Мы живем в эпоху смены формул. Даже законы физики пересматриваются – а в области профориентации и подавно требования нового века, его изменившиеся условия заставляют пересматривать прежние наработки. «Классику» корректируют обновленные жизненные реалии. Расскажем о том, как это происходит, на примере классической профориентационной формулы «Хочу-Могу-Надо».
Идея искать будущую профессию на пересечении поля желаний, возможностей и «общественного заказа» логична. Пересечение трех кругов «хочу», «могу», «надо» успешно работало многие годы.
Плюсы формулы очевидны: она понятна, наглядна и логически обоснована.
Но у нее есть свои ограничения. Эта формула создана для мира, где одновременно ярко выражены два важных фактора:
Формула отлично работала в 20-м веке, но при этом де-факто выглядела так:
На границе веков, когда поменялся экономический строй, эта система начала давать сбой. К примеру, в 90-е в России профессии экономистов и юристов считались востребованными. Тысячи учеников школ были уверены, что именно это направление профессионального развития обеспечит их стабильной работой. По данным статистики на территории СНГ в 90-е было выпущено более 2,5 млн дипломированных юристов и экономистов… не нашедших себе работу по профессии.
Почему это случилось? Частный бизнес активно развивался, – казалось бы, обе эти профессии были очень нужны! Но формула выбора не сработала у всех этих людей.
Изменились «правила игры».
На смену плановой экономике пришла рыночная, в которой «надо» работает иначе. Если раньше достаточно было просто выпустить из вузов нужное количество инженеров, геологов, проектировщиков, – сегодня этого недостаточно. Обществу необходимы не просто специалисты, а хорошие специалисты. Количественный заказ государства сменился качественным заказом частного сектора.
Частные компании активно конкурируют друг с другом. Каждой из них нужно не просто закрыть вакансию того или иного специалиста, чтобы предприятие процветало, должность должен занимать кто-то, кто работает лучше, чем аналогичный сотрудник у конкурентов.
Возникает парадокс: работодателей становится больше, а найти работу все сложнее.
В итоге есть огромное количество людей с дипломами юристов и экономистов, которые работают не по специальности или «тянут лямку» без особой отдачи – как моральной, так и финансовой. А по-настоящему хорошие юристы и экономисты как были, так и остались на вес золота.
Попробуем пошагово разобраться: как конкретно и почему формула «Хочу-Могу-Надо» перестала работать с прежней эффективностью?
Что произошло с «НАДО»?
Экономика и прогресс сокращают горизонт планирования – и сейчас он не всегда перекрывает даже срок обучения в вузе. Государство и рыночное общество просто не в состоянии сформулировать свой «заказ» на профессии так, чтобы он остался актуален и через 10 лет.
Допустим, сейчас нужны программисты, но через десятилетие начинающий программист рискует обнаружить, что выбранная когда-то «по потенциалу востребованности» профессия перестала быть нужной массово. Высококлассные специалисты по-прежнему нужны, а вот «середнячки» уже нет.
Невозможность объективно оценить «потенциал востребованности» профессий усугубляется автоматизацией всех процессов. Программы и роботы дешевле людей. Все, что может быть алгоритмизировано, стремительно утрачивает «человеческих» исполнителей. Бухгалтерским учетом начинают заниматься программы, у конвейеров встают роботы.
Технический прогресс, ускоряющий перемены, приводит и к необходимости постоянного повышения квалификации, а в ряде профессий – полноценного переучивания каждые несколько лет. Автослесарь, получивший образование в советские годы, не сможет устроиться в современный автосервис, если не научится работе с новыми автомобилями. Повышение квалификации требовалось и раньше, но в таком темпе и не с такой частотой. И это стало касаться практически всех профессий. А предсказать, как именно придется переучиваться, не всегда возможно.
Что произошло с «ХОЧУ»?
Прогресс заметно размыл возможности ответа на вопрос «Чего я хочу?». Столько возможностей, столько новых профессий, – ученик школы к 10-11-му классу может просто не знать о том, как он относится, допустим, к рисованию на воде эбру. Или к созданию роботов. Или к профессии какого-нибудь условного «космического механика».
В отличие от понятных династийно-сословных или рабоче-крестьянских моделей выбора профессии в наше время количество доступных вариантов столь велико, что даже мысленно перебрать их и примерить на себя уже невозможно.
Отдельная проблема – подросток, выбирающий профессию, часто просто не знает своих желаний. Согласно опросу, проведенному в 2017 году, 60% школьников 8-9-х классов не имеют явно выраженного увлечения, хобби, интересующего их занятия.
Что произошло с «МОГУ»?
Даже если представить, что каждый школьник хорошо представляет свои возможности, способности и медицинские противопоказания, – тем не менее, ему очень сложно наложить эти представления на реальную профессию.
Во-первых, как уже мы отметили выше, возможных видов деятельности слишком много. Центр исследований «Навигатум» занимается составлением Дерева эволюции профессий и пристально изучает историю возникновения профессий и отраслей, отмечая стремительный рост появления новых профессий. Порой им даже не успевают придумать название, а описывают набором компетенций. В существующих профессиях ускоряются процессы трансформаций и перемен. Также растет число отраслей: происходит процесс отпочкования ранее связанных производственных процессов в самостоятельные.
Во-вторых, далеко не все профессии и виды деятельности можно оценить загадочным для подростков «могу». Могу ли я быть программистом? Или сталеваром? А играть на скрипке? Чтобы узнать, получается ли и у тебя что-то, нужно это попробовать. Но в огромном числе профессий – от хирургии до фигурного катания, – даже для «проб» нужно сначала глубоко погрузиться в тему и долго учиться.
Проявляется еще одна тенденция, которая не вписывается в традиционную формулу. Стали востребованы высококлассные специалисты, которые могут делать в ручном режиме то, что никогда не сделает программа. Можно складского учетчика заменить на оборудование, дистанционно считывающее штрих-коды и радиометки, и лучше любого человека «знать», сколько каких товаров лежит на складе. Программы могут считать выручку по тысячам торговых точек одновременно. А вот учесть меняющиеся распоряжения налоговой инспекции и сформировать оптимальную схему налогообложения, а затем защитить ее в налоговой инспекции – этого программа не сможет. И обычный бухгалтер не сможет. А сможет высококлассный специалист, желательно – обладающий дополнительно смежными юридическими знаниями и также незаурядной смекалкой (тем самым качеством, что относят к «востребованным качествам 21 века»).
Подытожим:
В результате формула «Хочу-Могу-Надо» начинает работать с перебоями:
Еще одна особенность: у многих школьников вообще может не быть пересечения всех трех секторов, желания, возможности и «социальный заказ» совпадают попарно. Нет однозначного понимания себя и намеченного вектора развития. Схема скорее будет выглядеть так:
Учащимся недостает информации – знаний о себе, своих возможностях в этой области, а также прогнозов о будущих потребностях общества. Как правило, у них есть пересечения «двух неуверенностей из трех». И пустой центр без однозначного ответа, в какую сторону профессиональной деятельности смотреть.
А рамка подхода, говорящего о пересечении трех компонентов, это патовая ситуация.
Как же делать выбор в условиях неопределенности?
В «Навигатум» решили провести необычный эксперимент в рамках существующей сети экспериментальных площадок, в которых тестируются новые профориентационные продукты и технологии.
В качестве эксперимента были взяты группы школьников, не имеющих четкого представления о своих желаниях, возможностях и перспективах. Педагоги попробовали работать с ними по формуле «Хочу-Могу-Надо», вывернув ее наизнанку.
Было решено проверить: что будет, если не вписывать верные ответы, а начать вычеркивать неподходящие?
Сперва старших подростков возраста 15+ просили, воспользовавшись старой формулой «Хочу-Могу-Надо», описать свои желания, возможности и то, что, как им кажется, будет востребовано через 5-10 лет. У большинства участников это задание вызвало затруднения – подходящие профессии было подобрать крайне сложно.
Тогда поступили следующим образом. Привычную формулу «Хочу-Могу-Надо» заменили на ее зеркальную версию, в которой главным заданием стало выделить то, что точно НЕ подходит:
В процессе заполнения НЕ-списков более половины подростков вдруг поняли, что их интересует. Они описывали это как «озарение».
Мы провели этот эксперимент на разных площадках. И везде, когда происходило переключение с классической формулы «Хочу-Могу-Надо» на «обратную» формулу
«Не хочу, не могу, не буду», школьники отмечали, что им удалось выделить для себя существенно больше интересующих их профессий.
Возможно, так работает механизм переключения, снимающий психологический прессинг из-за необходимости сделать «правильный» выбор. Процесс ДА-выбора пугает, сковывает мышление: нужно проанализировать огромный объем информации и сделать крайне ответственный выбор. Стоит сменить постановку задачи на «просто убираем все неподходящее», как уходит ощущение глобальности решения. Задача определить, что «НЕ интересует» не воспринимается подростком как что-то важное, судьбоносное. Это просто вычеркивание лишнего. Но при этом «вычеркивании» на ум и приходят наиболее интересные для учащегося профессии, о которых ему хочется узнать больше – подходящие и под новый, и под старый вариант формулы.
Получается, что формула «Не хочу, не могу, не буду» не столько расширяет поле возможностей, сколько предлагает более эффективную, чем прежняя, методику работы над собой. А подросток получает инструмент, позволяющий увидеть то, что раньше упускалось из внимания.
Конечно, это решение никак не помогает уйти от тех проблем, которые сделали старую формулу менее эффективной. Спрогнозировать «надо» в изменчивом мире мы уже не можем, но знаем, что хороший специалист найдет работу быстрее, чем просто специалист. Что делает специалиста хорошим? Мотивированным, трудолюбивым, обладающим широким кругом компетенций и смежных знаний? Это тема отдельного материала.
Антон СМИРНОВ,
Инна БАРТОШ,
разработчики профориентационного проекта «НАВИГАТУМ»