Подавляющее большинство выпускников общеобразовательных школ осознают актуальность и значимость проблемы профессионального выбора, важность определения своего места в мире труда, нахождения личного смысла в выполнении конкретной профессиональной деятельности. В случае обращения за помощью в решении возникающих вопросов, современное поколение несколько изменило их очередность – от конкретного вопроса «какую профессию выбрать» к рассмотрению характера труда и трудовых действий. Поэтому, парадигма консультационной работы с учащимися в настоящее время обоснованно перетекает из проблемного поля «кем быть?» в проблемное поле «какие действия выполнять?» и следующие за этим ответы на вопросы: «какой профессиональный материал лучше и проще усвоится?», «какая профессиональная деятельность будет увлекательней?», «какие профессиональные навыки быстрее сформируются?». Работа с подобными запросами дает основание задуматься над тем, что и как выбирают современные выпускники.
Если Вы хотите сделать что-то великое в один прекрасный день, помните: один прекрасный день – это сегодня.
Джордж Лукас,
автор киноэпопеи «Звездные войны»
Для начала обратимся к базовым определениям употребляемых понятий.
Профессиональное самоопределение – самостоятельный активный и долговременный процесс выбора профиля деятельности.
Профессия – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы.
Следовательно, нельзя рассматривать выбор профессии и сферы профессиональной деятельности как одномоментное действие, совершаемое в выпускном классе, а профессию в отрыве от наличия определенных профессиональных умений. А значит, досконально анализировать и, тем более, выбирать профессию реально доступно только после окончания профессионального учебного заведения, где приобретаются как теоретические знания, так и практические умения…
Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий, самоанализ и самооценка.
Профессиональный профиль – совокупность критериев оценки личности специалиста. Включает виды деятельности, профессионально важные качества, ключевые квалификации, социально-профессиональные роли и способы поведения.
Именно в выборе профессионального профиля мы и помогаем старшеклассникам, не забываем об этом, осуществляя профориентационные консультации с подростками. Подчеркиваю, что первоначально выпускники школ выбирают не профессию, а именно тип учебного заведения: профессиональный лицей, колледж, институт, университет или академию. При этом, конечно же, подразумевается и выбор определенной специальности, которая станет впоследствии базовой платформой для выбора профессии.
Еще большее ослабление значимости первого выбора профессии наблюдается из-за тех изменений, которые происходят и в самих профессиях, в содержании профессиональных действий и влияющих на них социально-экономических условий. Любая профессиональная деятельность рассматривается на стыке двух и более областей знаний и практических применений, поэтому сокращается и перспектива выбора. Сегодня профессиональные предпочтения уже не совершаются один раз и «на всю оставшуюся жизнь», этот вопрос решается личностью неоднократно.
Самостоятельность, обоснованность решения во многом зависит от индивидуальных качеств самой личности и ее предыдущего жизненного опыта. Если в период профессионального самоопределения личность характеризуется эмоциональной нестабильностью, напряженностью, робостью в принятии решения, консерватизмом, и у нее, как следствие, развивается чувство вины, тревожность, конформизм, то в итоге мы получаем неуверенность в профессиональном выборе.
Если в характере подростка отмечается целеустремленность и доминантность, присутствует желание обрести независимость и самостоятельность, при этом проявляется конструктивная мечтательность (он четко представляет свое идеальное, желаемое будущее, рассуждает о тех способах, которыми можно прийти к своей мечте) – фактор профессионального выбора окрашивается оптимизмом в отношении профессионального будущего.
И наконец, с такими особенностями поведения личности как беззаботность, отождествление себя с группой, консерватизм, экстраверсия прослеживается сильная зависимость профессионального выбора от постороннего мнения.
Кроме того, принятие решения основывается на многих факторах не только психологического характера. Учитывается репутация учебного заведения и существующий конкурс, качество образования в учебном заведении, стоимость обучения, перспективы трудоустройства. Не поленитесь и проанализируйте все плюсы и минусы каждого из вариантов. Изучайте информацию вместе с близкими, чтобы иметь возможность оценить чужое мнение по данному вопросу.
Выбирая профессию, учитывайте следующие важные моменты:
Ирина ЛИТВИНА,
психолог ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»