Гальваник, автомеханик, товаровед, ПУ электронно-оптические системы
Здравствуйте, уважаемая редакция журнала «Кем быть?». Меня зовут
Андрей. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что собой представляет профессия гальваника и где ее можно освоить.
Андрей П., г. Барановичи.
Профессия «гальваник» распространена в организациях машиностроения и металлообработки. Гальваник наносит гальваническое покрытие различного назначения на наружные и внутренние поверхности изделий и деталей различной конфигурации. Может работать по смежным и родственным профессиям: металлизатор, оператор-гальваник на автоматических и полуавтоматических линиях, оцинковщик хромировщик диффузионным способом, термист и др.
Главная задача гальваника – нанесение гальванического покрытия на поверхность деталей различной конфигурации. Процесс труда состоит из технологических приемов, выполняемых в определенной последовательности, и определяется видом требуемых работ.
Детали подают в химическую чистку, тончайшие пленки окислов, покрывающие металл, удаляются с поверхности только химическим путем. Гальваник обрабатывает детали специальными обезжиривающими растворами, а затем подвергает их травлению, в результате которого с поверхности исчезают окисные и солевые пленки. Но эти пленки могут образовываться уже после травления, в промежутках между операциями, поэтому перед самым покрытием детали подвергают еще одной очистке – активированию. И после каждой операции следует промывка в горячей и холодной воде. Только после этого производится гальванизация.
К работам, выполняемым гальваником относятся:
- подготовка деталей к гальваническому покрытию;
- гальваническое покрытие наружных и внутренних покрытий поверхностей изделий и деталей; гальванопластическое изготовление деталей для электровакуумных приборов и алмазного инструмента; наращивание медных и никелевых покрытий определенной толщины;
- нейтрализация и регенерация отработанных электролитов и растворов;
- определение качества гальванической обработки деталей на промежуточных операциях и готовой продукции внешним осмотром, измерительными и контрольными инструментами, механическим и химическим способами;
- регулировка электрических схем включения приборов;
- выполнение комплекса операций по изготовлению биметаллических пластин и мелкоструктурных масок для цветных кинескопов;
- выполнение работ по наращиванию гальванических сплавов;
- хромирование деталей, требующих установки дополнительных анодов; изготовление сложного алмазного прецизионного инструмента методом гальванопластики и гальваностегии;
- наладка, регулировка и участие в ремонте обслуживаемого оборудования.
Должен знать:
- устройство и правила обслуживания ванн различных типов, пусковых и регулирующих приборов;
- особенности подготовительных и отделочных операций и их последовательность перед покрытием;
- материалы, применяемые в гальваностегии, и их основные свойства;
- виды, назначение, режимы и способы выполнения всех видов гальванических покрытий деталей и изделий;
- способы составления электролитов и растворов;
- схемы подключения ванн к источникам тока;
- монтаж и включение дополнительных анодов;
- основы химии, электрохимии, электротехники, электролиза;
- устройство, назначение и условия применения специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента.
Для гальваника важно иметь интерес к физике и химии. Имеют значение склонность к практическому труду, способность к работе в неблагоприятных условиях (повышенная температура и влажность, специфические запахи).
Для получения начальных разрядов по профессии необходимо иметь общее базовое или общее среднее образование. Обучение можно пройти в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, либо осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку, обучение вторым (смежным) профессиям и повышение квалификации рабочих, а также в организациях на рабочем месте в условиях непрерывного профессионального обучения.
Добрый день, журнал «Кем быть?» Меня зовут Николай. В будущем я хочу стать автомехаником. Подскажите, пожалуйста, в каких учебных заведениях готовят таких специалистов. С уважением, Николай Р., г. Лида.
Автомехаников готовят в следующих учреждениях среднего специального образования:
- Филиал «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С. Высоцкого» УО РИПО;
- УО «Оршанский государственный механико-экономический колледж»;
- Филиал БГТУ «Витебский государственный технологический колледж»;
- Филиал «Гомельский государственный дорожно-строительный колледж им. Ленинского комсомола Белоруссии» УО «Республиканский институт профессионального образования»;
- Лидский колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»;
- Филиал БНТУ «Бобруйский государственный автотранспортный колледж»;
- Филиал «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» УО «Республиканский институт профессионального образования»;
- УО «Вилейский государственный колледж».
Здравствуйте, уважаемая редакция! Меня интересует, в чем заключается работа товароведа, в каких учебных заведениях эту профессию можно получить. Если можете, расскажите подробнее. Светлана Д., Гомельская область, д. Головки.
Товаровед обеспечивает бесперебойное снабжение предприятий и организаций необходимыми товарами, сырьем, оборудованием, комплектующими. Он ведет их учет, контролирует наличие в продаже товаров, имеющихся на складах, запасы по каждой товарной группе. Специалист данного профиля заказывает, принимает, следит за поставкой соответствующих качеству товаров в нужном ассортименте и в установленные сроки, организует хранение, выдачу, определяет возможность замены одних товаров, материалов другими.
Должностные обязанности товароведа включают:
- изучение спроса населения на товары;
- участие в составлении планов товарооборота и товарного обеспечения;
- определение требования к товарам, соответствие их качества стандартам, техническим условиям, договорам и другим нормативным документам;
- составление заявок, заказов, договоров на поставку товаров и контроль выполнения договорных обязательств, участие в проведении инвентаризации.
Работа товароведа связана с частыми поездками, перемещениями. Часть рабочего времени он проводит в помещении (на складе, в офисе, на объекте, в производственном помещении). Его рабочее место должно быть оборудовано в соответствии с типовыми требованиями (должна быть необходимая документация, материалы по товароведению и организации торговли, компьютер). Характерными нагрузками товароведа являются: зрительное напряжение и концентрация внимания, вызванные работой с документами; нервно-психические нагрузки (ответственность за ассортимент и качество товаров, за своевременные поставки, материальная ответственность); нервно-эмоциональное напряжение (общение с разными по характеру, темпераменту людьми).
Чтобы стать товароведом, необходимо иметь склонность к торговой деятельности, деловую хватку; высокое чувство ответственности, аккуратность в ведении документации; хорошие память и внимание; коммуникативные способности (умение входить в контакт и налаживать взаимоотношения); развитую сенсомоторную координацию.
Товаровед может работать в организациях, занимающихся сбытом, снабжением, материалами, на предприятиях и в организациях торговли, общественного питания, в коммерческих фирмах, в отделах строительных, производственных, ремонтных предприятий, созданных для обеспечения организаций производственными материалами.
Профессию товароведа можно получить в следующих учебных заведениях:
УВО:
- УО «Витебский государственный технологический университет»;
- УО «Белорусский государственный экономический университет»;
- УО «Могилевский государственный университет продовольствия».
УССО:
- Филиал БГЭУ «Минский торговый колледж»;
- ЧУО «Колледж бизнеса и права»;
- ЧУО «Минский колледж предпринимательства»;
- УО «Барановичский технологический колледж» Белкоопсоюза;
- УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж»;
- УО «Гомельский торгово-экономический колледж» Белкоопсоюза;
- УО «Гродненский колледж экономики и управления» Белкоопсоюза;
- УО «Могилевский государственный технологический колледж»;
- УО «Борисовский государственный колледж»;
- Филиал УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» «Могилевский торговый колледж».
УПТО (уровень ССО):
- УО «Минский государственный профессионально-технический колледж полиграфии имени
В.З. Хоружей»;
- УО «Минский государственный профессионально-технический колледж торговли».
Добрый день, уважаемая редакция. Меня зовут Елена. С большим удовольствием читаю ваш журнал. Я собираюсь поступать в БГУИР на специальность «Программно-управляемые электронно-оптические системы». Хотелось бы, чтобы вы подробнее рассказали, какие дисциплины будут изучать студенты, куда они в будущем смогут трудоустроиться. Большое спасибо.
Студенты получают знания по следующим курсам и дисциплинам:
- инженерный и компьютерный дизайн современных электронных средств;
- проектирование электронных средств в системах «AutoCAD», «Altium Designer», «Solid Work» и CAM;
- создание программного обеспечения на алгоритмических языках Assembler и C для микроконтроллерного управления электронными средствами и программно-управляемым технологическим оборудованием.
- Наряду с фундаментальной подготовкой по высшей математике, физике, химии, программированию, прикладной механике, начертательной геометрии и инженерной графике, материаловедению, а также одному из иностранных языков выпускники данной специальности будут обладать знаниями по следующим основным дисциплинам:
- физико-химические основы программно-управляемой электронно-оптической техники;
- промышленная электроника и электропривод;
- технологии программно-управляемых электронно-оптических систем и комплексов;
- информационные технологии автоматизированного проектирования;
- расчет и проектирование программно-управляемой электронно-оптической техники;
- робототехника и гибкое автоматизированное производство в производстве программно-управляемых электронно-оптических систем;
- системное проектирование программно-управляемых электронно-оптических систем.
Выпускники специальности «Программно-управляемые электронно-оптические системы» станут востребованными специалистами в следующих организациях:
- проектно-конструкторских и производственных организациях;
- организациях и компаниях Парка высоких технологий, связанных с разработкой программно-управляемых технологических и производственных систем и комплексов;
- компаниях, ориентированных на разработку программно-управляемых электронно-оптических систем и комплексов;
- отраслевых, ведомственных и академических научно-исследовательских институтах, высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.
Анна ДЕНИСЕВИЧ