Собираясь на встречу с героем интервью, я почему-то ожидала увидеть обстановку в стиле средневековья: доспехи, мечи, людей, которые рисуют гербы королевских домов на щитах. Ведь как-никак общение предстояло с реконструктором. Но меня встретила небольшая светлая комната с вполне современным интерьером и мужчина, у которого из намека на прошедшие эпохи был разве что кованый браслет на руке.
Александр Рак – руководитель экстрим-театра «Берсерк» и рыцарь ордена Северного храма. Именно с ним мне предстояло постигать тайны реконструкции. Но начать захотелось с совсем простого и логичного вопроса.
– Что такое реконструкция, на ваш взгляд?
– У этого слова есть вполне устоявшееся определение: воссоздание материальной культуры определенного исторического периода. У нас есть ребята, которые занимаются средними веками, эпохой викингов, первой мировой войной и т.д. Причем недостаточно просто сделать костюмы и оружие конкретной эпохи. Выбранные исторические рамки изучаются, воссоздаются иерархические связи и межличностные отношения. На фестивалях это важно, особенно для атмосферы. Конечно, у реконструкции есть разные течения. Например, спортивное. В рамках него ребята занимаются именно боями, для них это спорт. А есть те, кто старается максимально достоверно восстановить конкретную эпоху со всеми ее нюансами. Это течение называют Ливингхистори.
– Удивительно, но даже здесь есть специализации. А почему лично вы выбрали такую работу? Нравится окунаться в прошлое?
– Скорее не работу, и даже не хобби, а образ жизни. Меня вдохновила книга «Властелин колец». Было романтическое восприятие рыцарства. А вообще в реконструкцию привел сосед по даче, который решил показать мне крутой прием фехтования (он тогда уже состоял в реконструкторском клубе). Помню, я получил хороший удар мечом по локтю. Собственно, после этого и решил идти в реконструкцию: чтобы знать, как защищаться в подобном случае. Кстати, когда только начинал, в 1999 году, все выглядело иначе. Элементарно не хватало информации, чтобы сделать доспехи, схожие с историческими аналогами. Поэтому у нас были такие артефакты, как шлем из ведра. Сейчас возможностей гораздо больше.
В коридоре кто-то хлопает дверями и спрашивает, готовы ли флаги для очередного фестиваля. В этом месте удивительным образом переплетается прошлое и настоящее. Причем первое доносится какой-то почти неощутимой, призрачной дымкой. Интересуюсь, есть ли вообще возможность получить образование реконструктора?
– Смотря, о какой именно специальности мы говорим. Например, есть такой мастер Константин Дударев, который делает доспехи мирового уровня. Он получил образование скульптора, которое помогает учитывать все анатомические и не только нюансы при создании работ. Если иметь в виду рыцарей течения Ливингхистори, то среди таких ребят очень много историков. А в целом профессионального реконструкторского образования не существует, но есть много клубов, которые помогают постичь азы и после успешно развиваться.
Пока Александр методично покручивает свой кованый браслет, прикидываю, сколько будет стоить успешное развитие от обычного солдата до генерала.
– На доспехи, оружие и аксессуары нужно ведь много денег. Как вообще зарабатывают реконструкторы?
– У каждого свой путь. Мастера, которые занимаются изготовлением «средневековых» предметов на заказ, зарабатывают очень хорошо. Ведь все понимают, что создание такого изделия – это кропотливый и специфический труд. У рыцарей-спортсменов есть возможность выиграть в турнире и получить внушительный призовой фонд. Отдельный лайфхак – это съемки в кино, ведь кто, как не реконструктор, может прочувствовать дух воссоздаваемой эпохи. А некоторые, как я, например, занимаются организацией фестивалей и праздников. Так что каждый находит свои способы.
– Не так уж и просто. Что в принципе заставляет людей оставаться в реконструкции?
– Это ведь огромная вселенная задач, вызовов. Наша работа отчасти заключается в создании эмоций для себя и для других. Ты делаешь событие, о котором говорят.
– И сколько же времени уходит, чтобы воплотить в жизнь хотя бы одно? Какие есть этапы?
– Хороший фестиваль готовится довольно долго. Мы ведь стараемся точно воссоздать событие, при этом уменьшив масштаб. Поэтому и этапов много. Первый – изучение. К примеру, возьмем битву. Необходимо знать элементарно, кто отступал, кто наступал, атаковали рыцари замок или мы говорим про сражение в поле. Дальше ищем площадку: действия ведь должны где-то разворачиваться. Потом наступает очередь сценария. Весьма условного: мы же не знаем, какой рыцарь, что именно делал. После собираем участников, договариваемся с клубами, проговариваем с командирами отрядов, что и как они будут делать, какие условные знаки. А дальше остаются только технические моменты: сколько дров, лошадей, где будет лежать сено и т.д. Пару месяцев на организацию чего-то масштабного точно нужно.
Проводя аналогию, осознаю, что, в отличие от комнаты, где мы беседуем, на реконструкцию всегда собирается много зрителей и участников. Насколько важна техника безопасности и работа в команде?
– Хорошие качества хорошего реконструктора – это ответственность, внимание к деталям, профессионализм и адекватность. Для создания крутого масштабного события взаимопонимание в команде очень важно. Ведь обязанности, так или иначе, делятся. Самый простой пример: не могут все на реконструкции быть солдатами. Кто-то должен отвечать за отряд и у этого человека ответственность автоматически больше. О безопасности отдельный сказ: в первую очередь она важна на поединках. Перед началом боев все оружие должно получить допуск. Для этого даже создается специальная комиссия. Такой допуск есть и у доспехов. Рыцарские бои травмоопасны: синяки, удары, падения. Поэтому лишний раз рисковать никто не будет. Понятно, что у мастеров своя техника безопасности. Например, у кузнеца – не совать пальцы в горн и т.д.
За дверью слышится смех, и в моей голове тут же возникает вопрос: есть ли у реконструкторов свой особый язык, чтобы понимать друг друга с полуслова?
– Конечно, есть свой сленг, своя терминология. Самое распространенное из юмора – это шутки, связанные с Марсом. Любой доспех, который не соответствует историческим аналогам, в среде профессиональных реконструкторов считается марсианским. Такая вот особенность.
Внезапно понимаю, что в большинстве своем мы говорим о рыцарях, кузнецах, то есть о мужской работе.
– А какая роль в реконструкции у представительниц прекрасного пола?
– Самая разнообразная. Кстати, есть девушки, которые тоже надевают доспехи и сражаются наравне с мужчинами. Многие участвуют в соревнованиях лучников. А есть те, кто увлекается готовкой по средневековым рецептам, разучивают танцы ушедших времен, играют на инструментах или шьют платья. Работа найдется для всех. Особенно в клубах.
– А если говорить про фестивали, какие, на ваш взгляд, обязательно нужно посетить настоящему реконструктору?
– В Беларуси это определенно «Наш Грюнвальд» – крупнейший фестиваль военно-исторической реконструкции. Фанатам средневековья понравится также «Времена и эпохи» в Москве. Он особенный с той точки зрения, что все происходит прямо на улицах города. Для фестиваля проспекты специально перекрывают. Опять же в Москве проходит двухдневный конный «Турнир Святого Георгия», где все воссоздано до мельчайших деталей. Это эталон подобных соревнований, там действительно есть, на что посмотреть. В Польшу стоит съездить на фестиваль «Грюнвальдская битва», который проходит прямо на историческом месте сражения 1410 года. Наверное, он один из самых массовых в Европе. В принципе, фестивалей очень много и все они особенные.
– А какой самый особенный случай можете вспомнить?
– Один выделить сложно. Всегда приятно посещать встречи, фестивали, турниры. Это и есть самое интересное в реконструкторской движухе. Плюс, есть возможность путешествовать. И на любом фестивале существует ядро – город реконструкторов: с шатрами, кострами, масляными лампами. Там можно полностью погрузиться в выбранную эпоху, быть маленькой частью огромного события.
Вспоминаю, что ожидала увидеть, идя на интервью, и интересуюсь: можно ли узнать реконструктора в толпе?
– Конечно. Своего человека легко найти просто по лицу. Парни, например, носят длинные волосы или бороды. Многие реконструкторы предпочитают специфические украшения. Иногда достаточно посмотреть на поведение, чтобы понять: человек как-то связан с воссозданием событий прошлого. А еще всегда есть интуиция.
Понимаю, что вопросы заканчиваются и совсем скоро мне придется возвращаться в реальный мир, оставляя позади комнату с почти неуловимой, призрачной дымкой средневековья. Но сначала…
– Что вы могли бы пожелать ребятам, которые хотели бы прийти в реконструкцию?
– Просто приходите. Изучайте это движение, посещайте фестивали и хотя бы немного интересуйтесь историей. В клубах вас всему научат и обязательно помогут. Реконструкторы – это люди, у которых жизнь очень насыщенна на события. Поэтому те, кто приходят, обязательно остаются. Наслаждайтесь.
Анастасия КОНЧИЦ