Одним из древнейших направлений народного творчества является соломоплетение. Занимаясь таким ремеслом, можно создать удивительные и ни с чем не сравнимые творения, которые передают истинную самобытность нашего народа. Сегодня искусство, которым в былые времена владели многие, является достоянием единиц. Валентина Леонидовна Фалеева – одна из них.
Валентина Леонидовна работает в Петриковском районном Доме ремесел. Вот уже 17 лет она создает работы, которыми восхищается вся республика, а также обучает этому ремеслу детей.
– Валентина Леонидовна, расскажите о своей творческой судьбе. С чего все начиналось?
– Тяга к творчеству появилась еще в детстве. Я с рождения обладала даром видеть во всем прекрасное: будь то животное или растение, птица или насекомое. Из подручных материалов создавала то, что вижу. И у меня это хорошо получалось.
В школьные годы я много рисовала. Изображала на своих картинах то, что видела вокруг. Я была воодушевлена природой и всем, что с ней связано.
В школе поняла, что хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с творчеством. Поэтому после окончания 11 классов я поступила в Кобринское техническое училище народных художественных промыслов (сейчас УО «Кобринский государственный художественный профессионально-технический колледж»). Там я получила квалификацию «художник декоративно-прикладного искусства».
Учиться было очень интересно. Знания давались мне легко. Благодаря училищу я развила свой талант к рисованию, научилась плести из соломки, а также освоила такие направления, как инкрустация соломкой и аппликация. Я была лучшей в группе. Спустя 3 года учебы окончила училище с красным дипломом.
Я хотела учиться дальше, мечтала поступить в Белорусский государственный университет культуры и искусств, но после окончания училища вышла замуж и с головой погрузилась в семейную жизнь. Хотя учиться мне все время нравилось.
После окончания учебы меня распределили на работу в отдел культуры Петриковского районного исполнительного комитета. Десять лет я трудилась художником-оформителем в районном Доме культуры. А когда в городе открылся районный Дом ремесел, я отправилась работать туда. Это произошло в 2001 году. С тех пор я и работаю методистом-мастером Дома ремесел.
– Почему в Доме ремесел начали заниматься именно работой с соломкой? Можно ведь было и живопись развивать, например.
– Когда открывали Дом ремесел, было решено, что в нашем районе нужно активнее развивать такое направление, как работа с соломкой, ведь оно исконно белорусское, полесское, самобытное.
Эту непростую задачу поручили мне. Я занялась развитием таких направлений, как соломоплетение, инкрустация соломкой и аппликация.
– Расскажите подробней об этих направлениях.
– Аппликация из соломки – самое распространенное направление в работе с данным материалом. Она заключается в художественной технике выполнения рисунка путем наклеивания на поверхность соломки. В начале работы рисуется эскиз, при помощи которого делаются рисунки каждого элемента будущего изделия. Далее вырезаются отдельные формы для работы. Потом эти формы прикрепляются к фону. Соломка подбирается по цвету. Если же подходящего цвета нет, то соломке можно придать нужный окрас с помощью анилиновых красок. Но это на словах быстро объясняется, на деле многие работы делаем около месяца.
Инкрустация – это самый сложный вид работы с соломой. Она представляет собой особый вид мозаики. Используется чаще всего для украшения шкатулок и панно, сделанных из одного материала (чаще всего – из дерева), путем неврезания в их поверхность фигурных кусков из соломы. При этом образуется рисунок, который не выступает над поверхностью изделия.
Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломин создают объемные соломенные композиции: шляпки, бусы, сережки, ободки, куклы и т. д.
– Какой материал следует брать, чтобы сделать простейшую работу из соломки самому?
– Если у вас нет возможности обратиться за помощью к мастеру, то обучающие уроки можно найти и в интернете.
Я использую в своей работе различные виды соломки. Для каждого вида работы должна быть выбрана та или иная соломка. Например, для плетения я использую жито, оно самое длинное. Благодаря этому можно найти применение каждой из его частей. Верхняя часть используется для плетения объемных работ: колокольчиков, спиралек. Средняя часть более толстая, чтобы с ней работать, ее необходимо разрезать, почистить и сделать из нее ленты. Они используются для плетения шляп, создания панно и аппликаций. Отходов у меня почти не бывает: всему нахожу применение.
– В Доме ремесел вы преподаете детям уроки работы с соломкой. Чем полезны для ребят такие занятия?
– С началом учебного года на пробные занятия в Дом ремесел приходит много ребят. Обучение проходит по трем направлениям: аппликация, плетение и инкрустация. К концу года остаются самые стойкие дети. Но обычно по каждому направлению занимается 67 человек.
Занятия с соломкой представляют собой ту работу, которая помогает детям развить интеллект, психические функции, а совсем маленьким такой досуг помогает развить речевые навыки. Также работа с соломкой развивает фантазию и вырабатывает такие качества, как терпение и усидчивость.
Мне приятно, что есть дети, которые вдохновляются нашими занятиями и поступают в художественные колледжи, где более глубоко изучают тонкости работы с соломкой.
Оба моих сына также выбрали для себя творческие профессии. Один после окончания 11 классов средней школы прошел два уровня обучения в Гомельском государственном профессионально-техническом колледже народных художественных промыслов. Он получил квалификации «резчик по дереву» и «художник-учитель», а после окончания учебы работал в школе искусств по специальности.
Второй сын поступил в этот же колледж после 9 классов. Окончив колледж, он получит квалификацию «резчик по дереву».
У моих ребят врожденная тяга к творчеству. Может, это передается по наследству?
– Расскажите про свои творческие достижения.
– Я являюсь разработчиком еще одного направления в работе с соломой – соломенной живописи. Уникальность направления заключается в том, что фон будущего изделия рисуется как картина, а передний план создается соломенными элементами. Композиция при этом создается из соломенных предметов. На картине все выглядит так, будто перед нами не соломенная живопись, а реальный предмет. Такие труды занимаю очень много времени. Почти ювелирная работа.
Мы часто ездим на различные фестивали, выставки. Там мастера со всей республики подхватывают чужие идеи, а затем используют их в своих работах. Поэтому теперь черты моей авторской разработки можно увидеть в работах других мастеров.
– Раз уж вы заговорили о фестивалях и выставках, расскажите, постоянным участником каких мероприятий вы являетесь?
– Каждый год наш Дом ремесел участвует в главном республиканском фестивале-ярмарке ремесел «Вясновы букет», на котором выставляются мои работы. Приятно рассказать, что ежегодно с данного фестиваля я привожу дипломы. Большое количество людей увлеченно смотрит на мои работы, интересуется тонкостями изготовления поделок.
Также я принимала участие в выставке ремесел на Славянском базаре. Это самая масштабная выставка-продажа, в которой я принимала участие.
Кроме этого, наш Дом ремесел, и я в том числе, – постоянный участник региональных фестивалей и выставок-продаж.
– Валентина Леонидовна, какую из своих работ вы считаете самой лучшей, интересной, запоминающейся?
– Мой труд состоит не только из создания картин, кукол и т. д. Помимо этого, я занимаюсь оформлением праздников, сцен для различных мероприятий. Своей самой лучшей работой считаю создание ландшафтного дизайна для подворья Петриковского района на втором международном Фестивале этнокультурных традиций «Зов Полесья». Темой подворья была охота. Данная работа завоевала гранпри фестиваля.
Занятия ландшафтным дизайном – это моя отдушина. Я чувствую, что это направление деятельности подходит мне лучше всего прочего. Если бы сейчас была возможность, я бы хотела повысить свою квалификацию в этой области.
– Расскажите о своих профессиональных мечтах.
– Благодаря интернету и книгам я изучаю историю соломенных изделий. Я нашла в интернете технику традиционного соломенного плетения – технику швейцарской соломки. Ей более 300 лет.
Способом переплетения соломенных трубочек швейцарцы создавали необычные украшения на соломенных шляпках. Теперь я хочу научиться создавать шляпки с такими украшениями. Но у швейцарцев для этого были придуманы специальные станки, которые автоматически крутили соломенные трубочки, я же буду делать это вручную.
Кроме этого, я мечтаю освоить вышивку соломенными лентами. Для такой работы берется соломенная трубочка, которую нужно очистить, срезать соломенную ленту и создать нить. Она получается очень тонкой и мягкой. Из нее, как из тканевых нитей, можно создавать интересные соломенные работы.
Поле для работы очень большое, не хватает только времени для реализации всего. Когда я прихожу домой после работы, то все равно думаю о будущих изделиях. В моей голове всегда множество мыслей, как все реализовать.
– Валентина Леонидовна, вы любите свою работу?
– Я на работу бегу! Бегу с радостью. И, положа руку на сердце, могу сказать, что после окончания рабочего дня я не хочу уходить домой.
У меня самая лучшая в мире профессия. Она творческая – а это именно то, что мне надо. В ней, конечно, есть минус – маленькая заработная плата. Но «компенсацией» этого минуса служит то, что я получаю от своего труда огромное удовольствие!
Люди, которым не нравится их работа, тратят много моральных сил, а мне моя работа помогает духовно расти. Считаю, что каждый должен заниматься тем, что считает интересным и нескучным.
– Как считаете, для создания изделий из соломки нужен талант или же способности можно приобрести и развить?
– Думаю, их можно развить, если у человека есть огромный интерес. А если есть время и упорство, то можно и горы свернуть. Я считаю, что если у человека есть и большое желание творить, и врожденный талант, то у него получится овладеть любым видом творчества, какое ему только понравится. Более того: можно не только совершенствовать свои навыки в уже известных техниках, но и развивать направление деятельности и делиться с коллегами собственным опытом, придумывая новые техники в работе и объединяя разные стили творчества.
– Соломенные изделия – это самобытное творчество. Какой соломенный талисман вы бы порекомендовали иметь дома?
– Наши предки считали сильным символическим оберегом соломенного паука, который охраняет дом и обеспечивает благополучие в семье. В былые времена его подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Также его вешали в красном углу. Если в дом приходил человек с негативной энергетикой, считалось, что паук заберет весь негатив на себя.
Делали такого паука раз в год на Коляды. Через год его сжигали и изготавливали нового. Современные исследования подтверждают предположение о символическом значении соломенных пауков как модели идеального мира, способного вносить гармонию в окружающее его пространство.
Есть еще один сильный оберег – дух поля. Он делается со снопов. Снопы соединяли между собой, чтобы получилась большая соломенная скульптура. Ее хранили дома, потому что верили, что она принесет семье достаток и сытость.
Мы с детьми часто делаем соломенных пауков на занятиях в Доме ремесел. Ребята их уносят домой. Некоторые вешают их и в квартирах. Такие обереги придают дому самобытность и уникальность.
Татьяна ЦАНДЕР
Фото автора и из личного архива Валентины ФАЛЕЕВОЙ