Хотелось ли вам, уважаемые читатели, когда-нибудь освежить интерьер вашей комнаты? Лично у меня это желание не исчезает никогда. Но как быть, если бюджет не позволяет менять что-то кардинально? Я нашла для себя выход: можно создавать интерьерные украшения из бумаги и других материалов. Это очень рациональный подход. Если вам интересен hand made и вы готовы им заняться, сегодня я подскажу идею создания небольшого интерьерного панно в стиле mixed media. Но вначале, как обычно, немного поговорим о материалах, с которыми нам придется работать и о стиле mixed media в скрапбукинге.
Особенности стиля mixed media
Творить мы с вами сегодня будем в самом интересном, на мой взгляд, стиле скрапбукинга – mixed media. С английского языка это название переводится как «смешанная техника». Создавая работы в этом стиле, можно смешивать от двух и более стилей в одной работе. Фон в миксмедийных работах создается при помощи подручных материалов. Для этого используются мелкие предметы из различного материала – дерева, стекла, пластика, металла, ткани.
В работах в стиле mixed media для создания объема также применяются различные топпинги. Топпинг – это такая, можно сказать, «изюминка», усложняющая композицию. Он представляет собой объемную имитацию горошин или камешков различного размера. Добавляется в работу как правило на завершающем этапе. Приобрести его можно в магазинах товаров для творчества.
Работы в стиле mixed media можно создавать на любой поверхности. Это может быть холст, картон, стекло, бумага, дерево, акрил, металл, в общем, что есть под рукой. Яркое сочетание цветов часто является отличительной чертой художественных работ, выполненных в этом стиле. Для придания произведению фактуры на работу наносятся различные художественные материалы: текстурные пасты (их можно заменить акриловой шпатлевкой), акриловые краски, воски, грунты, спреи, чернила, гуашь, акварельные краски, тушь, графит, сухая или масляная пастель, медиумы, пасты с различным эффектом, спиртовые (алкогольные) чернила, патина, кракелюр и др. Кракелюр – это трещины, которые появляются на живописных полотнах и на покрытых лаком поверхностях в процессе старения. Создать такие трещины можно и искусственно, используя кракелюрные пасты или лаки.
Техника коллажа
Очень часто при создании работ в стиле mixed media художники используют прием коллажа. С французского языка это слово переводится как «приклеивание».
Этот прием позволяет соединить в одном произведении множество элементов, которые могут быть изготовлены из разных материалов, быть контрастными по стилю. Таким образом кажущийся хаос может удивительным образом превратиться в произведение искусства, которое будет удивлять зрителей своей гармонией.
Если же для коллажа мы будем выбирать подобные по размеру, цвету или форме элементы, то получится строгая и стильная работа.
Использовать в коллаже можно все, что угодно, и практически как угодно. Все зависит от выбранного направления искусства и от того, в какой степени автор владеет техникой создания коллажа.
Эта техника не требует от автора умения хорошо рисовать и к тому же вполне бюджетна. Именно по этой причине в наши дни коллаж стал так популярен среди профессиональных художников и любителей. Для создания шедевра достаточно просто подключить фантазию и иметь желание творить.
Приступая к созданию коллажа, желательно знать основные правила его создания. Вот они:
• Ошибочно думать, что коллаж представляет собой разрозненное наклеивание на основу различных предметов. Основой удачной коллажной работы должна быть продуманная композиция.
• Необходимо определить для себя главную тему и образ композиции. Чаще всего его располагают в центре. Даже если он перемещен в один из углов работы, на него все равно должно быть направлено основное внимание зрителя.
• Центральный образ можно выделить цветом. Многие дизайнеры при этом пользуются цветовым кругом.
• Чтобы ваша композиция выглядела гармонично, старайтесь использовать в работе два или три основных цвета.
• Не надо бояться использовать необычные и объемные предметы. Никто не сказал, что коллаж должен быть обязательно плоским.
• Использование символов, цитат, различных знаков придает работе большую содержательность и глубину.
• Для придания себе большей уверенности на подготовительном этапе можно сделать на бумаге эскиз будущего коллажа.
• В процессе работы над коллажем можно перемещать предметы, подбирая наиболее эффектное их расположение. Я пользуюсь при этом приемом фотографирования – стараюсь запечатлеть наиболее удачный вариант для того, чтобы в дальнейшей работе ориентироваться на него.
Цвет настроения – синий
Приступать к творчеству надо в спокойном эмоциональном и физическом состоянии, потому что ваша энергетика в полной мере будет передана вашей работе. Могу привести пример из личной практики, который подтверждает это. Недавно я очень серьезно заболела. Накануне проявления первых признаков заболевания моя ученица Ира К. предложила создать в артбуке страничку с изображением портала. (Да-да, портала в мир с другим измерением реальности. Наши дети порой бывают очень любознательны, их интересует все неизведанное, неизученное) И я, будучи уже больной, в те небольшие отрезки времени, когда удавалось сбить ненадолго температуру, стала создавать мою страничку в артбуке. В итоге на ней на серо-голубом фоне было изображено черное узловато-корявое дерево с дуплом – входом в портал и черный размытый силуэт человека. Вокруг дерева летали черные бабочки. Поскольку картинка получалась слишком мрачной, я добавила в композицию немного яркости, наклеив небольшие прямоугольники оранжевого цвета.
Ира же свою работу создавала в хорошем настроении и в прекрасном физическом состоянии. Со странички ее артбука на меня смотрело доброе сказочное животное, которое указывало двум путникам вымощенную камнями дорожку к волшебному замку, в котором находился вход в тот самый портал. Замок был окружен яркой зеленью деревьев. Над головой было чистое голубое небо.
Наши работы получились диаметрально противоположными друг другу по настроению. Объединяла их только тема и стиль, в котором они были выполнены.
Мастер-класс
Итак, давайте приступим к практической части нашей встречи. Для работы нам понадобятся:
• Основа для работы. Я использовала коробку – упаковку от наушников.
• Художественный грунт белого цвета или грунт Gesso. Для его нанесения можно использовать шпатель, мастихин или валик. Перед тем как нанести грунт, нужно очистить поверхность от пыли, грязи и жира. Грунтовка придаст поверхности основы однородную плотность и равномерную шероховатость, не позволит краскам просочиться в основу, нанесенные на грунт краски будут оставаться яркими гораздо дольше.
• Трафарет «Кирпичики». Если у вас нет такого трафарета, его вполне можно сделать самим при помощи прозрачного пластика и канцелярского ножа. Именно так я поступала до тех пор, пока не приобрела такой трафарет в магазине для творчества.
• Акриловая шпатлевка по дереву.
• Мастихин. При его отсутствии можно использовать ненужную пластиковую карточку.
• Акриловые или акварельные краски бежевого, коричневого, бирюзового и белого цветов.
• Плоские синтетические кисти.
• Клеевой пистолет.
• Клей Момент «Кристалл».
• Вырубка в виде окошка. Вы можете вырезать окно при помощи канцелярского ножа из тонкого пластика, из картона или какого-либо другого материала.
• Спрей с водой.
• Тканевые или бумажные цветы и листики разного размера.
• Мелкие детали, которые мы поместим в наш коллаж. У меня это ключ, «собачка» от старого замка-молнии, кожаная вставка, имитирующая забор, пластиковая бабочка, жучок божья коровка – наклейка, пластиковая веточка, имитирующая дерево, наклейка в виде замочной скважины-сердечка.
• Влажные салфетки или влажная тряпка.
• Ножницы.
• Вырезка из старого журнала, которую вы поместите в проем окна.
Давайте начнем. Возьмем основу для нашей работы и покроем ее художественным грунтом или грунтом Gesso. Дадим этому слою хорошо высохнуть. Затем при помощи трафарета «Кирпичики» и мастихина акриловой шпатлевкой нанесем на поверхность узор. Не надо наносить его на всю поверхность. Желательно делать это фрагментарно. Не забудьте нанести трафаретный рисунок и на боковые стенки основы, если вы выполняете работу на объемной основе, как это делаю я. И снова даем полностью просохнуть шпатлевке.
Теперь бежевой краской слегка тонируем кирпичики, оставляя более светлой центральную часть работы. Местами можно добавить чуть-чуть бирюзового оттенка. Это придаст работе легкости, прозрачности. После этого наносим по контуру основы краску коричневого цвета и распыляем на нее воду из пульверизатора. Держа в руках основу, можно поворачивать и наклонять ее, направляя поток краски. Краска должна живописно заполнить пространство между кирпичиками. Если в процессе работы вам не нравится промежуточный результат, можно снять нанесенный слой краски при помощи влажной салфетки или тряпки. Снова даем работе просохнуть.
Подготавливаем детали декора. Выкладываем их на основе в соответствии с задумкой. В процессе работы меняем их местами, передвигаем, пытаясь добиться наилучшего композиционного решения. Я рекомендую фотографировать наиболее удачные с вашей точки зрения варианты расположения деталей на работе. Мне этот прием помогает увидеть недостатки в оформлении работы. Да и потом, в процессе приклеивания деталей, пользуясь сделанным фото, минимизируется возможность что-то забыть или прикрепить не туда, куда планировалось.
Заполняем проем окна, приклеивая с обратной стороны рамы журнальную вырезку. Кстати, вы можете сами нарисовать миниатюру, которая будет видна в оконном проеме.
При помощи клеевого пистолета закрепляем на основе все детали. Приклеивая цветы, старайтесь сделать так, чтобы цветочные головки были направлены в разные стороны. Так они будут выглядеть более естественно.
Добавляем топпинг. Приклеиваем его на клей Момент «Кристалл».
Вот и готова наша работа. Мы можем украсить ею интерьер или подарить другу. Но вот что примечательно. Каждый человек видит художественное произведение по-своему. Разные люди обращают внимание на разные детали и составляют свою версию того, что хотел сказать своей работой автор. Так, например, я спросила у знакомых, что по их мнению, я хотела сказать своей работой и услышала в ответ разные версии. По мнению первого опрошенного, девушка, которую мы видим в проеме окна, несчастна. Она по каким-то причинам не может выйти из дома. Но ее манят яркие летние краски… Она хотела бы, как бабочка, порхать и наслаждаться благоуханием цветов. Вторая версия: девушка мечтает в ближайшем будущем найти свою вторую половинку. На это намекают замочная скважина в виде сердечка с двумя голубками и ключ. Мнение третьего опрашиваемого таково. Сегодня в жизни девушки все не очень хорошо складывается (левая сторона работы – темные краски). Правая сторона – это светлое и яркое будущее, которое ждет главную героиню. И оно уже не за горами. Ей об этом прошелестела своими яркими крылышками бабочка.
Я же не буду раскрывать свой замысел. Сохраню интригу. Дам зеленый свет вашей фантазии. Как вам кажется, что я хотела сказать этой работой?
Оксана КАПТЮК