Самому неординарному факультету БГУ – философии и социальных наук – 30! О юбилее факультета мы поговорили с его деканом – Вадимом Гигиным и узнали, как сегодня живет большая факультетская семья, которая органично сложилась из трех классических специальностей: философии, социологии, психологии, а также довольно новых – социальной коммуникации и социальной работы, и как их полифоничность становится сильной стороной, например, в междисциплинарных исследованиях.
– Вадим Францевич, факультету исполняется 30 лет, но вряд ли его можно охарактеризовать как молодой…
– Ну, почему же?! По настроению – молодой. А если брать историю, то она действительно богатая. Ведь социально-гуманитарная, в том числе философская, психологическая, социологическая, подготовка в БГУ ведется с первых дней основания. Среди основателей нашего университета были философы и социологи (профессоры Ивановский, Каценбоген и Вольфсон), уже в 1921 году они приступили к подготовке первых студентов на факультете общественных наук, а в 1922 были изданы первые учебные пособия по тем дисциплинам, которые мы преподаем сейчас на ФФСН. Интересно, что тогда даже предпринимались попытки проведения прикладных социологических исследований, что было абсолютной новацией для Советского Союза.
Конечно, дальнейшая история социально-гуманитарных дисциплин, наук об обществе и человеке, развивалась нелинейно, отделение философии то закрывали, то открывали. А к социологии обратились только во второй половине 60-х годов, когда в 1967 г. в БГУ создали прикладную научно-исследовательскую лабораторию социологических исследований. Отделение логики, психологии и педагогики долгое время работало на базе филологического факультета. И только 26 июня 1989 г. Совет университета принимает решение об открытии нового философско-экономического факультета, где начали работать три отделения: философии, социологии и политэкономии.
В марте 1999 г. ФЭФ был преобразован в два факультета: экономический и философии и социальных наук. У нашего факультета бурная история, которая является отражением времени.
– ФФСН – уникальный факультет по набору специальностей: философия, социология, психология, социальная коммуникация и социальная работа. Как они уживаются вместе?
– Я бы назвал наш факультет содружеством наук. Безусловно, между специальностями есть конкуренция, но по характеру она такая же, как между факультетами одной университетской семьи. Философы, психологи, социологи, коммуникаторы, социальные работники – все они осознают свою причастность к единому факультету. Конечно, иногда в шутку они могут подчеркнуть свои различия, особенно за этим интересно наблюдать во время таких факультетских мероприятиях как День первокурсника или Мисс и Мистер ФФСН. Однако это всегда получается по-доброму, что говорит о здоровой атмосфере на факультете.
– Студенты активно участвуют в жизни факультета?
– Мы стараемся включать студентов не только в организацию досуга, свободного времени от учебы и науки, но и в управление учебным процессом, исследовательской работой. На каждом Совете факультета мы спрашиваем их мнение, хотим, чтобы они участвовали в обсуждении важных для факультета вопросов. Мы даже включаем студентов в счетные комиссии при голосовании, когда выбираем доцентов и профессоров. Студент должен равноправно управлять тем, что происходит в аудитории, но делать это ответственно, чтобы дозволенная свобода не стала вольницей – в этом задача воспитательной работы. У нас получается не все, но мы работаем над тем, чтобы наш студент стал полноценным партнером в организации учебного и научно-исследовательского процесса.
– Недавно на ФФСН создан учебно-научно-исследовательский кластер «Общественное мнение». Можно сказать, что это шаг вперед в развитии научной жизни факультета?
– Создавая кластер, мы пошли на эксперимент. Надеемся, что это позволит более эффективно реализовывать потенциал БГУ в современные социально-гуманитарных исследованиях, которые отличаются междисциплинарностью: соединяют психологию, социологию, философские методы. В университете есть Центр социологических и политических исследований под руководством Д. Г. Ротмана, есть на нашем факультете СНИЛ «Социум», кафедры социологии, психологии, социальной коммуникации, которые имеют большой опыт исследований. И в прошлом году, выполняя исследования по заказу, мы пришли к выводу, что надо объединять возможности подразделений. Кластер позволит координировать работу, распределять заказы, которые будут поступать, использовать более централизованно возможности наших студентов, продвигать результаты исследований не только в научной среде, но и на рынке.
– С коллегами из каких стран вы наиболее тесно сотрудничаете?
– В конце сентября, например, на факультете проходила Международная научная конференция «Философия и социальные науки в современном мире», среди участников которой были представители одиннадцати стран. Доклады представили – ученые из России, Украины, Эстонии, Литвы, Польши, Израиля, США. Мы реализуем совместные проекты с нашими коллегами из России, Украины, Европейского Союза. Однако особенно радует, что исследователи из других стран поступают к нам в аспирантуру и докторантуру. Буквально на днях мы рассматривали две заявки в аспирантуру от граждан Турции и Китая.
– Насколько востребованы ваши выпускники на рынке труда?
– Могу говорить про те несколько лет, что являюсь деканом факультета: у нас нет никаких проблем с распределением молодых специалистов. Другое дело, что в обществе сохраняется некое стереотипное представление, например о философах. Многие считают, что это некий рассуждающий о жизни мыслитель типа Диогена, живущего в бочке. Это не так. Современный философ – это и ученый, и уникальный специалист, умеющий работать с большими данными.
Приведу пример, который мне рассказал один банкир. Он взял на работу философа и не может нарадоваться: сотрудник способен проанализировать за два дня более 2000 страниц текста и предоставить краткий отчет. Философ умеет работать с большим объемом информации, подходить к нему критически – это востребованные практические компетенции. Вообще, среди наших выпускников министры, руководители крупных государственных организаций. Они работают в средствах массовой информации, рекламных и кадровых агентствах, в высших учебных заведениях нашей страны, например, в Академии МВД руководители профильных гуманитарных кафедр – наши выпускники. Многие идут в бизнес, открывают свое дело в сфере психологических услуг, интертеймента.
– В этом году на факультете сложился достаточно высокий проходной балл. Какими вы хотите видеть абитуриентов?
– Мы бы, конечно, хотели видеть среди абитуриентов больше победителей олимпиад, ребят с высокими баллами, которые мотивированы на учебу в ведущем вузе страны и мы ведем активную профориетационную работу. Работают школа молодого философа «ПАЙДЕЙЯ», «Школа юного социолога», которую кафедра социологии проводит совместно с Минским городским дворцом детей и молодежи. Я бы к профориентацинной работе отнес и то, что впервые в таком мощном составе наш коллектив преподавателей представлен в разработке учебников по обществоведению. Мы закладываем в учебную программу школьников те знания, которые хотим видеть у будущих абитуриентов.
– Каким вы видите факультет в ближайшей перспективе?
– Что касается структуры факультета, количества кафедр и специальностей, то мне кажется, уже достигнут определенный оптимум. Сейчас стоит задача создать на базе факультета Центр социально-психологической поддержки и реабилитологии. Конечно, хотелось бы активизировать научно-исследовательскую деятельность. Но главное – это динамика. В современном мире даже для того, чтобы стоять на месте, надо бежать очень быстро. Мы достигнем желаемых результатов только тогда, когда будем не поспевать за временем, а определять его. Мы уникальный факультет, с первого взгляда полифоничный, но в то же время симфоничный, потому что мы работаем вместе, в том числе и в рамках исследований. Но как сделать так, чтобы эта симфония дала прорывной результат? На этот вопрос предстоит ответить в следующее десятилетие развития факультета.
Валерия БОНДАРЧИК