Тот, кто учился в музыкальной школе, знает, что учеба там – это тяжелый труд. Он по силам только тем, у кого есть стремление заниматься музыкой, кто не мыслит себя без этого.
А теперь представьте, что вас учат играть на гитаре, фортепиано или учат петь онлайн… Как это? Мы поинтересовались, что думают преподаватели музыкальной школы о дистанционном обучении в режиме онлайн.
Дмитрий МИХЕДКО,
преподаватель игры на гитаре и ударных:
– В музыкальной школе, где я преподаю, онлайн-обучение было возможно, но популярностью не пользовалось. Эта форма обучения была введена для учеников, которым приходилось бы преодолевать большие расстояния, чтобы попасть в студию, например, из другого города, либо страны.
«Живые» уроки более привычны для всех. Ведь оптимальным способом раскрытия музыкального потенциала является очное обучение под руководством грамотного наставника. По понятным причинам, онлайн-обучение сейчас пользуется большой популярностью, хотя некоторые люди до сих пор присматриваются к подобным нововведениям и не представляют, как это – учиться в режиме онлайн. Тем не менее, и педагогам, и сомневающимся ученикам стоит попробовать и убедиться, что онлайн-формат – очень достойная альтернатива классическому занятию. Для мировой практики проведение онлайн-обучения – это нормальное явление.
Онлайн-занятия – отличный способ подтянуть теоретические моменты. В очевидные плюсы можно записать удобство, современность и, что на данный момент актуально, безопасность для здоровья. Необходимость пользоваться общественным транспортом и контактировать с людьми сводится к минимуму.
Все занятия я сейчас провожу в программе Zoom. По сути, само занятие по своей структуре проходит так же, как и «живое». Это тот же урок, в удобное человеку время. Но все же, это что-то немного другое… Возможно, без некой эмоциональной составляющей.
Из минусов, это, конечно, недостатки связи. Порой звук запаздывает или вообще пропадает, бывает картинка нечеткая. К тому же в режиме онлайн устаешь больше, чем от обычного урока. Время идет как-то иначе, медленнее. Однако, мне кажется, это дело привычки. Некоторые преподаватели сетуют на невысокую эффективность таких уроков. Но грамотно выстроенное занятие в любом случае приносит достойный результат.
Возраст моих учеников разный. На ударные может прийти малыш 4-х лет, на гитару – мужчина 60-ти лет, чтобы воплотить свою давнюю мечту. Если говорить в среднем, то это аудитория 18-30 лет. В большинстве своем это люди, живущие в Минске. С возникновением дистанционного онлайн-обучения появились даже ученики из-за рубежа, начиная от России и заканчивая Канадой.
Алла ШАРАНКОВА,
преподаватель вокала:
– Я преподаю вокал уже пять лет, но с практикой обучения онлайн столкнулась совсем недавно. Главным плюсом такого формата считаю возможность, не выходя из дома, продолжать заниматься вокалом. Для новичков занятия дома – меньший стресс, чем в аудитории. Для педагога это также хорошая возможность работать с людьми, которые живут в другом городе или стране и не имеют возможности приехать на занятие.
Для полноценного занятия важно иметь хороший интернет. И первое, что сразу вспоминается из минусов, это нестабильная видеосвязь, задержка звука, порой нечеткая картинка и др. Из-за погрешностей связи приходится по ходу занятия немного менять методику преподавания, учитывая все нюансы.
Работать в таком формате и преподавателям, и ученикам непривычно и в новинку. Приходится учитывать реалии времени и подстраиваться под новые условия. Но это новый опыт, новая ступенька в профессиональном развитии преподавателя.
Я считают такую работу интересной и продуктивной. Ведь за кадром все тот же преподаватель, человек, которому ученики доверяют, с которым изначально захотели работать.
Камилла ИВАШКЕВИЧ,
преподаватель фортепиано:
– Сейчас я веду частные онлайн-занятия. Такой формат работы попробовала недавно. В условиях пандемии решила изучить дистанционную форму обучения, хоть поначалу она мне казалась очень неудобным способом передачи знаний. Я использую такие приложения как Skype, Zoom, Instagram, реже FaceTime.
В день у меня может быть от четырех до семи занятий. В неделю 25-30. Оптимальное количество уроков на начальном этапе – это занятия 2-3 раза в неделю. Я требовательный преподаватель и учащимся задаю высокую планку. У моих учеников качественные и быстрые результаты, если они соблюдают все мои рекомендации.
Основная аудитория на моих занятиях – это молодежь. В среднем это возраст от 21 до 32 лет.
Сначала ребята разыгрываются на упражнениях и гаммах. Затем начинается работа по проверке заданий, которые я предлагаю для самостоятельного разучивания. Я проверяю, исправляю, даю рекомендации – и мы «идем» дальше. Разбираем следующую часть произведения, либо начинаем прорабатывать его с другой стороны: штрихи, динамика, темп, целостность. Если произведение отшлифовано, то начинается разбор нового произведения. Смена произведений может происходить и просто потому, что ученик устал, а занятие у некоторых довольно длительное. Чтобы занятие было эффективным, на мой взгляд, нужно брать меньше материала, но прорабатывать его тщательно. И так постепенно.
Проводя онлайн-занятие, я не могу поправить корпус ученика, опустить плечи или кисть так, чтобы ученик почувствовал себя в правильном положении. Но делаю это словесно и показываю правильную позу на собственном примере. Неудобно и то, что я вижу только с одной стороны клавиатуру и руки ученика, не имея возможности приблизиться к клавишам. Так как слух у меня не абсолютный и звук по видео немного искажается, в низком регистре я не всегда могу услышать незначительный промах, остается только внимательно вглядываться в картинку и очень внимательно следить, правильную ли клавишу нажал ученик. Меня спасает то, что я быстро запоминаю произведения, которые мы разучиваем, прорабатываю их самостоятельно перед уроками, и таким образом знаю их на слух и наизусть. Но все равно я сверяюсь с нотами.
В обучении фортепиано очень важна постоянная практика и взгляд со стороны. Домашняя обстановка для учеников более привычна, это способствует их эмоциональному и физическому расслаблению. На традиционном занятии, как правило, ученики начинают нервничать, если у них что-то не получается, а еще и я рядом нахожусь, в роли эксперта. При занятиях онлайн таких проблем не возникает.
Один из главных минусов – отсутствие непосредственного общения с преподавателем. Исключаются все моменты, которые связаны с индивидуальным подходом, так как отсутствует очное общение с педагогом. Например, я не могу показать учащемуся способ звукоизвлечения и определенные приемы так, чтобы он видел все в деталях. Конечно же, «живое» занятие – самая эффективная форма обучения.
Елена БАБУК,
преподаватель вокала:
– Онлайн-занятие, в принципе, с технической точки зрения организовать легко, нужен компьютер с веб-камерой или телефон. Со стороны ученика еще необходим дополнительный носитель, с которого он будет запускать себе фонограмму и синтезатор у педагога. Дальше проблема упирается в качество картинки и звука, а это зависит от скорости интернета и характеристик устройства, через которое осуществляется подключение. Не всегда это бывает на высоком уровне.
Что касается плюсов онлайн-уроков, то это несомненно гибкий график. Можно подстроиться под любую занятость ученика. Также можно увидеть себя со стороны, записав занятие, и потом его просмотрев.
Не всегда имеется возможность обеспечить качественный звук и картинку. Педагог не может до конца быть уверен, правильно ли работают нужные мышцы. Так как в условиях традиционного занятия в классе можно показать, пощупать, потрогать. Поэтому ученику придется четко следовать указаниям педагога и словесным объяснениям. Кроме того, нет такого энергетического обмена, как на занятиях в классе.
Да и педагогу сложно провести несколько занятий подряд, сидя у экрана компьютера.
Александра ЯНКОВИЧ