Hand made – очень популярный досуг. Но для некоторых он становится настоящим источником дохода. Добиться этого нелегко. Опытные мастера замечают, что для успеха в своем деле необходимо тщательно поработать не только над созданием собственного стиля, но и задуматься о многих моментах, никак не связанных с творческим процессом. Юлия Веретенникова из Могилева шьет для малышей бабочки, повязки, нагрудники, сапожки, игрушки… И это далеко не полный список творений, которые создаются индивидуально для каждого заказчика с любовью и нежностью. «В моей семье постоянно кто-то что-то шил», – с этих слов началась беседа с девушкой, которая создает невероятной красоты детские текстильные изделия.
– В нашем доме каждый день работали швейные машины, а в комоде у прабабушки всегда были ткани. Бабушка и мама тоже шили и шьют! Но ни у кого нет специального швейного образования. А я вот и не думала, что когда-нибудь буду строчить на машинке.
В школе, например, урок труда был для меня мучительным. Я даже не помню, чтобы самостоятельно шила передники и ночные сорочки, которые были обязательными в школьной программе. Кажется, это делала мама (улыбается, – прим. авт.). Но я очень любила шить одежду куклам. Это были и платья, и юбки, и кофточки… И все получалось! Это было мое. Вероятно, мне это было по душе от того, что я могла фантазировать, создавать что-то уникальное…
Детское увлечение Юлии – творить – нашло свое место во взрослой жизни не сразу. После окончания средней общеобразовательной школы она поступила в высшее учебное заведение. Через пять лет она стала дипломированным инженером-механиком.
– Вообще мало кто верит, что девушка может разбираться в машинах, и знает, например, не только то, чем отличается бульдозер от экскаватора, а еще и их устройство!
На одном высшем образовании Юлия решила не останавливаться. Через некоторое время она получила еще один диплом и квалификацию «бухгалтер-сметчик».
– Да, второе мое образование также не имеет никакого отношения к творчеству. Серьезно увлекаться тем, чем я занимаюсь сейчас, я начала тогда, когда у меня появилась дочь. Сначала творила для нее. Потом моими изделиями начали интересоваться друзья, которые показывали уникальные текстильные украшения своим знакомым. Со временем о моем увлечении узнали люди из разных уголков нашей страны и за ее пределами.
Время шло, у Юлии увеличивалось количество заказов, и она решила поднять любимое ремесло на новый уровень. Так родилась hand made марка Zefir baby. Девушка с нежностью называет свое дело «Мой зефирный малыш».
– Zefir baby – это мой второй ребенок, мое любимое дело! О нем я говорю с трепетом, как и о своей доченьке! Кстати, помню свое первое текстильное изделие. Предназначалось оно, конечно же, для моего ребенка. Это была совсем маленькая игрушка, немного несуразная, но очень необычная. Сейчас это изделие стоит на почетном месте в моей мастерской как память, с чего именно началось мое творческое «Зефирное дело».
Шить на достойном уровне я начала не так давно, поэтому назвать данное дело работой пока не могу. Это скорее хобби, которое вышло на публичный уровень. Рассматривать hand made как основной вид дохода я пока не стремлюсь, но в будущем такой вариант не исключаю. На данный момент меня устраивает тот факт, что мои изделия узнаваемы, а название Zefir baby на слуху!
Наверное, я иду прямой дорогой к тому, чтобы Zefir baby стал брендом. Я мечтаю об этом! А пока я придерживаюсь определенных правил для того, чтобы верно идти к этой цели, которые не так давно подчеркнула для себя на одном из интернет-ресурсов.
Поговорив с Юлией, становится очевидно: у нее есть свои собственные каноны, которых она придерживается во время работы над каждым изделием. Некоторыми постулатами девушка согласилась поделиться с читателями. Она уточнила, что тем, кто собирается зарабатывать деньги на hand made изделиях, их надо заучить!
1. Всегда необходимо следить за качеством своих работ. Ни одному клиенту не придется по вкусу, если изделия будут неаккуратными или сделанными наспех. Мастеру необходимо владеть техникой и знать всю технологию процесса.
2. Людям по душе фирменный стиль. Я давно убедилась, что на изделия каждого годного мастера найдется свой покупатель. Мои клиенты, в большинстве случаев, – это молодые мамы. Они хотят видеть в моих творениях любовь и нежность, так как заказывают работы для самых важных людей в жизни – их детей! Формированию узнаваемости и популярности мастера способствует разработка фирменного логотипа, который всегда будет красоваться на готовых работах. Мой логотип выполнен в пастельных тонах и излучает доброту и заботу.
3. Клиенты любят рекламные акции. Устраивать их надо как можно чаще. И не скупитесь. Средства, вложенные в рекламу, окупаются в разы! Кроме этого, люди любят скидки. Если устраивать их с определенной периодичностью, можно найти клиентов, которые закажут изделия не один раз.
4. Необходимо организовывать профессиональные фотосессии своего товара. Не секрет, что лучшей площадкой для продвижения изделий являются социальные сети, где важное место занимают фотографии. Таким образом, качество картинки скажется на мнении клиента о качестве вашего товара. Только после того, как человека «зацепила» фотография, он начнет читать характеристики изделия.
5. Наблюдать за действиями и ходами конкурентов, чей труд имеет схожие черты. И, соответственно, анализировать их работы, чтобы привлечь потенциального покупателя на свою сторону.
6. Участвовать в различных проектах. Даже если они благотворительные, любое упоминание о мастере непременно отразится на его продажах.
Затронув тему благотворительности, мы не могли не побеседовать с Юлией о ценообразовании. Это актуальная проблема для многих рукодельниц. Ведь изделия, сделанные своими руками, не могут быть недорогими, как многочисленные товары, производство которых поставлено на конвейер.
– Главное отличие ручной работы – это ее яркая индивидуальность, которая согрета душой мастера и продумана до мельчайших деталей. На создание своих произведений ремесленник может потратить не один день.
Кроме этого, не стоит забывать, что перед началом работы, мастер закупает необходимые ткани, декор, аксессуары и т.д., поэтому эти расходы также закладываются в цену готовой работы.
Следующий компонент – оценка стоимости ручного труда. Мастеру необходимо установить оптимальную для его работы стоимость, не завысив цену. Действительно качественное изделие, в изготовлении которого использованы натуральные и дорогостоящие материалы, которое реализует авторскую задумку и уникально по своей природе, обязательно найдет истинного ценителя ручного труда. Он щедро оплатит старания ремесленника.
Не менее правильной стратегией является изготовление более простых изделий, стоимость которых будет более доступной. Такую вещь сможет себе позволить большее количество покупателей.
Некоторые покупатели не понимают, за что они платят. Ценность ручной работы понятна истинным ценителям, которые стремятся окружить себя уникальными и авторскими вещами.
Что еще нужно закладывать в стоимость ручной работы? Если рассматривать hand made как бизнес, следует предусмотреть амортизацию используемого оборудования, инструментов, затраты на продвижение изделий, затраты на создание образа и имиджа ручной работы. Примеров ценообразования можно найти много, однако прерогатива каждого мастера – самостоятельный выбор способа установления цены.
Юлия поделилась своим видением того, как мастерицам выгоднее трудиться: продавать готовые изделия либо работать с каждым клиентом индивидуально.
– Конечно, тактика работы у каждого мастера разная. И у каждого найдутся неоспоримые аргументы в пользу того или иного подхода. Но всегда нужно понимать, что первоочередной целью ручного труда является продажа.
Представляя свои изделия на различных выставках ручного мастерства, продвигая их с помощью интернет-ресурсов, именно готовое изделие становится предметом внимания покупателей.
Известно, что у каждой мастерицы есть свое любимое изделие. Юлия рассказала об отношении к любимым вещам, сделанными своими руками.
– Если же говорить о моих работах, то что-либо одно мне выделить сложно. У меня все необычное! Ведь к каждому изделию у меня индивидуальный подход. С каждым заказчиком я отдельно оговариваю, какие ткани предпочтительно использовать в работе, какой дизайн использовать и т.д. Я очень люблю, когда заказчик доверяет моему выбору, это чудесно! (улыбается, – прим. авт.).
Конечно, случается, что хотят «точно такое же, как на фото». В этом случае, если честно, работать скучновато. Однако хуже всего, если мне показывают готовую работу другого мастера, который работает в этом же направлении, и просят сделать в точности то же самое. В этом случае я сразу же предлагаю вносить свои собственные детали и коррективы. Обычно заказчики не против моих рекомендаций, но если возникают вопросы, то лучше отказаться от изготовления такого изделия.
Во время нашего разговора Юлия не раз повторила мудрую мысль: «Никогда не стоит изменять себе!» Девушка объясняет, насколько важно мастерство.
– Не гонитесь за модой! Наметив определенный курс, мастеру не стоит сворачивать с него. Необходимо продолжать двигаться в данном направлении, если получается делать свою работу хорошо. Качество, упорство и труд всегда вознаграждаются! В данном случае – благодарными покупателями и отличными продажами.
Труд Юлии никак не может остаться незамеченным. Все дело в личных секретах и тайнах! Напоследок девушка согласилась поделиться ими и предлагает создать своими руками галстук-бабочку для юного джентльмена.
– Галстук-бабочку изготовить очень просто. Для этого не требуется много времени. Стоит только «набить руку». Не надо забывать про аккуратность и отличное владение техникой. Но обо всем по порядку.
Так как я шью детские изделия, то и бабочку в данном мастер-классе изготавливать мы будем для мальчика. Традиционная мужская галстук-бабочка обычно изготавливается из костюмной ткани, но в ее ассортименте тяжело найти интересную расцветку, которая понравилась бы малышу. Поэтому я обычно выбираю не очень плотную, но и не очень тонкую ткань с интересным принтом, которая, что очень важно, не тянется. При этом она должна быть из стопроцентного хлопка.
Для детской бабочки нам понадобится
Процесс работы предельно прост.
Сложите отрез ткани вдоль. Прогладьте утюгом, тщательно – в месте изгиба. Расправив отрез ткани, сложите его поперек и снова заутюжьте.
Снова сложите лоскут ткани вдоль, ведя край до линии горизонтального изгиба. Заутюжьте.
Кстати, утюг играет очень большую роль в изготовлении данного изделия. Именно благодаря ему все края бабочки получаются ровными и аккуратными. Это очень важно в изготовлении изделий своими руками.
Повторите предыдущую операцию с обратной стороны ткани. Для этого сложите ее и проутюжьте по линиям изгиба.
Затем, не разворачивая ткань, сложите ее поперек, доведя край до линии вертикального изгиба. Зафиксируйте это положение будущего изделия утюгом.
Точно такие действия совершите с другой стороной. Уложите ткань внахлест. Снова заутюжьте полученный результат.
Теперь необходимо заняться вторым отрезом ткани, который предназначен для перемычки. Перед тем, как приступить к работе, необходимо тщательно разутюжить ткань.
Разутюженный отрез сложите вдоль и заутюжьте. Разверните и сверните край до линии изгиба, проутюжьте.
Продолжайте сворачивать ткань в том же направлении, пока не получите сложенную ленту. Складывая, постоянно проутюживайте ткань.
В вашем арсенале оказались две заготовки для галстука-бабочки. Настало время приступить к основной работе.
Возьмите большую заготовку и простым швом прошейте ее поперечно посередине, слегка стягивая. Зафиксируйте нитку на ткани узелком и аккуратно его оборвите.
Теперь сшейте края поперечки (подойдет самый обычный наметочный шов). Должно получиться тряпичное колечко.
Аккуратно проденьте полученное колечко в первую заготовку.
Все! Основная часть работы закончена.
Теперь необходимо разобраться с эластичной тесьмой, которая послужит резинкой (можно использовать и саму резинку). Немного рекомендаций по поводу размеров тесьмы.
В идеале необходимо измерить размер шеи ребенка, но в большинстве случаев я ориентируюсь на возраст.
Помните, что аксессуар не должен сжимать шею до появления следов, но он не должен и болтаться. Найдите золотую середину. Это обязательно в том случае, если вы будете использовать резинку.
Более сложный метод – регулируемая лента. В нашем случае тесьму можно будет отрегулировать по размеру.
Возьмите эластичную ленту и проденьте ее в перемычку.
Проденьте ее сначала в регулятор, а затем пропустите ее через крючок. Вновь проденьте ленту с обратной стороны регулятора. Прошейте кончик.
Все! Текстильное украшение галстук-бабочка для юного джентльмена с регулируемой лентой готово!
Татьяна ЦАНДЕР
Фото Юлии ВЕРЕТЕННИКОВОЙ