Довольно часто инициаторами посещения профориентационных консультаций являются родители ребенка. И это неудивительно – многие дети не осознают всей серьезности предстоящего выбора профессии или просто недооценивают той ответственности, которая скоро ляжет на их хрупкие плечи. Поэтому в практике психологов и профконсультантов бывают такие консультации, когда у родителей вопросов больше, чем у ребенка. Предлагаем вам ответы на самые популярные из них.
Вопрос: Ребенок не хочет продолжать семейную династию. Что делать?
Ответ: Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, то есть то, что больше нравится вам. Но совсем не обязательно, что выбранное вами направление интересует вашего ребенка, даже если идет речь о семейном деле, на благо которого трудилось не одно поколение. При выборе будущей профессии важно учитывать личностные качества ребенка, которые необходимы ему в данной специальности. Поэтому будет лучше, если вы поможете ребенку узнать и раскрыть способности, обсудите с ребенком его интересы и склонности. Подумайте, в какой профессии их можно применить. Важно не навязывать свой выбор. Разочарованность в работе может привести к психологическим проблемам. Ваша главная задача – не настаивать на выборе «семейной профессии» и продолжении династии, а помочь ребенку принять верное решение.
Вопрос: Я очень переживаю за ребенка, боюсь, что он никуда не поступит. Как справиться с такой тревогой?
Ответ: Чрезмерное беспокойство не приносит пользы ни родителям, ни ребенку. Вы должны это понимать и предпринимать все возможные меры по снижению у себя уровня тревожности. Как это сделать? В первую очередь, признайте свою тревожность. Принятие своих проблем – уже половина решения. Затем, постарайтесь найти причину тревожности: ваша тревога вызвана страхом, что ребенок не поступит. А что вы делаете для того, чтобы он поступил? Помогаете ли вы ему изучить свои индивидуальные способности? Знакомите ли вы его с миром профессий и рынком труда? Посещаете ли дни открытых дверей в учебных заведениях? Интересуетесь ли вы, кем в будущем видит себя ребенок? Чем хочет заниматься? И главный вопрос: если ребенок определился с выбором профессии, соответствует ли она его индивидуальным способностям? Реально ли он оценивает свои возможности? Поэтому, рациональнее будет тратить свои силы не на тревогу, а на конкретные действия, которые минимизируют все риски ребенка и снизят вероятность провала на вступительных испытаниях.
Вопрос: Ребенку сложно освоить школьную программу, как ему помочь?
Ответ: Способность хорошо учиться и легко осваивать школьную программу, безусловно, является хорошим преимуществом для ребенка. С такой особенностью ему намного легче готовиться к выпускным экзаменам, а потом и к учебе в учебном заведении. Поэтому это нормально, если родителей волнует вопрос, как помочь ребенку освоить школьную программу, при этом не лишая его самостоятельности в обучении.
Для начала вам необходимо определить причины плохой успеваемости. Это могут быть проблемы со здоровьем, психотравмирующие ситуации (конфликты в семье, разногласия между членами семьи, проблемы со сверстниками, конфликты с учителями), педагогическая запущенность, сложность освоения какого-либо предмета, в связи с отсутствием соответствующих способностей, нехватка внимания со стороны родителей, отсутствие режима, сложная школьная программа, чрезмерная загруженность ребенка дополнительными занятиями и обязанностями.
Определив причину, вы получите ответ на вопрос «Как помочь ребенку?», устраните причину неуспеваемости и увидите первые проявления желаемого результата. Нужно запастись терпением, ведь ребенку необходимо время, чтобы устранить пробелы в знаниях. Если долгие годы учебы его успеваемость в школе была невысокой, он был чрезмерно загружен и просто физически не было времени на освоение школьной программы, то, освободив ребенка от всех дополнительных занятий, не стоит ожидать, что через неделю он станет отличником, ведь ему предстоит еще очень много наверстать. С чем вы также должны ему помочь.
Вопрос: Я хочу, чтобы ребенок получил высшее образование, а он намерен поступать в колледж. Что делать?
Ответ: Для начала, хочу напомнить одно из самых главных правил для родителей, относящихся к выбору профессии: Ребенок должен сам выбирать профессию, задача родителей – помогать, а не выбирать вместо него. Казалось бы, все просто и понятно. Но только не на практике. В жизни этот выбор иногда становится, чуть ли не полем боя, где мечты и желания ребенка противостоят авторитету и опыту взрослых.
Отвечая на поставленный вопрос «Что делать?», для начала можно порекомендовать родителям просто спокойно поговорить со своим ребенком. Спросить, почему он принял именно такое решение. Возможно, для реализации его личных целей вполне достаточно образования, которое он получит в колледже. После этого никто не запретит ему поступать в высшее учебное заведение, если в этом будет необходимость. Объясните ребенку свою позицию и свое мнение. Только это должно быть аргументировано, с конкретными реальными фактами и доказательствами. Позиция «я взрослый – мне виднее» в данном случае не уместна. Вы должны убедить (если в этом есть необходимость), а не заставить принять ваше решение.
Вопрос: Мой ребенок гениален – у него феноменальные способности в математике, но педагоги специально занижают ему оценки, из-за этого ребенок не хочет ходить в школу. Как решить эту проблему?
Ответ: Вопрос, который больше относится к проблеме межличностного взаимодействия педагога и ребенка, чем к проблеме выбора профессии. Но, из личного опыта профориентационного консультирования, могу сказать, что это один из самых популярных вопросов, которые задают родители. Только в разных вариациях. Был случай, когда мама утверждала о сверхспособностях своего ребенка, опираясь на то, что подросток «делает гениальные поделки из шишек», но в школе его творчество никто не оценил, что также повлекло проблемы с коммуникацией в коллективе.
Вывод прост: принижать способности ребенка и не замечать то, где он проявляет нестандартный подход – нельзя, но и приписывать ребенку одаренность и гениальность там, где ее нет – нельзя вдвойне. Чтобы избежать ошибок в этом направлении, для начала изучите теоретические аспекты способностей. Вы должны четко понимать, что такое задатки, склонности, способности, талант и знать где находятся границы одаренности и гениальности. Это поможет вам адекватно оценивать достижения своего ребенка. Безусловно, каждый родитель видит своего ребенка более успешным, более способным и развитым, чем знакомые сверстники и старается любым способом это превосходство донести до ребенка. Но лестная похвала порой приносит больше вреда, чем пользы, особенно, если она далека от реальности.
Если проблема уже возникла: вы считаете, что ребенок на самом деле обладает гениальными способностями, которые в школе не оценивают по достоинству, то необходимо обратиться к педагогу, который ведет соответствующий предмет. Объясните спокойно, без претензий ваш запрос. Возможно, по каким-то причинам ребенок просто не может показать все свои возможности в школе (одной из причин может быть боязнь насмешек со стороны одноклассников, имеющих более низкую успеваемость), поэтому педагог и не может оценить его объективно. Если беседа в школе вас не удовлетворит, можете обратиться за консультацией к другим педагогам по соответствующему предмету. Если все они будут едины в выводах о том, что гениальности у него в этом направлении нет, то, скорее всего вы просто переоцениваете возможности ребенка. Это не означает, что он какой-то не такой или плохой. Просто его индивидуальные особенности будут полезны в другом, подходящем именно для него направлении.
Вопрос: Ребенок сомневается между двумя противоположными сферами: стать программистом или продолжить на профессиональном уровне заниматься спортом. Как помочь ему с выбором?
Ответ: Для начала, спросите у ребенка, что ему больше нравится? Программирование или спорт? Если ему сложно определиться, то можно попросить знакомых программистов и спортсменов (в том виде спорта, которым занимается ребенок) рассказать подробно, в чем именно заключается одна и вторая профессия. Возможно, у ребенка нет полной информации обо всех нюансах этих видов деятельности и поэтому ему сложно определиться. Обязательна в данном случае профориентационная диагностика. Результаты тестирования покажут, в каком направлении у ребенка больше склонностей, способностей и интересов. Бывают и такие результаты, когда и по одному и по второму варианту приблизительно одинаковые показатели. В таком варианте необходимо помочь ребенку с дальнейшим изучением мира профессий: посещать с ним дни отрытых дверей, изучать информацию на сайтах учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов тех направлений, между которыми ребенок сомневается. Изучайте вместе информацию в интернете (а потом обсуждайте ее), следите за рынком труда, читайте профессиограммы, в которых будет указана вся необходимая информация о профессии. Посетите врача, чтобы узнать, есть ли у ребенка медицинские противопоказания к выбранным профессиям. Проделав вместе с ним такую глобальную диагностическую и аналитическую работу, выбрать между двумя вариантами ему будет намного проще, чем ждать, когда решение само придет в голову. Для того, чтобы облегчить ребенку окончательное принятие решения, скажите ему, что выбор в пользу одного варианта не означает полный отказ от второго – один из вариантов всегда можно оставить как хобби и продолжать им заниматься в свободное время.
И, конечно же, самое главное правило, которое применимо в любом профориентационном вопросе – ребенок выбирает сам, родители только помогают!
Вопрос: Можно ли ребенку помочь с развитием способностей? Как это сделать?
Ответ: Помогать ребенку развивать его способности не только можно, но и нужно! Для этого вам необходимо знать, какие выделяют уровни развития способностей: задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей; способности – индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности; мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности; талант – высокий уровень развития специальных способностей (это определенное сочетание высокоразвитых способностей, так как изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом); гениальность – высший уровень развития способностей.
Способности обеспечивают успешность человека и всегда входят в структуру различных видов деятельности, определяя ее содержание. Они представляются наиболее важным условием достижения вершин профессионального мастерства. Для того, чтобы помочь ребенку с их развитием необходимо понаблюдать за тем, что он любит делать и чем предпочитает заниматься. Это поможет вам определить, в каком направлении организовать ребенку дополнительные занятия, кружки, курсы, а также досуг.
Если вы заметили, что ребенок любит разбирать и собирать различные приборы; с удовольствием изучает техническую литературу; интересуется самыми разными механизмами и машинами; с удовольствием занимается черчением, рисованием эскизов и различных механизмов – у него преобладают способности в технической сфере.
Если ваш ребенок с большим чувством и удовольствием играет на музыкальном инструменте или поет; легко запоминает мелодии и ритмы, а также может их воспроизвести; сочиняет свои собственные мелодии; разбирается в различных областях музыкальной культуры – у него выражены музыкальные способности.
Если вы наблюдаете у ребенка интерес к чтению научно-популярных изданий; способность к пониманию абстрактных понятий и стремление к обобщениям; если ребенок задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира, а также пытается дать им свое объяснение – у него выражены способности к научной деятельности.
Если ваш ребенок умеет увлечь аудиторию и слушателей своим рассказом; с большим желанием выступает перед аудиторией; часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; любит перевоплощаться; стремится посещать театральные кружки – у него выражены артистические способности.
Если ваш ребенок любит спортивные игры и всегда в них выигрывает; хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику; предпочитает подвижные игры и соревнования – у него выражены способности в области спорта.
Если ваш ребенок любит писать рассказы, стихи, дневники; старается как можно шире использовать палитру языка для того, чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа; рассказывает всегда логически и последовательно; не стесняется демонстрировать свои литературные произведения – у него преобладают литературные способности.
Если вы заметили у ребенка увлечение художественными произведениями искусства; стремление в своих рисунках передать окружающий мир через призму собственного восприятия; умение видеть прекрасное и необычное рядом; а также с помощью рисунка или лепки он пытается выражать свои эмоции и чувства, – у него явно преобладают художественные способности.
Если у вашего ребенка хорошая память на числа; выраженная способность к обобщениям; пониженная утомляемость при занятиях математикой; а также высокая скорость овладения математическими знаниями, умениями и навыками – у него преобладают математические способности.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог