У ранней профориентации хватает сторонников и противников. Сторонники утверждают, что одна из причин низкой эффективности профориентационной работы – ее смещение на подростковый возраст, когда поздно формировать и воспитывать, все уже выросло, впору пропалывать. Противники представляют себе дошкольников в форме шахтеров, пожарных или железнодорожников, за которых уже все решили взрослые дяди и тети, озабоченные судьбами отечественной экономики. Попробуем разобраться, когда и как следует говорить с детьми о будущей профессии?
Выражение «ранняя профориентация» – по сути оксюморон, сочетание несочетаемого, признак того, что сами специалисты по выбору профессии не различают понятия «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение».
Профессиональная ориентация – элемент сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе выбора профессии или профиля обучения, некая система мер в старших классах.
Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс развития внутренней готовности человека к выбору профессионального пути. Традиционно начиная разговор о будущей профессии только в 8-9 классе, мы игнорируем закономерности психологического развития детей, ожидая чуда – правильного и осознанного выбора профессии в старших классах.
Образно говоря, мы строим дом с верхнего этажа, и еще удивляемся, почему у нас ничего не выходит. Фундамент этого дома должен закладываться в раннем возрасте, в семье, и укрепляться в начальной школе. Первый этап профессионального самоопределения школьников приходится на начальную школу. Первоклассник вступает в краткий сензитивный период, благоприятный для формирования представлений о важности любой профессии, воспитания трудолюбия, ответственности, конструктивных мотивов труда, развития эмоционально-волевой и познавательной сферы. Круг профессиональных предпочтений младших школьников шире, чем старшеклассников, потому что для них еще не существует понятия «престижных» и «непрестижных» профессий. В начальной школе и среднем звене идет накопление информации, значимой для осознанного и самостоятельного выбора профессии в старших классах.
Задача школы и семьи – сохранить это чистое отношение к труду, обогатив его знаниями о мире профессий и пониманием своего места в этом мире. Чем младше ребенок, тем выше ответственность взрослых за качество этой информации. О будущей профессии с детьми можно и нужно говорить, но важно не быть назойливым, не отвечать на незаданные вопросы и «упаковывать» информацию в сообразную возрасту форму, используя книги, мультфильмы, игры.
Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию разных видов игр, и активизирующих методик, фрагментов из художественных и мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни, наглядных пособий. Необходим педагогический такт и знание психологических особенностей младших школьников. Впрочем, это относится не только к психолого-педагогическому сопровождению самоопределения.
Психологическая диагностика – наиболее рискованная часть профориентационной работы. Если уж и проводить ее, то деликатно, в игровой форме, и только в том случае, если она встроена в занятия, направленные на знакомство с миром профессий, воспитание универсальных профессиональных качеств и трудовых навыков.
Диагностическое занятие по программе внеурочной деятельности в первом классе «Знакомство с миром профессий» серии «Твой билет в будущее» (Г.В. Резапкина, Москва, Русское слово, 2018) проводится в конце учебного года, когда дети уже познакомились с понятиями «объекты труда», «профессионально важные качества», «труд», «работа», «профессия», «признаки профессии», «средства и результаты труда», «профессионально важные качества».
Для диагностики профессиональных интересов младших школьников можно использовать адаптированный вариант Дифференциально-диагностического опросника Е.А.Климова. В школах Беларуси используется рисуночная форма этой методики: дети сравнивают и выбирают не утверждения, а иллюстрации к описываемым действиям. Кстати, рисунки могут делать сами учащиеся на уроках рисования, реализуя межпредметные связи.
Опросник профессиональных интересов младших школьников разработан на основе той же типологии Е.А.Климова, но форма вопросов иная (Приложение). Встраивая эти методики в профориентационную работу, мы уточняем и расширяем представления детей о мире профессий и своих профессиональных интересах.
Обработка результатов, то есть подсчет баллов и ознакомление с результатами – процесс для детей довольно скучный и трудоемкий. Наша задача – сделать его увлекательным. Для этого понадобится катушка толстой эластомерной нити (леска-резинка), которая используется для плетения браслетов, и бусины пяти цветов – по числу предметов труда. Наборы бусин можно купить в магазине для рукоделия. В маминых или бабушкиных шкатулках наверняка найдутся старые бусы, которые подойдут для этой работы – главное, чтобы цвета были примерно одного оттенка.
После того, как ребята выполнили методику, они в соответствии со своими результатами получают бусины разных цветов, символизирующие предметы труда, и нанизывают их на леску-резинку. Зримый и осязаемый итог диагностики – неповторимый, сделанный своими руками браслет, в котором «закодирован» полученный результат. Такую диагностику можно органично совмещать с уроками трудового обучения.
Вместо бусин можно использовать новую технику рукоделия, которой сейчас увлечены многие дети и подростки – плетение браслетов из резинок. Подробное описание технологии плетения можно найти на многочисленных сайтах, посвященных рукоделию. Один набор разноцветных резиночек заменит десятки, если не сотни, бланков и опросников, заодно развивая тонкую моторику, чувство цвета и терпение младших школьников. А самое главное – сделает профдиагностику живой и увлекательной.
Приложение
Методика представляет собой набор из двадцати рисунков, на которых изображены люди, занятые каким-то делом. Рисунки сгруппированы по четырем предметам труда: Человек, Искусство, Техника, Природа. Знак как предмет труда для первого знакомства с диагностикой может быть сложен, поэтому он не представлен.1
Каждому ученику дается набор из двадцати бусин или резиночек четырех цветов, предварительно уточнив значение каждого цвета. Детям интереснее самим определить цвет каждого предмета труда. В качестве разминки можно провести упражнение «Какого цвета эта профессия?» Чаще всего Техника ассоциируется с коричневым цветов, Природа – с зеленым, Человек – с красным, но принципиального значения это не имеет.
Использовать методику можно в групповой и индивидуальной работе, давая детям, выбравшим картинку, бусину или резиночку, обозначающую соответствующий предмет труда. Пять бусин или резиночек одного цвета могут говорить о выраженности у школьника профессиональных интересов.
Этот опросник продолжает диагностику, начатую в игре «Что кому нравится». Целесообразно давать детям эту методику через год после первой. Методика уточняет профессиональные интересы и развивает представления о классификации профессий – вводится новый предмет труда «Знак». Перед началом работы следует напомнить детям об игре «Что кому нравится?» и задать вопросы «Что означают разные цвета на ваших браслетах?», «У кого больше красных бусин?», «Какие профессии этой группы вы знаете?» и т.д.
Можно наращивать браслет, сделанный на предыдущем занятии, или делать новый.
Для работы каждому ученику необходимо тридцать бусин или резиночек пяти цветов. Вопросы можно зачитывать вслух или выводить их на экран. Каждый ученик в своем бланке ставит плюс («да») или минус («нет») в клетке с номером вопроса.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. |
16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. |
26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Природа | Техника | Человек | Знак | Искусство |
Затем подсчитывается число плюсов в каждой колонке и записывается в нижних клетках рядом со словами «Природа», «Техника», «Человек», «Знак», «Искусство». За каждый плюс в браслет добавляется бусина или резиночка соответствующего цвета. Лишние бусинки возвращаются учителю для дальнейшей работы. Как и в предыдущей методике, преобладание цвета может означать выраженность профессиональных интересов.
Галина РЕЗАПКИНА
1 С разрешения издательства «Русское слово» мы публикуем фрагмент стимульного материала к этой методике.
2 По кн. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. М., ГНОМ и Д, 2001