы помочь не просто определиться, а хотя бы знать диапазон профессий, конечно, нужен предмет, который рассказывал бы об этом. Другое дело – предмет о навыках, технологиях построения карьеры – для школьников рано его вводить. А вот узнать о спектре профессий, о том, какие профессии исчезнут, а какие останутся, как будет трансформироваться рынок труда – такие вещи на доступном языке школьнику обязательно нужно рассказывать.
– Как правильно определить, какая профессия подходит человеку больше всего? На что стоит ориентироваться в первую очередь?
– Определить, какая профессия подходит человеку, может только он сам. Я придерживаюсь той позиции, что нормально в течение жизни менять профессию, если того требуют желания, обстоятельства, окружающая среда. Ориентироваться нужно на свои склонности. У каждого они так или иначе проявляются: у кого-то способности, у кого-то талант, у кого-то одаренность. Например, часто можно услышать совет: «У тебя хорошо с сочинениями – поступай на журфак». Это очень утрированная рекомендация, нужно опираться на профессиональные интересы и склонности, учитывать реальные возможности.
К сожалению, не все выпускники школ знают, какие у них есть склонности. Не все могут разобраться в себе, провести самоанализ. Наверное, здесь уместно привлекать специалистов, которые профессионально смогут помочь: консультантов, психологов, менторов.
Что касается стратегий в самоопределении, то первое, что необходимо сделать – это разобраться с собой, исходить из того, что тебе интересно. Второй момент – нужно узнать, какие возможности предлагает мир, ознакомиться с профессиями, которые существуют.
Есть чудесный пример того, как в России детей знакомят с миром профессий. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах есть детские центры игрового обучения – города профессий для детей. Суть в том, что ребенок приходит в такой город с родителями, ему вручают «паспорт» гражданина города профессий, заводят «трудовую книжку», дают какое-то количество условных «денег». Передвигаясь по территории города, дети могут узнать, какие существуют организации, профессии и должности. В таком городе есть банк, больница, пожарная служба, самолет, футбольный клуб, телевидение и т.п. Представлены практически все организации и службы современного города, и соответственно – весь спектр основных профессий. Посещая город профессий, двигаясь от одной зоны к другой, дети могут познакомиться более чем с 50 профессиями, получают навыки, которые потом им обязательно пригодятся во взрослой жизни.
Конечно, профессии представлены в несколько утрированном понимании, все-таки это сделано для детей. Но тем не менее, ребенок может прийти и увидеть: в банке работает операционист, на почте – почтальон, в магазине – продавец. Ребенок имеет возможность походить по всем зонам и даже заработать за свою деятельность, а потом на выходе в маленьком магазине за эту «валюту» что-то купить. Таким образом дети понимают, как устроен взрослый мир. Мне кажется, с этого необходимо начинать любому родителю: с самых ранних лет приобщать детей к миру основных профессий. В школе диапазон знаний о мире профессий расширяется, дети узнают о многообразии специальностей.
Старшеклассникам полезно ознакомиться с «Атласом новых профессий» (http://atlas100.ru/). Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, какие новые специалисты потребуются работодателям. Важно читать, изучать, учиться анализировать, чтобы понять, что будет актуальным через десять лет и направить свой потенциал в эту сферу.
Полезно понаблюдать, как в реальном мире работают люди в различных организациях на конкретных местах. Есть интересная технология Job Shadowing, которая позволяет получить практическое представление о выбранной профессии, понаблюдать за действиями специалиста и изучить особенности его работы. Ты становишься как бы тенью профессионала. Так происходит погружение в профессию. Такой метод поможет понять, насколько тебе интересна эта сфера деятельности и профессия.
– Какими качествами должен обладать специалист, чтобы быть востребованным на современном рынке труда? Можете ли вы выделить общие для всех профессий качества?
– Это soft skills – навыки ведения переговоров и деловой переписки, умение организовывать себя, навыки самопрезентации. Сегодня это, в первую очередь, коммуникационные навыки и лидерские. Все, что связано с онлайн-сферой тоже востребовано и необходимо. Важны навыки самоорганизации. Например, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем.
Сегодня необходимы такие умения человека, как способность чувствовать тренды, находить причинно-следственные связи, работать в команде, взаимодействовать, коммуницировать. Эти навыки иногда важнее, чем университетские знания.
– На ваш взгляд, какие профессии будут наиболее востребованными в Беларуси в ближайшем будущем?
– Это профессии, которые, как правило, находятся на стыке IT и других отраслей: медицина и IT, математика и IT. Получается симбиоз, за ними будущее. Все, что сможет заменить машина уйдет в прошлое. Другое дело – такой ручной труд, как handmade. Он будет всегда актуальным и в век масс-маркета станет цениться еще больше.
– Если человек не имеет необходимых навыков, склонностей и способностей для желаемой профессии, но имеет огромное желание, как стоит поступить?
– Прокачивать, нарабатывать навыки, развивать способности. Как правило, если у человека есть большое желание, он своей цели добивается, находит пути. Другое дело, если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность.
– Что делать, если родители негативно относятся к выбранной профессии? Как сохранить хорошие отношения?
– Нужно разговаривать, обсуждать. Это первое. Спокойно и без излишнего напряжения и конфликтов. Разговор – это когда приводятся аргументы. Чем чаще к этому разговору возвращаться, тем больше шансов, что получится договориться.
Если родители настаивают на обучении по невостребованной специальности, важно находить веские аргументы, чтобы показать бесперспективность такого выбора. Доказывать делом, что то, чем ты интересуешься, важнее, чем то, что советуют родители, потому что у тебя в этом больше реализованных идей, у тебя это лучше получается. Демонстрировать на примерах. Нужно пытаться отстаивать свои позиции, свое мнение. Ведь трудиться по выбранной специальности придется молодому человеку, а не его родителям.
Анна БЕЛЬСКАЯ