Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью, так как только в семье формируются те качества, которые не могут быть сформированы где-нибудь еще. Семья оказывает существенное влияние на выбор профессии: она служит моделью определенного образа жизни и является источником формирования важных жизненных ценностей и убеждений. Именно в семье начинается первое знакомство с миром профессий.
Значимость семьи в профессиональном самоопределении детей отмечал в свое время еще
А.С. Макаренко. Он писал: «В самом деле, ребенок, общаясь с вами, родителями, получает первые представления о мире профессий, наблюдает различные трудности, испытываемые взрослыми, знакомится с особенностями межличностных отношений людей. Поистине впечатляюще влияние отцов и матерей на формирование интересов, вкусов, оценок и жизненных установок детей. И это понятно, так как воспитание в семье характеризуется продолжительностью и естественностью взаимоотношений родителей и детей».
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. От семьи и ее влияния на воспитание зависят результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности: какая семья, такой и выросший в ней человек.
В современном обществе ярко выражен кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Можно отметить следующие причины возникновения кризиса:
• ухудшение экономической ситуации в стране (основное время родителей тратится на добывание средств к существованию);
• двойная нагрузка на женщину в семье;
• высокий процент разводов (как следствие многих социально-бытовых и моральных причин).
В таких непростых условиях происходит один из важнейших моментов в жизни каждого человека – выбор жизненного пути. Как помочь ребенку найти наилучшую сферу приложения профессиональных интересов, склонностей, моральных, психологических особенностей?
Помощь семьи в решении жизненно важных вопросов играет очень важную роль. И вопрос профессионального выбора – один из них. Родители знают своего ребенка лучше, чем кто-либо, и их советы, основанные на постоянном наблюдении, будут сформированы объективными выводами. Родительская мудрость заключается в следующем: необходимо вовремя заметить интерес ребенка к какой-либо деятельности, поддержать и закрепить его. Скорее всего, именно с этим интересом будет связана будущая профессия ребенка.
Чтобы понять, насколько непрост выбор профессии для молодежи, стоит попытаться представить все существующие профессии, которых в настоящее время насчитывается около 50 тысяч. Для сравнения: словарь профессий СССР в 1939 году насчитывал около 19 тысяч профессий.
Выбрать из десятков тысяч профессий одну и при этом не ошибиться – большая удача. Совершив неверный выбор, ребенку придется либо исправлять ошибку, что будет означать, к примеру, потерянное время на обучение, либо трудиться на нелюбимой работе, что будет негативно сказываться на его моральном состоянии и отношении к труду.
Ответственность взрослых за профессиональное самоопределение молодого поколения всегда велика еще и потому, что существует множество нюансов, которые возникают при выборе профессии. Кроме того, эти нюансы постоянно меняются. И это необходимо учитывать. Перечислим некоторые из ныне существующих важных аспектов, которые должны помнить современные родители.
• Сейчас наблюдается, что дети, выбирая профессию, уже не представляют «идеальный образ профессионала». Он заменился на «идеальный образ жизни». То есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни.
• Остается в прошлом бесплатное образование. Сокращение бюджетных мест с каждым годом делает вступительную кампанию жесткой и серьезной борьбой, в которой главную роль играют знания и уверенность в своем выборе.
• Стоит отметить, что к выбору профессионального будущего «подталкивают» уже в школе путем профильного обучения, тем самым форсируя процесс самоопределения.
• Родителям важно помнить еще об одном нюансе, который нельзя сбрасывать со счетов, – акселерация. Сегодняшние 17-летние юноши и девушки по своему поведению соответствуют 19–20-летним, при этом их социальное развитие (социальный интеллект) отстает. Самопознание, которое 20–25 лет назад развивалось к 17–19 годам, сейчас формируется только в 23–25 лет.
• Все реже дети занимают инфантильную позицию. Чаще проявляется детское стремление к самостоятельности и желание стать хозяином своей жизни. Родители должны помочь детям найти точку опоры и определиться со сферой интересов.
• В противовес предыдущему нюансу, не стоит сбрасывать со счетов отсутствие интереса к какой-либо сфере, что влечет за собой неуверенность или неопределенность в выборе. Причина такого поведения проста: их педагоги и родители предпочитают контролировать и направлять жизнь детей, избавлять их от самостоятельного решения в сколь-нибудь значимых жизненных ситуациях, в том числе и в выборе профессии. В результате ребенок автоматически соглашается на любое решение взрослого. Так появляются случаи, когда выпускник школы поступает в вуз, который становится для него своеобразной «камерой хранения», где молодой человек находится следующие 5 лет.
• Сейчас многих подростков беспокоит выбор профессии и пути ее освоения, тревожит возможность найти работу по специальности и при этом быть успешными, хорошо зарабатывать и так далее. Но некоторые родители и учителя акцентируют внимание на других важных, но все же второстепенных деталях: послушание, старательность, аккуратность, хорошая учеба по всем предметам… Подмена ценностей может осложнить путь к выбранной профессии либо вовсе сбить с него. Родителям и педагогам стоит обращать внимание на стремление ученика и его приоритеты.
• Нынешние родители не застрахованы от ложного представления о дальнейшем профессиональном будущем ребенка. Секрет этой ловушки в том, что развитие личности ребенка таит самые непредсказуемые возможности. К примеру, у родителей талантливых детей часто формируются представления о судьбе и жизненном пути своих «юных гениев». Но известно, что дети с ускоренным умственным развитием, которое активно проявлялось в раннем детстве, могут «угаснуть», достигнув совершеннолетия. В таком случае ожидания родителей могут остаться невоплощенными. Поспешность взрослых в выдаче своим детям векселей будущих Моцартов, Эдисонов и Энштейнов грозит психологическими травмами как родителям, так и детям.
Психолог МГУ, заведующий кафедрой психологии личности А.Г. Асмолов подчеркивал: «Сегодня мы имеем дело с иной, не до конца понятной нам феноменологией личностного самоопределения старшеклассников: и школа хорошая, и учителя, и родители заботливые, и качество знаний на высоте, только вот старшеклассники будущего боятся…». Обобщив все нюансы, можно отметить, что первостепенная задача родителей, учителей и школьных психологов – помочь ребенку отнестись к себе как к человеку, способному отвечать за себя, уверенно жить и действовать в реалиях нашей жизни.
Ольга ЦВЕТКОВА