Выбор профессии – дело семейное. У родителей есть определенные представления о характере и склонностях своих детей, и они стремятся поделиться с подростками своим жизненным опытом, представлениями о том, какой жизненный путь для них предпочтительнее. Ведь каждый родитель хочет обеспечить благополучное будущее своему ребенку и в мечтах видит свое чадо успешным профессионалом.
Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны.
Значимость семьи в профессиональном самоопределении детей отмечал в свое время еще А.С. Макаренко. Он писал: «В самом деле, ребенок, общаясь с вами, родителями, получает первые представления о мире профессий, наблюдает различные трудности, испытываемые взрослыми, знакомится с особенностями межличностных отношений людей. Поистине, впечатляюще влияние отцов и матерей на формирование интересов, вкусов, оценок и жизненных установок детей. И это понятно, так как воспитание в семье характеризуется продолжительностью и естественностью взаимоотношений родителей и детей».
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. От семьи и ее влияния на воспитание зависят результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности: какая семья, такой и выросший в ней человек.
В современном обществе ярко выражен кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Можно отметить следующие причины возникновения кризиса:
ухудшение экономической ситуации в стране (основное время родителей тратится на добывание средств к существованию);
двойная нагрузка на женщину в семье;
высокий процент разводов (как следствие многих социально-бытовых и моральных причин).
В таких непростых условиях происходит один из важнейших моментов в жизни каждого человека – выбор жизненного пути. Этот выбор осложняется еще и тем, что совершается он, как правило, в подростковом возрасте – возрасте гормональных изменений, внутренних конфликтов и противоречий.
В 15-17-летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Влияние учителей и сверстников минимально.
Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать и информированность подростка о таких понятиях, как профессионально значимые качества и возможность их компенсации.
У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность».
Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.
Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.
Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. Многие подростки повторяют профессиональный путь родителей, слушая их рассказы о работе, формируют свой выбор. Всем известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «инженером, как папа».
С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны родственников и знакомых. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.
Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:
1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.
Родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.
Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.
Некоторые родители, проявляя бурную заботу о «выгодном», «удобном», «беспроигрышном» устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы дети выбрали престижную, по их мнению, профессию, определенное место учебы. Они уверены, что как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от «своего» выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего в итоге получается негативный результат.
Наиболее типичные ошибки родителей:
1) Предложение родителей по выбору профессии не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Прояснить ситуацию помогают объективные независимые результаты тестирования.
2) Родители не учитывают, что выбор профессии – процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается – ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Большое значение имеет эмоциональный рассказ родителей о своей работе, о других известных им профессиях.
Очень важно предоставить детям возможность наглядного ознакомления с разными профессиями.
3) Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом – передадим тебе семейный бизнес» и т.п.). Родителям важно помнить: если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить его характер и причинить вред здоровью.
4) Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. Целесообразно сначала выбрать профессию, а потом – учебное заведение.
5) Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»).
Самые адекватные советы родителей оказываются невоспринятыми, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего, нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком.
В данном контексте мы рассматриваем только конфликтные ситуации, которые вызваны неправильным поведением родителей.
1. Родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый – ребенок», продолжают привычную линию поведения. В тех случаях, когда это поведение авторитарное и родители считают себя всегда правыми, мнением детей не интересуются, настаивают на безусловном выполнении своих требований, – у ребенка могут возникнуть проблемы.
2. Родители проецируют на ребенка свои собственные качества, чувства, проблемы. Это порождает неадекватные требования и ожидания. Из-за этого у детей может возникнуть психологическая защита по типу отрицания – они просто перестают слышать то, что им говорят.
3. Родители предъявляют ребенку завышенные требования, не соответствующие его возможностям. Постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших братьев и сестер. Такое поведение приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки вплоть до комплекса неполноценности. Следствием является снижение успешности всех видов деятельности и уровня притязаний. При этом родители обвиняют ребенка в лени.
4. У родителей звучит мотив, который выглядит как забота о ребенке, но фактически является отражением их тревожности, нетерпимости, а иногда и эгоизма («мы не можем ждать, пока он повзрослеет, мы должны поставить его на ноги, пока в силах»). Такие родители фактически перекладывают на ребенка свои проблемы, а эта дополнительная нагрузка может вызвать у ребенка стресс и, безусловно, не будет способствовать улучшению ситуации. Родители должны понять, что сложные проблемы не имеют быстрых и простых решений и необходимо настроиться на длительную работу.
Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в принятие решения за них.
Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить назло родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.
Нужно найти золотую середину между инициативой ребенка и активным участием родителей. Крайняя позиция «Пусть все решает сам» и самоуверенное «Что он без меня решит?!» – в конечном счете приведут к отчуждению.
Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:
Самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по сложному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, не только учебным, но и профессиональным.
Доменика БАРАНОВА