Блеск золота, мягкие переливы серебра и бесконечная россыпь драгоценных камней. Все эти сокровища сегодня можно найти не только в ювелирном магазине, но и там, где они создаются – в мастерской у ювелира. Забавно, но название этой профессии происходит как раз от французского слова «joyau», которое означает «сокровище». И хотя вокруг специальности ювелирных дел мастера витает ореол романтики и загадочности, на деле замысловатые кольца и сережки создают самые обычные люди. Мифы о профессии нам поможет развеять Василий Ивановский, ювелир бренда EGO-ART.
– Василий, почему в свое время вы выбрали именно эту профессию?
– Наверное, вы ждете какую-то романтичную и трогательную историю. Но все гораздо прозаичнее, я не мечтал быть ювелиром с детства. И все же судьба сложилась так, что пришел именно на эту работу. Понравилось, остался. И буду работать с металлами и камнями до тех пор, пока я здесь нужен. Для меня важно быть востребованным.
– Востребованность зависит от профессионализма. А с чего обычно начинают? Прежде, чем стать ювелиром, где нужно учиться?
– Образование можно получить в Витебском государственном технологическом колледже. Там есть специальность «Производство ювелирных изделий». Еще вариант – приборостроительный факультет БНТУ. Но работа с металлами – это, в основном, практика. Нужно набивать руку. Я видел многих ребят с образованием ювелира, и все они были «ни о чем». Да, есть знания об инструментах, особенностях производства украшений, но это далеко не все. В колледжах и университетах не работают непосредственно с драгоценными металлами. А они своеобразные и по пластичности, и по характеристикам. После получения диплома нужно постоянно тренироваться, «сидеть» над изделием, изучать технологии и все время пробовать. Только тогда старания окупятся.
– Василий, расскажите, как создается ювелирное изделие.
– Часто люди думают, что ювелир – это человек, который берет кусок металла и начинает с нуля делать украшение. На самом деле все немного прозаичнее, особенно в больших ювелирных мастерских. Здесь нас иногда называют слесарями, потому что основная задача – довести изделие до совершенства. Оно приходит к нам в небольшой баночке, неказистое, сырое. Мы обтачиваем металл, шлифуем. Но до этого кольцо или серьги уже проходят большой путь.
Конечно, любое украшение начинается с идеи. Она постепенно обретает очертания, отрисовывается дизайнером. Потом создается 3D-модель, изделие выращивают из воска, отливают в золоте или серебре. И только после всех этих стадий изделие попадает в руки ювелира. Конечно, отдельные мастера работают над всеми этапами самостоятельно, но это дорогая и очень кропотливая работа. Такое под силу далеко не всем.
– Учитывая размер украшений, работа в любом случае кропотливая. Кстати, если говорить о сложностях, что самое тяжелое в профессии ювелира?
– Пожалуй, усидеть на одном месте. Кто к этому не готов, вряд ли надолго задержится в мастерской. Из-за постоянной работы с мелкими деталями страдает зрение. Для ювелира важно сделать все аккуратно и точно, поэтому изделие всегда держит мастера в напряжении. Хотя без ошибок, разумеется, не обходится. Многие новички, например, очень боятся сколоть бриллиант. По опыту скажу, что скалывать страшно только первый. Потом понимаешь, что это просто камешек. Да, драгоценный, но на нем свет клином не сошелся.
– И все же интересно, что делать, если вдруг ошибся в работе с драгоценными металлами?
– Варианта в этом случае два. Если ошибку можно исправить, то, конечно, нужно исправлять. А если с браком уже ничего не сделать, изделие отправляется в плавку. Да, не очень приятно возвращать процесс изготовления к началу, но это не критично. Все мы можем ошибаться.
– Предположим, не ошиблись, и работа идет в обычном режиме. Сколько времени пройдет, прежде чем можно будет взять в руки готовое украшение?
– Если мы имеем ввиду путь от идеи и до ее воплощения, то он занимает от одного до двух месяцев. Конечно, все зависит от сложности, но в больших мастерских тоже существуют определенные сроки. Например, кольцо у ювелира редко задерживается больше часа. На обручальное при должной сноровке нужно и вовсе около 15 минут. Главное, чтобы при хорошей скорости не страдало качество.
– К слову о требованиях к качеству. У изделия они свои, а у профессионала – свои. Какими чертами характера и качествами обязательно должен обладать ювелирных дел мастер?
– Для начала, простыми человеческими. А из профессиональных я бы отметил в первую очередь – усидчивость. Ювелиры работают с мелкими деталями, часто сложными, поэтому без этого качества никуда. На втором месте, пожалуй, стрессоустойчивость, потому что на нас лежит ответственность за всю предшествующую работу. А еще важно иметь чувство юмора. Просто потому, что с ним легче работать. Иногда изделия доходят до ювелира в очень забавном виде. Сравнениями и шутками раскрашиваем серые будни.
– На ваш взгляд, с ювелирным делом лучше справляются юноши или девушки? Кому больше подходит профессия ювелира?
– Ювелир – это, однозначно, профессия мужская. Работать с металлом не так просто, как может показаться. Да, он вроде тонкий, но это металл. Проблемы подстерегают повсюду. С монтировкой справляются все, а вот, например, закрепить камень в золоте может далеко не каждая девушка. Есть украшения, где и сильному полу приходится попотеть. Поэтому в основном дамы работают на серебре, оно податливее. Иногда им, конечно, дают и золото, но я, сидя рядом, вижу их реакцию. Да и времени на одно украшение у девушек обычно уходит больше.
– Если смотреть со стороны, то работа ювелира кажется довольно загадочной и романтичной. А вы как можете охарактеризовать свою профессию. Ювелир – это кто?
– Да, со стороны все действительно выглядит так: люди, которые часами сидят над золотом и драгоценными камнями, что-то колдуют. Но я бы сказал, что ювелир – это самый обычный человек. Наша профессия ничем не романтичнее остальных. Разница просто в материале. Да, мы работаем с золотом и драгоценными камнями. Отсюда и загадочный ореол. Но это вопрос вкуса. Кому-то дерево ближе, а кому-то – серебро.
– Какой самый приятный случай в работе вам запомнился? Может, в памяти осталось особенное украшение?
– Особенных у ювелиров нет. Все украшения любимы одинаково. И одинаково надоедают. Для нас не существует особенных изделий, ведь все они проходят через руки ювелира. Могу сказать только, что в памяти осталось украшение, над которым мы больше всего работали. Оно было необычным по дизайну, замысловатым. Отсюда и сложности в обточке. Долго мучились. Под конец уже и сами волновались: понравится ли людям, оценят ли клиенты наше творчество. В итоге украшением клиенты остались довольны.
– Есть ли какая-то обязательная форма одежды у ювелиров?
– Каждый ювелир работает в том, в чем ему удобно. Для меня самый идеальный вариант – комбинезон. В нем комфортно работать и ничто не мешает созданию шедевра. Знаю, что иногда ювелиры носят спецодежду предприятия, на котором работают. Но в целом все зависит от предпочтений мастера.
– Главное, чтобы соблюдалась техника безопасности, верно? Насколько она важна в работе?
– На все 100%. Пренебрегая правилами безопасности, можно ненароком сломать себе, скажем, палец. Например, если немного не так начать зажимать камень в кольцо. Слово «больно» в этом случае даже половины ощущений не охарактеризует. А пример я привел довольно безобидный.
– Без пожеланий от профессионала напоследок не обойдемся. Что бы вы хотели сказать ребятам, которые хотят стать ювелирами?
– Хорошенько подумайте. Любой мастер начинается с маленькой работы. Чтобы набить руку и стать профессионалом, поначалу придется по несколько дней делать одно и то же, постоянно работать над однотипными изделиями. Только когда это будет доведено до автоматизма, можно подумать о своем становлении как мастера. Возможно, самостоятельного. Того самого, который берет кусок металла и создает из него ювелирный шедевр. Это действительно сложно. Но если мечтаете, то дерзайте.
Анастасия КОНЧИЦ