Лоскутное шитье или пэчворк является одним из самых древних видов рукоделия. Пэчворк (от английского patch – лоскут, заплатка и work – работа) – вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пестрых кусочков ткани (лоскутков) с определенным рисунком. В процессе работы создается полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.
Изделия из лоскутков украшают дом, делают его уютнее, с их помощью интерьер обретает индивидуальность, ведь во всем мире невозможно найти два одинаковых изделия, сшитых из кусочков ткани.
Лоскутная техника многогранна и неповторима. И как бы вы ни старались повторить классический вариант пэчворка, все равно ваше изделие получится индивидуальным. И вовсе не обязательно придерживаться определенных правил, создавая свой лоскутный шедевр. Можно придумывать абстрактные узоры и рисунки, сочетать, казалось бы, несочетаемые ткани, подбирать цветовую гамму – все ограничивается только вашей фантазией и вкусом!
История возникновения техники
Техника лоскутного шитья – одна из самых древних и самых известных техник в мире. Художественные изделия из лоскута по праву занимают достойное место среди произведений декоративно-прикладного искусства в экспозициях музеев таких стран, как Египет, США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия.
В Египетском национальном музее в Каире находится образец орнамента, датированный 980 годом до н. э., он выполнен из кусочков кожи газели.
В Токийском музее выставлена одежда 1569-1867 годов, украшенная узорами из кусочков различной ткани.
Существует множество версий возникновения лоскутного шитья, одна из них – история об аристократическом происхождении пэчворка в Европе. В XVIII веке, во времена расцвета мануфактур в Англии, богатые дамы, заказывая наряды, получали вместе с готовым платьем оставшиеся кусочки дорогих тканей. Впоследствии представительницы высшего общества сами шили из них изделия.
У славянских народов лоскутное шитье возникло скорее не как вид искусства, а как необходимость, обусловленная не слишком высоким уровнем жизни. Наши предки из экономии не выбрасывали остатки ткани и изготавливали из лоскутов преимущественно текстиль домашнего назначения.
В крестьянских семьях изделия из обрезков ткани всегда носили практический характер. На протяжении многих столетий наши предки разноцветными заплатками штопали прохудившуюся одежду, из отслуживших свой срок вещей шили лоскутные одеяла, занавески. Были традиции пошива одеял к свадьбе, рождению ребенка.
В традиционном быту белорусов повсеместно изготавливались изделия в лоскутной технике. Можно вспомнить знаменитое деревенское «бабушкино» лоскутное одеяло, собранное из дешевых ситцевых кусочков, без затейливых узоров. Во многих белорусских хатах были дорожки, половики («ходнікі», «напомостнікі») из обрезков текстиля. Особенно популярны они были на Полесье, где такими дорожками иногда устилали весь пол. Во множестве создавались ковры на стены, одеяла, представляющие своеобразную мозаику из цветных лоскутков в виде треугольников, квадратов, ромбов, полосок, скомпонованных в простые, но выразительные декоративные композиции геометрического характера.
Широкое распространение лоскутное шитье получило во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. Своего пика оно достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины.
После ВОВ, лоскутное шитье стало ассоциироваться с бедностью. Красота красотой, практичность практичностью, а за лоскутным шитьем, тем не менее, прочно закрепилась горькая слава ремесла бедных.
Только в конце XX века это необычное направление в рукоделии стало популярным. Западный термин «пэчворк» превратил банальное лоскутное шитье в нечто особенное, ультрамодное, эксклюзивно-исключительное. Даже зазвучал как-то по-новому, напоминая о благородстве дорогой парчовой ткани. Лоскутное шитье вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.
В XXI веке общество захлестнула волна увлечения экостилем. Нынче все модное должно быть максимально натуральным – продукты, одежда, аксессуары, предметы интерьера. И максимально органичным, вписывающимся в общую экосреду. В обиход вошли такие понятия как экомода и, соответственно, экошик. А вслед за ними по миру прокатилась очередная волна интереса к народным ремеслам. И пэчворк опять на невиданной высоте. Он стал не только распространенным хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства.
Что нужно для занятия пэчворком
Для начала работы вам понадобятся:
Очень важно не только аккуратно сшить лоскутки, но и «попасть в цвет», создать единую картину.
Ткани
Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани – хлопчатобумажные. Они легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостаток хлопчатобумажных тканей – усадка при стирке. Лен легок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шелк, благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску и яркости красок, смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он дает сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, края срезов осыпаются. Вискозные ткани достаточно сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнется и дает усадку при стирке, поэтому вискозу обязательно надо крахмалить.
Приступая к работе, ткани (особенно новые) обязательно намочите в теплой воде, чтобы избежать усадки уже готового изделия. Кроме того, так вы проверите прочность окраски тканей и определите, какие из них линяют. Если ткань окрасила воду, ее следует полоскать до тех пор, пока вода не станет чистой. После этого ее нужно просушить и прогладить утюгом. Кромки тканей обязательно нужно обрезать.
Инструменты и приспособления
Иглы – это основной инструмент при сшивании лоскутков вручную. Желательно, чтобы они были тонкими и острыми.
Булавки с круглыми головками нужны для скалывания лоскутков, присоединения лоскутной детали к основе, понадобятся они также при соединении лоскутного верха и подкладки. Булавки нужны тонкие, с острыми концами, иначе от них могут остаться проколы на некоторых тканях.
Нитки для шитья лучше использовать хлопчатобумажные. Однако если вы шьете изделие из шелка или атласа, то и нитки стоит взять шелковые или нейлоновые, а их цвет должен гармонировать с цветом тканей.
Ножницы желательно иметь большие, острые (для раскроя тканей) и маленькие (для обрезания конца рабочей нити и других мелких работ).
Линейка, треугольник, транспортир – они понадобятся для разметки лоскутков на ткани. С их помощью линии на ткани можно располагать параллельно, перпендикулярно друг к другу, а также под произвольными углами.
Наперсток помогает протолкнуть нить через ткань и предохраняет палец от уколов.
Пяльцы вам нужны при ручной стежке: закрепленные в них слои изделия будут лежать ровнее и не будут смещаться друг относительно друга.
Также для работы вам понадобится большая ровная поверхность, где вы смогли бы расположить отдельные лоскутки так, как они будут соединены в готовом изделии, и разложить большое лоскутное полотно.
Картонные шаблоны. Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведется при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырехугольных деталей долевая нить должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников – быть перпендикулярной основанию.
Интересно знать
Особенности техники
Сборка полотна. Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых вручную или на машине сшивается изделие. Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, затем две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, сметываются или скалываются булавками и сшиваются мелким наметочным швом. Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине, после того как прошиты две детали, без обреза нити переходят к соединению последующих пар деталей. Когда шитье закончено, нити полученной цепочки разрезаются.
Подкладка. Придает прочность всему изделию и предохраняет лоскутный верх от быстрого изнашивания. Подкладка просто необходима, если изделие выполнено из тонких шелковых или декоративных тканей, а также если оно сшито из очень мелких лоскутков. Выкраивайте ее цельным куском из хлопчатобумажных или шерстяных тканей.
Подкладка может быть как однотонной, так и узорчатой. Хорошо, если вы выполните ее из ткани, которая присутствует в верхней лоскутной части изделия.
Подбор цветов тканей. К подбору тканей для каждого конкретного изделия нужно подходить достаточно серьезно и продуманно. Нужно стремиться к тому, чтобы вся композиция была выдержана в одной цветовой гамме. Доминирующий цвет должен быть один, остальные – сочетаться с ним, дополнять его. Люди часто полагают, что поскольку многие узоры основаны на сложных геометрических фигурах, то, значит, работа с лоскутками не для них. На самом деле для создания собственной композиции вам не потребуется особых знаний по геометрии и не нужно будет придумывать, рисовать элементы узора. Существуют тысячи придуманных и опубликованных рисунков, часто вместе с шаблонами в натуральную величину.
Полезные советы:
Мария ОГОЛЕВА