Белорусский государственный университет уверенно движется к цели стать «предпринимательским»: недавно заработал стартап-центр, а 1 октября впервые стартовала стартап-школа «СИТО». Рассказываем, как в стенах университета будут реализовываться предпринимательские инициативы студентов.
Концепция «Университет 3.0»
Многие ошибочно полагают, что цифра 3 в названии концепции – это порядковый номер в истории развития университета. На самом же деле она отражает количество миссий, которые выполняет учебное заведение. Так, у Университета 1.0 основная миссия – образование, у 2.0 к ней присоединяется миссия проведения научных исследований для промышленного сектора, а у 3.0 появляется важная миссия создавать инновации и коммерциализировать результаты научно-исследовательской деятельности. В Беларуси переход к модели «Университет 3.0» происходит в рамках экспериментального проекта, который рассчитан на 2018-2022 годы. Участники – восемь университетов, среди которых и БГУ.
– Если говорить об университетах, которые участвуют в эксперименте, то наблюдается активная работа по развитию предпринимательских компетенций: перенос образовательных процессов в стартап-школы, практических занятий – в различные бизнес-инкубаторы, – рассказывает проректор по научно-методической работе РИВШ Игорь Титович. – Некоторые университеты пошли дальше и включили в подготовку магистерских диссертаций обязательство разработать бизнес-план по выводу конечного продукта либо услуги на рынок. При этом в некоторых университетах уже реализуется командный способ выполнения магистерских диссертаций, когда, например, для подготовки магистерской диссертации технологического направления привлекаются будущие магистры не только технических наук, но и экономических, юридических.
Вообще, Университет 3.0 – это «предпринимательский университет», который может создавать инновационные компании, либо разрабатывать новые технологии и предлагать их производствам. Например, Тель-Авивский университет продал свою технологию лечения сухого глаза крупной транснациональной компании.
В Университете-предпринимателе создается среда, в которой студент, преподаватель, молодой исследователь, у которых есть идея, получают всеобъемлющую поддержку. У них есть возможность осуществить прототипирование своей разработки, получить консультацию юриста и бухгалтера, чтобы выйти на рынок труда с готовым продуктом.
– Мы нацелены строить университет 3.0, потому что он – одна из главных ступенек к тому, чтобы сформировать пул выдающихся людей, разбирающихся в бизнес-процессах, готовых проводить научные исследования и продвигать их результаты, желающих зарабатывать на своих идеях. Мы понимаем, что сейчас важная задача – развивать инновационную инфраструктуру. В университете она может быть представлена отраслевыми лабораториями, стартап-центрами, бизнес-инкубаторами и прочее.
Стартап-центр БГУ
В 2013 году в университете был создан Start—up Центр в рамках международного проекта «SUCSID» программы Европейского союза «TEMPUS». Однако проект закончился и появилась необходимость создать центр, который бы аккумулировал весь имеющийся опыт и координировал работу над инновационными проектами.
– Обсуждая, мы пришли к выводу, что нужно создавать общеуниверситетское подразделение, которое объединит все предпринимательские инициативы по реализации инновационных проектов, рождающиеся на факультетах, – объясняет проректор по научной работе БГУ Василий Сафонов. – Так, 1 июля в БГУ был основан Стартап-центр. Университетская среда полна инициативных ребят с конкретными реальными предложениями, и задача Стартап-центра научить их, привлекая ученых с факультетов, специалистов, как строить реальный бизнес. Приведу в качестве примера биологический факультет, который только за прошлый год заключил пять лицензионных соглашений на передачу своей научно-технической продукции на производство нашим партнерам НПЦ «ПроБиоТех». Надо понимать, что это существенный дополнительный доход: 40% от прибыли получает разработчик, а 75% от оставшейся суммы получает структурное подразделение.
– Уже в этом году мы проведем INNSTART BSU – мероприятие, направленное на коммерциализацию существующих в университете научных разработок, – отмечает руководитель Стартап-цетра Дмитрий Микулко. – Сейчас вместе с Главным управлением науки мы отбираем перспективные проекты. С каждым из руководителей этих проектов мы будем определяться: насколько они дальше хотят развивать свое направление, хотят ли они масштабироваться, заработать. Еще одно направление, которым мы будем заниматься – развитие молодежного предпринимательства. С этой целью открываем Стартап-школу «СИТО».
Стартап-школа «СИТО»
Название школы не случайное: путь к успешному бизнесу – сито, через которое отсеиваются нежизнеспособные идеи и неготовые к сложностям и труду начинающие предприниматели.
Все занятия Стартап-школы БГУ будут проводиться в партнерстве с общественным объединением «Общество содействия инновационному бизнесу», в рамках проекта «Создание устойчивой инфраструктуры для поддержки развития стартапов и малого бизнеса в регионах Беларуси», реализуемого ОСИБ при поддержке Агентства США по международному развитию:
– Мы видим два направления работы Стартап-школы. Во-первых, дать студентам прикладные знания в различных областях, связанных с бизнесом – создание продукта и его прототипа, основы маркетинга, продвижение в социальных сетях, поиск инвестиций. Эти знания будут полезны не только будущим предпринимателям, но и тем, кто хочет стать успешным специалистом в своей области, – отмечает председатель совета ОСИБа Глеб Герасимович. – Во-вторых, дать конкретные инструменты по запуску своего бизнеса. Мы планируем проводить Дни эксперта, когда у ребят будет возможность представить свои проекты перед квалифицированными специалистами и получить от них обратную связь. Сейчас работодатели часто жалуются, что выпускников приходится доучивать. Так вот наша задача это изменить: дать студентам самые свежие и необходимые знания.
– Когда я запускал свой бизнес, то столкнулся с большой проблемой – нехваткой знаний: как правильно планировать стратегию развития проекта, просчитывать рентабельность, банально – не было даже знания законодательства и понимания, какие законы что регулируют, – делится своим опытом директор «Крама БДУ» Илья Лемец. – Я набил много шишек. Кто-то, наверное, скажет, что и хорошо, самостоятельно приобрел необходимый опыт. На самом деле этот опыт стоил мне нервов, сил, финансовых потерь. Это не есть необходимость для того, чтобы проект был реализован. На мой взгляд, Стартап-школа сможет подготовить студентов, дать необходимые знания, чтобы они четко понимали, что нужно для реализации проекта и сколько это будет стоить.
На протяжении двух недель «СИТО» принимала заявки от амбициозных и инициативных ребят. Отбор был жесткий. Как отмечает руководитель Стартап-цетра Дмитрий Микулко, первое, на что обращали внимание – опыт реализации каких-либо проектов, участия в студенческом самоуправлении. Искали людей, которые не только умеют генерировать идеи, но и знают, что такое команда, постоянный труд и сложности. «Ни одно предпринимательство не реализуется, если не научиться падать и ошибаться. Мы нацелены не научить, а выпустить предпринимателей. Успех нашей школы – это работающие через два года успешные бизнесы».
Школа для будущих предпринимателей стартовала 1 октября. Из 28 кандидатов отобрали 14 ребят, которые хотят создать собственный бизнес. Во время занятий им предстоит освоить целеполагание в бизнесе, разработать бизнес-план, приобрести Soft skills (управленческие способности, социальные навыки, личностные качества) и Hard skills (продажи и маркетинг, проектный менеджмент, бухгалтерский учет, финансовый и юридический планы). Начинающие бизнесмены узнают о том, как решать административные проблемы, вырабатывать стратегию, вести переговоры с партнерами, инвесторами и кредитными организациями. И все ради результата – работающего бизнеса.
Диана Ковалева, магистрантка экономического факультета:
– Моя идея – клининговые услуги в университете. Бизнес-идеи появляются там, где есть проблема, так случилось и у меня. Я 4 года жила в студенческом общежитии и самым проблемным вопросом было выселение, потому что приходилось идеально убирать блок. А это отнимало много времени, сил и энергии. Была потребность в клининге, но не было предложения. Обучение в стартап-школе мне необходимо для того, чтобы получить поддержку от компетентных лиц. Пройти весь цикл создания бизнеса с ментором и грамотными комментариями. А еще, стартап-школа создаст благоприятную среду для развития бизнеса, ведь там соберутся заинтересованные амбициозные ребята, глядя на которых, будет больше мотивации заниматься своим делом и не сдаваться.
Валерия БОНДАРЧИК
Фото: www.instagram.com/startuphubbsu