Главным национальным богатством страны всегда будут высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры.
Есть процессы, которые развиваются медленно, но уверенно. Один из них – преобразование рынка труда. Современное трудовое сообщество характеризуется формирующимся движением от массового производства к росту производства по индивидуальным проектам, от крупных монополистических корпораций – к новым организационным формам. Наблюдается, с одной стороны, конкуренция за наиболее высококлассные кадры, а с другой – фильтрация работников низкой профессиональной квалификации. Поэтому еще вчера большинство наемных работников продавали свой физический труд. Сегодня они продают свой преимущественно умственный труд в сфере услуг.
Очевидно и преобладание творческого, созидающего труда во всех отраслях по сравнению с трудом репродуктивным, воспроизводящим. В меньшинстве остаются рабочие, занятые на производстве исключительно физическим трудом, пусть даже используя станок с программным управлением. В связи с этим необходимо поддерживать личную конкурентоспособность, умение самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
Схематичный портрет нашего современника «наемного работника», в общих чертах, таков: без четкой социальной и профессиональной идентификации; с минимальными социальными гарантиями; гипермобильный (сегодня одна работа, завтра – другая, часто не совпадающая с полученным образованием); рискующий гораздо больше, чем раньше, а, следовательно, с повышенным показателям уровня стресса. Цель поиска трудовой деятельности – любимое дело, которое принесет кроме материального благополучия еще и относительную (а лучше – максимальную) реализацию. И как предел мечтаний – работать удаленно в иностранной компании. Этот тезисный обзор современного рынка труда и наемного субъекта труда должен подвести читателя к конкретному вопросу: каким «Я» должен быть специалистом, чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, соответствуя требованиям времени, современным социальным отношениям и личным профессиональным компетенциям?
Безусловно, самые неблагодарные занятия – предсказывать будущее профессионального мира и объективно оценивать настоящее. Но человечеству свойственно планирование, и поэтому рядом с несостоявшимися прогнозами есть и множество примеров очень удачных предсказаний. К примеру, появление и развитие современных технологий.
Очевидно, что уже сегодня происходят мощные социальные и технологические процессы, которые меняют окружающий нас мир, создавая будущее. Многие изменения происходят одновременно в разных производственных и обслуживающих секторах экономики. Этот факт требует новых «надпрофессиональных» навыков, которые важны для специалистов разных отраслей. Овладение такими навыками позволит работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также даст возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность.
Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах). К примеру, создание творческого продукта вроде мультфильма: придумывают в Америке, рисуют в России, а трехмерную анимацию создают в Китае.
Навыки межотраслевой коммуникации. Значительная часть работников должна будет разбираться не только в вопросах собственной отрасли, но и в отраслях своих поставщиков и своих потребителей. То есть владеть языком междисциплинарного общения, помогающего работать в одном коллективе людям из самых разных областей (скажем, психологу, музыканту и программисту, совместно создающим новую технологию «звукового SPA» для релаксации).
Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя. Высокая конкуренция требует от работника все лучшего понимания, что именно нужно потребителю. Наиболее успешными оказываются те компании, которые умеют совершенствовать старые и создавать новые продукты или услуги, быстро перестраиваться под запросы потребителя. Конкуренция между такими копаниями становится причиной постоянного изменения «правил игры» на рынке. Так, появляются новые продукты, которые вытесняют существующие и даже закрывают целые рынки (как автомобили вытеснили каретный транспорт, а мобильные телефоны заменили пейджеры).
Умение управлять проектами и процессами. В «эпоху перемен» недостаточно работать в проектных командах. Организация личных проектов становится критически важной характеристикой работников будущего. Менеджерам и организаторам, кураторам и руководителям нужно будет развивать свое мышление и логику, включать в работу новейшие методики и тактики, чтобы понимать, как привести свою команду к успеху.
Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач. Многим специалистам придется привыкнуть к молниеносному темпу жизни и научиться быстро принимать решения, мгновенно реагировать на изменения условий работы, иметь навык распределять ресурсы и грамотно управлять своим временем.
Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса. Значительная часть выполняемой работы станет творческой. Как следствие, способность к художественному творчеству из удела одиночек-творцов будет становиться массовым явлением. Все больше профессий будет связано с совместной деятельностью в группах. Люди меньше будут работать с механизмами, и больше – с другими людьми. Поэтому одним из важных (и повсеместно распространенных) умений станет навык организации работы с отдельными людьми и коллективами.
Повсеместное распространение технологий автоматизации. Да, автоматизация ручного и даже интеллектуального труда началась не вчера. Но в последнее десятилетие этот процесс сильно ускорился: во-первых, потому что компьютеры массового пользования стали по-настоящему мощными и теперь способны выполнять работу, которую раньше мог выполнять только человек (скажем, идентифицировать преступников в толпе), а во-вторых, потому что на глазах начинают дешеветь промышленные и домашние роботы.
Учитывая это, высококвалифицированный специалист будущего должен хорошо понимать, как именно выполнить свою работу, максимально автоматизировав ее, при этом понимая, какую работу, с которой не справится ни одна машина, следует сделать самому.
Системное мышление и системная инженерия (умение определять и работать со сложными системами). Именно благодаря системному мышлению человек может быстро разобраться в проблеме и найти решение, быстро включиться в новую для него область деятельности, а также донести свои идеи для людей из других отраслей или секторов. Таким образом, системное мышление – один из ключевых «надпрофессиональных» навыков, который потребуется большому числу технических специалистов и управленцев в самых разных областях.
Рост требований к экологичности производимых товаров и оказываемых услуг. Экологичность – это не только использование чистой воды или фермерских продуктов. В гораздо большей степени она означает бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также сокращение объема производимых отходов (включая повторную переработку отходов, применение биоразлагаемых материалов и прочее). Известно, что природные богатства не безграничны, и все мы должны нести ответственность за место, в котором мы обитаем – будь то наш дом, город, страна или наша общая планета. Поэтому навыки «экологически ответственного поведения» должны войти в стандартную подготовку любого работника. Можно даже предположить, что в скором времени такие знания будут прививаться с младших классов школы, становясь таким же стандартом для любого человека, как и умение читать и писать.
Сбудутся ли данные прогнозы и как будет выглядеть профессиональное общество будущего – никто точно не знает. Одно уже сейчас очевидно: надо непрерывно инвестировать в собственное профессиональное развитие и активно применять изученное!
Ирина ЛИТВИНА,
психолог ГУ «Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»