Сложно недооценивать влияние тенденций и трендов, неважно будь то сфера моды или рынок труда. По многочисленным исследованиям и компетентным оценкам в будущем на арене высококвалифицированных специалистов будут доминировать кандидаты, обладающие «супернавыками» – soft skills. Предлагаем остановиться на soft skills поподробнее и узнать, что это и почему так важно уделять их развитию особое внимание.
Успех и профессиональное становление человека характеризуется приобретением новых hard skills (технических навыков) и soft skills, которые взаимно дополняют и усиливают друг друга, таким образом, являя собой две необходимые составляющие развития личности. Hard skills – (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить, например, с помощью теста или экзамена. Примерами hard skills являются знание иностранного языка, умение водить автомобиль, использование компьютерных программ, чтение и т.д. Не составит труда отметить, что освоение hard skills нам прививают с самого детства, и чем старше мы становимся, тем сложнее поставленные перед нами задачи. Навыки из простых, становятся многоэтапными и даже составными, в конечном итоге подводя нас к освоению той или иной профессии. Ведь любая профессия – это целый набор «жестких» навыков.
Предлагаем совершить небольшой экскурс в историю. Термины hard и soft skills берут начало в военном деле. В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сами гибкие навыки были всегда, в любую эпоху. Просто раньше не использовалось само понятие soft skills. Исследования в этой области, как мы теперь знаем, начались в США примерно в 1960-е годы, а в бизнес-среду этот термин вошёл ещё позже, в конце девяностых. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» – hard skills и soft skills.
В отличие от «жестких» навыков soft skills представляют собой набор универсальных компетенций, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Soft skills в переводе с английского – «гибкие навыки». Иногда употребляют «people skills», «transferable skills». В литературе встречается и вольный перевод – «мягкие навыки», это одно и то же. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для успешной карьеры. Работая в команде, становясь частью коллектива, так или иначе, приходится применять soft skills, выстраивая коммуникацию, объясняя задачу, представляя проект. Степень эффективности переговоров с партнерами и руководством во многом определяется тем, насколько «прокачаны гибкие навыки». Перспективный сотрудник должен уметь договариваться с партнерами, аргументировать свою позицию и доносить ее до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии. Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги отмечают, что «гибкие навыки» – это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%.
В 2017 году по внутреннему исследованию компании Google были получены довольно любопытные результаты. Задача состояла в том, чтобы выяснить какие команды самые продуктивные внутри компании. По итогам эксперимента лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными «гибкими навыками», на успех работы повлияли развитые навыки коммуникации, эмпатии и лидерства. Формула успеха оказалась проста: гибкие и жесткие навыки должны дополнять друг друга, чтобы решать задачи разной сложности.
Интерес к soft skills и потребность в них становятся все сильнее. Технологии развиваются так стремительно, а полученные знания быстро теряют свою актуальность. Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро обучаться новому, решать сложные задачи и нестандартно мыслить.
Основные отличия hard skills от soft skills:
На основе исследования профессиональной сети LinkedIn можно отметить «гибкие навыки», которые считаются наиболее перспективными:
Коммуникабельность – способность к общению, к установлению связей, контактов. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения.
Организованность – умение действовать упорядоченно, по плану, ответственно. Способность четко ставить цели, планировать, регулировать, контролировать свою деятельность.
Умение работать в команде – навык находить подход к собеседнику даже в сложных ситуациях, добиваться его расположения, налаживать доброжелательные отношения – все это характерно для человека, склонного к продуктивному взаимодействию с другими людьми, членами коллектива, к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с ними.
Пунктуальность – особенная характеристика человека, которая обозначает крайнюю систематичность, аккуратность и внимательное следование правилам, их точнейшему выполнению, особенно в отношении времени.
Критическое мышление – способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков – это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.
Креативность – творческая способность к инновациям и моделированию, «видеть» то, чего еще нет в нашей реальности.
Гибкость – умение варьировать способами действий, ориентироваться в общении с людьми на их намерения и желания, легко перестраивать уже имеющиеся знания и переходить от одного действия к другому.
Дружелюбность – положительное расположение к окружающим, доброжелательное отношение к кому-либо.
Лидерские качества – совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.
Умение решать сложные задачи – «complex problem solving», способность опознавать проблему, самому определять ее скрытый источник и эффективное решение.
Набор и важность компетенций в основном зависит от профессии и должности, на которой работает человек. Можно выделить 3 группы профессий по соотношению soft и hard skills:
1. Профессии, в которых доминирует hard над soft (например, радиофизик, который может быть первоклассным специалистом и отлично выполнять свою работу, но при этом не уметь взаимодействовать с людьми и работать в команде).
2. Профессии, для которых в равной степени важны оба вида навыков: например, врачи, юристы, работники таможни. Этим специалистам требуется набор профессиональных навыков, а также коммуникабельность, организованность, доброжелательность, так как они работают с людьми.
3. Профессии, в которых преобладают soft skills: например, сфера продаж, бизнес, психология или творческие профессии. Встречаются умелые продавцы без образования маркетолога, которые своей доброжелательностью завоевывают клиента. В эффективных продажах задействованы самые разные социальные компетенции: навык публичных выступлений, умение слушать, способность расположить к себе собеседника, уверенность в себе и др.
Можно не сомневаться, что soft skills – это компетенции будущего! «Гибкими навыками» должен обладать любой работник, как бы ни был высок его уровень профессионализма. Развивайте свои soft skills, оценивайте свой прогресс и карьерные перспективы.
Анастасия БУТРИМ,
педагог-психолог Института интегрированных форм обучения и мониторинга образования БНТУ