Каждый человек уже в детстве формирует заветную мечту: стать учителем или летчиком, создать гениального робота или лучшее платье для куклы, увидеть необычную страну или редкое животное. Анна Логвинова из Ставрополя, сегодняшний собеседник «Кем быть?», мечтала бороздить космическое пространство. А с возрастом не только не забыла о космосе, но смогла максимально к нему приблизиться – в творчестве. Она организовала творческую мастерскую Wood rabbits. Мастерица рассказала о том, что представлял собой путь к украшениям из смолы и дерева, какие трудности возникали на пути и в чем особенности работы на себя.
Детские годы
В детстве я мечтала быть космонавтом. Наверное, для девочки такой выбор профессии мечты немного необычен, но это действительно так. Кстати, эта страсть к космосу живет во мне по сей день: в наших украшениях можно увидеть космическое пространство, млечный путь или галактику Андромеды.
Правда, по стечению обстоятельств дорога жизни привела меня не на борт космического корабля, а в художественное училище. Это были потрясающие 4 года. Во время студенческих лет были приливы вдохновения и рыдания в подушку, взлеты и падения молодого художника, знакомство с большим количеством творческих личностей.
Отдельно хочу отметить нашего преподавателя-куратора: это не только выдающийся художник, но и педагог. Уже в то время я попыталась создать свое первое изделие из дерева и смолы, принесла ему на оценку. Он в свою очередь посоветовал, как можно было бы качественней отшлифовать украшение, максимально передать блеск и насыщенность цвета. А однажды даже приобрел комплект сережек в подарок своей жене. Было очень приятно!
Украшения из смолы и дерева: начало
Создавать аксессуары я начала случайно: наткнулась в YouTube на ролик, в котором рассказывали, как сделать кольцо из эпоксидной смолы. Эта идея стала мне очень интересна. Во-первых, мне нравится дерево как материал для украшений, мне не нравятся драгоценные металлы. Во-вторых, повторюсь, я обожаю космос и все, что с ним связано. А где еще, если не в изделиях такого рода, можно передать застывший космос, который поместится в одно маленькое колечко? Кроме того, до создания украшений из ювелирной смолы и дерева я занималась гравировкой и лазерной резкой по дереву, изготовлением деревянных визиток, вывесок и стендов, блокнотов, кулонов, брошек и прочих вещей, поэтому с handmade-творчеством была знакома не понаслышке.
Мастерской со всеми нужными инструментами у меня не было, так что я пришла за помощью к своему молодому человеку. Я рассказала ему о своей идее создавать бижутерию из смолы и дерева, он заинтересовался, и мы начали творить.
Первые сложности
Арсений – мой молодой человек – на тот момент уже не раз работал с древесиной, поэтому заготовки для первых работ были. Мы ломали доски, оборачивали их скотчем, заливали смолу. Она сначала протекала, внутри было много пузырьков.
У нас не было опыта работы со смолой. Не знали всех особенностей материала: при какой температуре и как долго она застывает, какие колеры нужно добавлять для сохранения прозрачности, в какую емкость помещать изделие… На первых порах мы неточно соблюдали пропорции смолы с отвердителем, поэтому некоторые экземпляры до сих пор не застыли, а другие растеклись и красуются теперь застывшей лужей на рабочем столе.
Также у нас не было разнообразия шлифовальных кругов для обработки изделия, невозможно было добиться зеркального эффекта на поверхности. Пришлось перепробовать множество полировочных средств, прежде чем нашли то, что нам нужно.
Сейчас мы закупили нужные инструменты (шлифовальную машинку, ленточную пилу, диммер для шлифовального круга, регулятор мощности), кое-что смастерили сами для удобства. Оборудовали мастерскую в гаражном помещении частного дома. Закупили стеллажи для удобства и порядка, установили хорошее освещение, огромный рабочий стол, на котором прикрепили часть оборудования. Приобрели много древесины разных пород. Заказываем материал в паркетных магазинах или у профессиональных паркетчиков, в столярных мастерских, оптом у лесников, в интернете, на аукционах… Но смолу покупаем только в одном месте: она устраивает нас по прозрачности, прочности и другим характеристикам.
Да, у нас уже выработалась технология создания изделий, при которой поверхность изделия отшлифована до блеска, а наличие пузырьков в смоле удается контролировать. Но все приходит с опытом.
Конечно, определенную сложность представляют срочные заказы. Если заказ индивидуальный, то необходимые колеры нужно оперативно найти и приобрести. Что касается клиентов, то пока серьезных проблем с заказчиками не возникало. Надеюсь, и не будет! Своих покупателей мы любим: постоянные клиенты получают огромную скидку на все изделия. Даже с доставкой проблем не возникает: отправляем украшения бесплатно почтой России, и еще не было случая, чтобы заказ не дошел.
Источники вдохновения
На создание украшений нас вдохновляет природа. В своих изделиях мы пытаемся передать горы, мох, фьорды, легкий туман и, конечно, космос: туманности, газовые скопления, Млечный Путь.
Новые идеи для украшений появляются также благодаря клиентам и коллегам – другим творческим людям. Мы выставляем наши украшения на ярмарках, знакомимся с участниками и посетителями и получаем интересные отзывы и предложения.
На работу настраивает также хорошая музыка. А еще подходящее время суток. Например, мы обычно творим вечерами и ночами. Мне кажется, в это время ты максимально открыт для творчества. Выходные, кстати, тоже уходят на подготовку заказов. Причем тратить эти дни на любимое дело вообще не жалко. Более того: я жду выходных, чтобы поработать!
Мастер-класс
Для примера расскажу, как смастерить сережки из смолы и дерева.
Итак, сначала мы берем кусочек дерева (вишня, дуб, бук), с помощью тисков ломаем древесину. Это помогает добиться острых ломаных выступов. На глаз определяем, который из брусочков подойдет конкретно под нашу задумку, и помещаем заготовку в пластиковую форму, которую отлили из формовочного силикона.
Дальше начинается самое интересное – работа со смолой!
Разводим акриловую смолу в одноразовых стаканчиках в строгой пропорции: смола плюс отвердитель. В каждый стакан добавляем специальный краситель. Сначала размешиваем отдельно в каждой емкости, потом по очереди заливаем смеси в заготовку, лишь частично смешивая тонкими палочками. Иногда в ход идет шприц с иглой, чтобы где-то добавить дополнительные оттенки цвета. Тут можно проявить свою фантазию, добавить блесток или несколько засушенных цветочков.
Главное, чтобы работа со смолой проходила в сухом и чистом помещении. Иначе на поверхности изделия осядет, например, пыль, и украшение испортится.
Затем в течение суток смола сохнет при комнатной температуре. После полного ее застывания на заготовке намечаем желаемую форму сережки (круг, прямоугольник, ромб) и отсекаем лишнее. Раньше мы делали это лобзиком, но с этим инструментом у нас никак не получалось сделать идеально ровные линии, так что большое количество материала спиливалось. Наученные опытом, сегодня мы используем стол с ленточной пилой.
Далее в бой идет шлифмашинка. В комплекте есть наждачные круги увеличивающейся зернистости: 100, 240, 320, 400, 600. На 800-й «наждачке» добавляем воду, потом переходим на 1000, 1500, 2000. Важно не перегреть смолу, иначе можно будет просто оставить украшение на полке с неудачными деталями.
После наждака берем полировочный круг и полироль автомобильную, долго и усердно шлифуем деталь. Продолжаем это делать до тех пор, пока не увидим в ней свое отражение.
Готово, вы восхитительны! К готовому украшению остается прицепить фурнитуру, красиво упаковать аксессуар. Кстати, этот этап важен ничуть не меньше предыдущих.
Творчество как часть жизни
Всю свою жизнь я занимаюсь творчеством. Это стало частью меня. Я лепила, рисовала, вырезала из дерева. Арсений также творческая личность: он занимается скульптурой, изделиями из кожи и метала. А моя мама шьет дизайнерскую эко-одежду из льна для взрослых и деток.
С творчеством связано не только мое увлечение, но и основная работа. Украшениями из смолы я занимаюсь по вечерам. Остальное время я посвящаю искусству: картинам, росписи стен, векторной и растровой графике, созданию логотипов, портретов, дизайну интерьера. Это также работа на себя, но в другой сфере, что меня полностью устраивает.
Особенности работы на себя
Создание изделий ручной работы сродни ведению собственного бизнеса: приходится постоянно всесторонне развиваться. Не важно, насколько ты хороший художник, если о тебе никто не знает. Поэтому нужно одновременно быть дизайнером, маркетологом и, главное, мастером своего ремесла.
Развитие своего дела – это трудный путь. Многим не помешал бы шеф, который будет стоять рядом и одним своим взглядом заставлять работать. А в нашем случае шефа нет. Соответственно, никто не направит в нужное русло, не даст совета или золотого подзатыльника. И зарплаты, кстати, тоже нет – ты можешь положиться только на себя. Поработал плохо – сможешь на тот же Новый год подарить близким только пакет сладостей.
Кроме того, нужно постоянно развиваться. Быстро и незаметно меняются мода, соответственно, привычки и пожелания клиентов. Приходится все время придумывать новые формы и сочетания, чтобы не отстать от конкурентов. Для многих мастеров и «вольных художников» это чуть ли не самое сложное.
Само собой, нельзя забывать и о самих заказчиках. Важно не прекращать работать над своей речью, тренировать выдержку и способность общаться с непростыми клиентами. Критика всегда присутствует. Более того, многие до сих пор не понимают суть ручной работы, не отличают ее от массового изготовления. Если предприятие создаст тысячи и десятки тысяч идентичных экземпляров невысокой стоимости, на создание которых было израсходовано минимум времени и энергии, то ручная работа всегда индивидуальна. Других таких сережек нет, и создать их уже не получится. Мы потратили дни, иногда недели кропотливой работы. А многие это не ценят.
Если зацикливаться на «неценителях», то можно так и остаться на месте. Таких людей надо отфильтровывать в своем окружении. Лучше отдавать свою энергию и знания тем, кому это действительно важно. Хороший канал для связи с клентами – Instagram. В профиле мы не только активно продвигаем украшения, но также рассказываем и показываем процесс изготовления изделий, учим как правильно ухаживать за украшением, делимся событиями из нашей повседневной жизни и посвящаем в планы на будущее.
Планы на будущее
Мы не останавливаемся на достигнутом. Продолжаем искать новые цвета, более яркие и необычные. Начали изучать порошковые красители из натуральных камней и металлов. В нашем городе их сложно найти. Позвонили в одну организацию, которая занимается красителями, хотели взять по 10-50 г на пробу. Оказалось, они продают мешки по 20 кг каждого цвета. Так что от покупки мы пока отказались: такого количества пигмента хватит лет на 400.
Экспериментируем и с веществами. Однажды выращивали кристалл из медного купороса.
Украшения – это не конечная точка в нашей сфере. Мы уже завершаем работу над столом из слэба капового тополя, залитого в акриловую смолу. В дальнейшем изготовление столов станет нашим приоритетом.
Послание к коллегам-творцам
Каждому, кто хотел бы начать заниматься своим делом, советую сначала понять: будет неправильно остановиться на той сфере, которая принесет наибольший доход – лучше займитесь тем, что любите. Ведь в этом случае вы сможете двигаться и творить каждый день!
Если определились с делом, то работайте и развивайтесь, пока не добьетесь своей цели. Надеюсь, что друзья, родные и близкие будут в вас верить. Не удивляйтесь, если кто-то будет считать, что вы занимаетесь ерундой: большинство людей работает не на себя, поэтому они и вам будут советовать сделать выбор в пользу стабильности и фиксированной зарплаты.
Да, сначала будет сложно. Как и в любом бизнесе. Как «говорит» статистика, из 100 % новых предпринимателей к концу года на плаву остаются лишь 5 %, через год – 2-3 %. Просто работайте, развивайтесь, каждый день узнавайте что-то новое, и тогда обязательно все получится.
Наталья ДАНИЛЕВИЧ