«Самая лучшая работа – высокооплачиваемое хобби», – сказал Генри Форд. Эта цитата вдохновляет множество людей по всему миру искать свое дело. Добавляют веры в светлое будущее рассказы тех, кому удалось найти призвание.
Дмитрий Матвиевский – инженер-строитель по образованию и кожевник по призванию – рассказал о выборе своего пути, опыте, ошибках и планах на будущее.
Профессия в наследство
Честно говоря, в детстве и подумать не мог, что буду работать с кожей. Примерно лет в 16 пришло осознание, что буду военным инженером-строителем. Свою роль в таком решении сыграло то, что мои отец и дедушка в свое время тоже освоили эту специальность.
После школы я решил поступать в УО «Военная академия Республики Беларусь». Баллов я набрал достаточно, по конкурсу проходил, но при подаче документов указал в бланке не ту специальность. Когда при оглашении фамилий зачисленных не услышал свою, расстроился, конечно. Из-за ошибки в тот год я не мог уже поступить.
Военная академия материальнотехнического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва
Тогда я вспомнил, что после окончания набора в белорусские вузы начинается набор в российские военные учебные заведения. Набор там маленький – на мою специальность в тот год набирали всего 5 человек, но я все-таки решил попытаться. Подал документы в Военную академию материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва на специальный факультет, куда набирали иностранных учащихся. И поступил!
После зачисления последовал курс молодого бойца – это месяц усиленных тренировок для будущих курсантов. В роте познакомился с теми, кто также ехал в Россию учиться. С теми ребятами до сих пор поддерживаю отношения.
Я учился в России 5 лет. Приезжал домой дважды в год. Длительность таких поездок варьировалась в зависимости от успеваемости, так что у нас был стимул хорошо учиться. Стипендию платили достойную: во время учебы получал больше, чем потом на работе. А российские курсанты получали за счет доплат еще больше. Так что с такими условиями только служить и служить. Изучали дисциплины по строительству, по военному делу (огневая подготовка, тактика, фортификационные сооружения и т. д.). Жили все время в казарме. Учеба сплотила нас, поэтому сегодня не теряемся и поддерживаем связь.
Кроме курсантов из ближнего зарубежья, которые свободно говорили по-русски, на специальный факультет приезжали ребята, которые первое время ни слова не понимали. В отличие от нас, их учеба длилась 6 лет: первый год учили русский, только после этого приступали к дисциплинам по специальности. При обучении преподаватели сначала осваивали язык зарубежных курсантов, потом пытались на их языке объяснить русский. Дальше ребята сами помогали друг другу: подтягивали тех, кому что-то давалось труднее, объясняли непонятные моменты. Помогало общение внутри коллектива. А на 3 курсе мы уже могли свободно общаться.
Попытки найти свое призвание
После 5 лет учебы нужно еще 5 лет отработать по распределению. Я вернулся в Беларусь, отправился работать в войсковую часть в Соснах. Там служил в отделе снабжения, эксплуатировал здания: занимался ремонтом и обслуживанием сооружений. Я отдал этому делу 2 года. Потом понял, что не готов посвятить этому всю жизнь, и ушел.
Одно время с другом вел бизнес по продаже кошельков из Китая. Мы привозили сумочки и кошельки, здесь с наценкой продавали. Дело прибыльное. Не нравился только негатив, который шел от покупателей: клиенты жаловались на качество и недолговечность изделий. Тогда я и понял, что это тоже не то, чем бы я хотел заниматься всю жизнь.
В этот момент появилась мысль о создании своих изделий из кожи. Когда уволился из армии, сделал кожевенное дело основной работой и стал отдавать этому все свободное время и силы.
Crazyhorse: история зарождения мастерской
Когда мой отец жил в Аргентине, он учился у человека, который делает обувь, аксессуары и прочие вещицы из кожи. Мы посмотрели на его работы и подумали: «Почему бы нам самим не попробовать создавать что-то свое?»
Сказано – сделано. Сначала было непонятно, что и как надо делать. Решили начать с выбора кожи. Поехали в один из минских магазинов, продающих кожу, наобум купили кусочек для проб и принялись за дело. Профессиональных инструментов на тот момент у нас не было. Все, чем мы располагали, – это канцелярский нож. Поэтому тут же встал вопрос об оборудовании. Мы никуда не торопились, поэтому заказали пробойники и прочий инструмент на AliExpress.
Тяжело в учении, легко в бою
Как только приехал инструмент, мы начали пробивать отверстия в коже и сшивать ее. Сейчас смотрим на свои первые работы и понимаем, какой это ужас: получалось криво, косо и некачественно. А в тот момент успокаивали друг друга. Мы сидели около пяти часов над изделием, потому что понимали, что без ошибок и провальных попыток не постичь мастерство.
Тогда же мы поняли, что кожа все-таки не та. Нужен был другой материал, более тонкий и податливый. В минских магазинах и в целом в Беларуси мы не нашли ничего подходящего, поэтому обратили внимание на Россию. Через интернет нашли кожу в Саратове. Сначала взяли 1 кусочек на пробу. Разрезали пополам, каждый принялся за свое изделие. Потом обменивались работами, оценивали результат друг друга, обсуждали ошибки. На этот раз получилось лучше, но до идеала было по-прежнему далеко.
Мы продолжали пробовать. Учились по видео в интернете, обращались к более опытным кожевникам за советами и ответами на вопросы. Хотя в большей степени учились на своих ошибках.
Когда разобрались, откуда берутся ошибки и как их избежать, принялись за более сложные модели. Начинали с кошельков без кнопок. Освоили эту модель, потом попробовали портмоне с хлястиком и кнопочкой. Первые кнопки ставили вручную. Получалось не так качественно, как нам хотелось, поэтому купили дополнительный инструмент.
Работа в команде
В мастерской мы работаем вдвоем с папой. Честно говоря, трудностей и проблем в поиске компромиссов и решения проблем не возникает. Цель у нас одна – сшить хорошее, качественное изделие. Оба стремимся к отсутствию погрешностей, оба усердно трудимся, оба оттачиваем мастерство. Мы показываем друг другу свои работы, обсуждаем ошибки друг друга, обмениваемся идеями. Пока наш коллектив небольшой, но очень дружный.
В перспективе хотим найти людей. Я готов взять человека, платить ему хорошие деньги, если качество его работы будет нас устраивать. Мы даже давали объявление о том, что ищем работника. К сожалению, все, кого мы встречали, выполняли задание плоховато. Дело тут не в опыте, мы всему научим, все расскажем и все предоставим. Главное, чтобы человек понимал свои ошибки и не допускал халтуры.
О названии
Еще в самом начале творческого пути поняли, что придумать название – больше дело. Долго думали, выбирали. Остановились на Crazyhorse – так называется одна из техник обработки кожи. Правда, через какоето время узнали, что у людей эти слова ассоциируются с кабаре. А недавно в Минске открылся бар под таким названием. Поэтому в будущем, возможно, будем чтото изменять, чтобы избежать путаницы.
Каналы связи с покупателем
За 2 года работы с кожей эта сфера стала нам понятна: мы освоили ряд моделей, выработали технологию. Поэтому, начиная с лета этого года, мы выступаем на выставках. Знакомим со своим брендом, рассказываем об изделиях. Участие на выставках не сулит огромных продаж. Это способ познакомиться с людьми, заинтересовать продукцией.
В основном клиенты приходят через наше сообщество в Instagram. Беларусь – это всего 30 % от общих продаж. Наш товар более востребован в Казахстане, России и Ирландии. Это наши основные каналы продаж. В этих странах больше ценят качество, чем у нас. Поставки товара в Казахстан и Ирландию идут через наших представителей. Они заказывают изделия у нас, мы их создаем, а они продают их через свои каналы.
Ценообразование
Наши цены могут показаться большими. Хотя, если разобраться, стоимость оправдана. Конечно, кошелек серийного производства может стоить немного дешевле. Но в этом случае нередко возникают вопросы к качеству. Швы на машинке не такие прочные, как ручные. Наш кошелек, даже если в одном месте ниточка со временем протрется, не развалится и не потеряет вид. Кошельки серийного производства пока востребованней изза популярности, большей узнаваемости и более низкой цены. Но надеюсь, что в будущем мы немного подвинем крупных производителей.
Разработка и освоение новых моделей
Мы шьем сумки, портмоне, зажимы, ключницы на заказ. Пошитая вещь недолго ждет своего покупателя. Шьем побольше изделий к выставкам, чтобы было, что показать. В менее загруженное время осваиваем новые модели. Например, недавно клиент принес матерчатую сумку и попросил сделать точно такую же из кожи. Делали долго – на изделие ушло 3 дня. Но в итоге заказ выполнили.
Первые модели находили в интернете. Потом, когда дело сдвинулось с мертвой точки, стали понимать, что и где можно изменить, добавить. Бывает, клиенты сами вносят изменения в модель. Например, просят сделать не 3 отдела на карточки, а 6 или 8. Или хотят получить кошелек короче на 2 см. Эти 2 см уже меняют расположение и размеры остальных деталей. Вот так и рождаются новые модели.
Экспериментируем мы не только с моделями, но и с кожей. Например, както мы купили бежевую кожу, которую искусственно старили с помощью воска, покрасили. Поняли, что самим красить невыгодно, и проще заказывать уже готовую кожу определенного цвета. Потом купили коричневую, черную, красную, зеленую…
Сложности
Мы начинали свое дело не ради больших заработков, а ради идеи. Хотелось попробовать сшить чтото самим. Окружающие нас отговаривали, говорили, что это все очень сложно. Мы не послушались, попробовали и ни разу не пожалели.
Конечно, без сложностей в любой работе не обойтись. Были проблемы с качеством первое время, но благодаря опыту, ошибкам, усидчивости и настойчивости это решилось. Пусть прогресс был не таким стремительным, как хотелось бы, потому что только на создание одного изделия уходило часа 34. Но он был и привел к тому, что сегодня нам не стыдно показывать свои работы людям, не стыдно продавать.
Еще одна сложность – загруженность. Рабочий день начинается в 8:00 и заканчивается после полуночи. Нет выходных. Когда есть заказ, то в первую очередь уделяю время ему, только потом отдыхаю. Если всетаки удастся найти подходящего человека, я смогу себя немного разгрузить. Да, пока сложно, но я не думаю, что так будет всегда.
Особенности изделия ручной работы
Ручная работа – работа над каждой деталью. Каждая модель уникальна. Это не серийное производство, где нет работы над каждым швом, где изделия штампуются одно под одно. Здесь другое качество, другая обработка торцов. И пусть на швейной машинке и с использованием оборудования для нарезки кожи было бы куда быстрее. Но делать в ущерб качеству мы не будем.
Влияние творчества
Благодаря творчеству я начал замечать детали. Раньше не обращал внимания на вещи вокруг. А сегодня я их пристально рассматриваю. Думаю, как это было сделано, как идет строчка на одежде, как обработан материал, что было использовано для достижения такого результата.
Еще один несомненный плюс творчества – работа головой. Ручная работа никогда не перерастет в механический труд, отработанный до деталей и не требующий внимания. Постоянно ищешь новые идеи, думаешь, как было бы лучше поставить кнопку, сколько сделать отделений и как обработать кожу. Минусов я не вижу. Да, тратится время, но это характерно для любого труда. Первое время всему, за что бы ни взялся, придется учиться. Придется постигать азы и делать ошибки. Это нормально.
Планы на будущее
В будущем хочется собрать команду профессионалов. Найти людей, которые горели бы этим делом так, как и мы, стремились бы к качеству так, как мы стремимся. В таком случае работа не будет рутиной, не будет в тягость, а будет приносить удовольствие.
Знаю, что 70 % людей не любят свою работу. Я свою работу люблю, я вижу, к чему иду, вижу свои перспективы. Пусть моя команда, как и я, будет уставать после работы, но такой заработок будет в радость.
Наталья ДАНИЛЕВИЧ