Эта история началась почти полгода назад, когда я решила заглянуть на новогодний маркет. Там часто можно найти изделия ручной работы на любой вкус и цвет. Среди различных украшений и аксессуаров в душу запали колечки из дерева и эпоксидной смолы. Что-то было в них необычное и волшебное. То ли переливы цвета, то ли текстура дерева так завораживали. И чем больше я смотрела на эти изделия, тем больше мне хотелось о них узнать. За этим я и обратилась к Веронике и Евгению Пригодич – ремесленникам творческой мастерской «Сова». В гостях не побывала, зато все голосовые сообщения прослушала добросовестно. Вот он, XXI век, время информационных технологий в сочетании с живым воображением. Первый вопрос будет дежурным и в то же время важным.
– Вероника, почему в свое время вы с Евгением выбрали именно этот вид творчества?
– Жене всегда нравилось заниматься деревом. На столяра он нигде не учился, но занятие как-то запало в душу. У нас дома много вещей из самых разнообразных пород дерева. Даже мебель почти вся сделана вручную: от кровати до люстр. Заниматься деревом – желание Жени. А вот мне нравилось заниматься смолой. В какой-то момент увидела этот материал, начала пробовать. Постепенно влюбилась. После мы просто совместили два творчества воедино. И это было отличной идеей. Мы вдохновляемся своим делом. Оно, правда, очень красивое.
– И, конечно, уникальное. Какие же секреты у всех этих неповторимых эффектов?
– Секрет в материале. Совмещение смолы и дерева уникально тем, что ты никогда не знаешь, что получится в итоге. У тебя есть какой-то план, эскиз. Но на 100% результат невозможно предсказать. С заказчиками это, кстати, тоже всегда обговаривается. Ведь мы не можем в точности реализовать задумку, которая у человека в голове. Только по-своему интерпретировать то, что он нам описывает. И уже через призму своего видения сотворить украшение. При этом оно может коренным образом отличаться от изначального эскиза. Каждый кусок дерева уникален, смола все время по-разному заливается, цвета дают неожиданные переливы. Нельзя одно и то же изделие изготовить дважды. Даже свое собственное не повторить. И это круто.
В голове сразу возникают картины переливающихся в смоле пигментов и застывшие в прозрачном «кристалле» лесные картины. Или не только лесные?
– Смола и дерево – сочетание каждому знакомое, природное. А с чем еще можно комбинировать разные части ваших изделий?
– Во-первых, нужно понимать, что смола древесная и смола эпоксидная – разные вещества. Эпоксидка – это химический состав из двух компонентов, которые при смешивании превращаются в твердый прозрачный пластик. Соответственно и сочетать его можно с чем угодно. Как, собственно, и дерево. Например, у нас есть коллекция с природными минералами. Можно добавлять и металлы. Все зависит от фантазии. К слову, украшения выходят довольно прочные, хотя, как и любой материал, могут поломаться. Ведь и кость ломается, если по ней очень сильно ударить молотком, и металл гнется, если приложить достаточно усилий. Все зависит от того, насколько бережно человек носит украшение.
– Где можно научиться работе со смолой и правда ли, что это материал не для новичков?
– И для новичков в том числе, почему нет? Мы ведь тоже когда-то были новичками, – посмеивается в голосовом сообщении Вероника. – Всему можно научиться, даже самой сложной технике. Зависит от желания и времени, которое ты готов потратить, чтобы вникнуть во все тонкости. А уроки есть в интернете. Не составит труда найти какой-нибудь мастер-класс или разбор материалов. Есть огромное количество видео с подробным описанием, как все это работает.
– По урокам кажется, что над изделием можно работать бесконечно. Сколько же на самом деле проходит времени, прежде чем можно будет взять в руки готовое украшение?
– Примерно две недели. Но ведь у творчества много этапов. Начинается все с того, что ломается кусочек дерева. После он обрабатывается, наполняется и раскрашивается в зависимости от задумки. Это своего рода проработка идеи, ее формирование. Дальше делается опалубка (форма), она заполняется смолой. Эта работа занимает 3-4 дня. Потом смола стынет и привносит свою лепту в творчество, формируя готовое изделие. Еще через дня три, когда раствор затвердеет, можно приступать к дальнейшей обработке: делать дырочку под кольцо, придавать украшению уже правильную форму. А дальше остается только огранка, шлифовка, полировка и вымачивание в масле для влагостойкости. Надеваем на фурнитуру – готово! В описании быстро, а на деле 14 дней. Можно, конечно, сделать и быстрее, но это 100% отразится на качестве изделия. Да и чтобы ощутимо ускорить процесс надо… Не знаю, не спать?
– Спать, конечно же, надо. Кстати, чтобы спать спокойно, какие меры безопасности нужно соблюдать во время работы?
– Мастера во время работы используют маски, перчатки и специальную защитную одежду. Все это нужно, чтобы смола не попала на кожу, а ее пары не проникли в легкие. В противном случае можно заболеть чем-нибудь нехорошим. Эпоксидная смола, как всем известно, очень токсичный материал. А в нашем случае обязательно нужен респиратор с высокой степенью защиты, который справится не только с парами смолы, но и с опилками, мелкой древесной пылью. Особенно от пород красного дерева. Она сильно влияет на легкие. В идеале нужно защищать еще и глаза. Но в очках все запотевает, поэтому это не всегда удобно. Кстати, речь не только о химической составляющей. Ты постоянно работаешь с опасными инструментами. Фрезерная и ленточная пилы легко могут оставить без маникюра. И это в лучшем случае.
– Со стороны все кажется романтичным и загадочным. А как вы можете охарактеризовать свое творчество?
– Не знаю, насколько творчество у нас романтичное, – задумчиво произносит Вероника. – Особенно, если речь идет о мастерской, где все в пыли, инструмент работает очень громко, летит стружка. Откуда там романтика? Но зато творчество определенно любимое, безумно интересное и в то же время трудное. Я не скажу, что с первого раза у кого-то получится классное украшение. Все приходит с опытом. До того, как мы сделали первую хорошую шлифовку, прошло 2-3 месяца ежедневной работы. И хорошей она была лишь на тот момент. Иногда смола может протечь. У нас все в мастерской происходит, поэтому страшных фейлов не было. Но мебель испортить очень даже можно. Если крупная заливка протекает, то это вдвойне обидно. Потому что и наполнение, и смолу уже не вернуть. Но мы ни разу не пожалели, что выбрали именно такой путь. Наше дело – это то, чем мы живем, чему отдаем себя на 100%. И пока искра горит в наших глазах, нужно творить.
Вспоминаю, с каким упоением на новогоднем маркете Вероника рассказывала мне о разных украшениях и породах дерева. О том, как некоторые кольца меняют цвет и светятся в темноте. Да, искру в глазах я определенно заметила. И все же…
– Что самое тяжелое в вашей работе?
– Весь процесс – довольно сложная история. Но, наверное, выделить можно шлифовку и полировку. Ведь, чтобы добиться зеркального блеска, нужно потратить много времени и труда. Это довольно долгий процесс.
– А украшение «от» и «до» в одних руках или обязанности поделены?
– Да, поделены, – подтверждает мою догадку Вероника. – Я в основном занимаюсь мелкой работой. Например, крашу дерево, наполняю его деталями, будь то блески, пигменты или растения. Готовлю опалубку. А вот Женя уже после всего этого заливает смолу, делает огранку. Шлифовка и полировка тоже на нем. После я вымачиваю изделие в масле, собираю украшение на фурнитуру. Хотелось бы сказать, что есть женские и мужские этапы, но нет. Просто каждый занимается тем, что ему нравится. Другой момент, что, конечно, некоторые стадии изготовления изделий требуют больше физической нагрузки. Но при должном желании и сноровке девушка вполне может с ней справиться. Так же как и парень может насыпать блесточки в смолу и собрать украшение.
– Если обобщить, то, какие профессиональные качества обязательно нужны для этого мастерства?
– В первую очередь, нужно видеть и понимать сочетаемость цветов, форм. Нужно быть дизайнером, делать то, что люди будут носить. Просто украшение, на которое приятно смотреть, не вариант. Ведь в этом случае оно будет пылиться в коробочке. И еще одно полезное качество – усидчивость, чтобы хватило терпения отполировать изделие.
– Эти качества и в обычной жизни пригодятся… А в целом влияет ли ваша работа на повседневность?
– Да, влияет. Потому что не бывает графика 5 через 2. Перед выездами на ярмарки ты работаешь день и ночь, без выходных и проходных. Зато в какой-то день можно постараться быстро сделать все заказы и устроить выходной. Еще один плюс: ты волен запланировать себе отпуск в любое время года. А состоится он или нет, будет зависеть только от тебя. В этом вся прелесть: в свободе действий и выбора. Но при этом ты работаешь 24 на 7. Такой вот парадокс.
– При таком плотном рабочем графике наверняка успели собрать коллекцию приятных моментов. Какой больше всего запомнился?
Голосовое сообщение начинается с задумчивого молчания, но после я все же слышу ответ:
– Моментов очень много. Например, круто, когда дети на маркетах подходят и начинают рассказывать нам о своих ассоциациях, о том, что они видят в определенных украшениях. Вулканы, море, горы, вихри, загадочный снежный буран… Они подбирают такие интересные слова. Мы бы никогда в жизни такого не придумали! Можно просто брать, записывать и давать названия изделиям. Каждое из них ведь нам по-своему запомнилось. И потому мы счастливы, когда в людях это находит отклик. Невероятное чувство.
– А как сделать так, чтобы отклик был? Насколько в принципе важен контакт с заказчиком?
– Это один из столпов успеха. Недопонимания бывают очень часто. Люди просто не понимают главную особенность ручной работы: нельзя сделать украшение один в один как на картинке. А заказчики иногда хотят, чтобы пики внутри кольца были точь-в-точь. Но… слом дерева же всегда разный. Нельзя его повторить. Представьте: вы ломаете кусочек дерева и… что получилось, то получилось. Изделие уникально. Но люди не понимают. Или не хотят понимать. Поэтому всегда удобнее живое общение, где человек на пальцах может показать, чего именно хочет. А ты, в свою очередь, можешь предложить альтернативу.
В голове у меня во время интервью проплывают картинки разных украшений, этапов их изготовления. И постепенно тайное становится явным. Все тонкости и эмоции от творчества как на ладони. Остается только попробовать в него окунуться. Поэтому напоследок…
– Что бы вы хотели пожелать ребятам, которые только собираются освоить этот вид творчества?
– Ничего не бойтесь, у вас получится. Информация есть в интернете, так что всем можно овладеть. Вы очень быстро поймете, если это не ваше. И мгновенно почувствуете, если попали в точку. Когда душа лежит к определенному творчеству, нужно брать и пробовать себя в нем. При большом желании будет и 100% успех. Помните, что не все получается сразу, не по щелчку пальцев приходит мастерство. Мы тоже были новичками и не сразу получались шедевры. Просто нужно немножко времени. И упорства.
Анастасия КОНЧИЦ.
Фото Анны Масилевич,
Mary Norman
и из архива героев публикации