Какой игрок в Dota 2 не задумывался о карьере киберспортсмена? Тем более, что сегодня киберспорт стал бизнесом, в который имеет смысл инвестировать. Мы встретились с капитаном команды FCDB Esports Алексеем Липаем и побеседовали о его работе. Можно сказать, что Алексей – один из белорусских пионеров киберспорта. В интервью он рассказал о том, как прошел путь от первого турнира до текущего контракта.
– Сейчас ты капитан команды FCDB Esports, но так было не всегда. Расскажи, каким был твой первый шаг…
– На дворе стоял… Кажется 2008 год, да. Наша команда называлась «Sky team». Кто в ней был? Да просто парни, с которыми я тусовался в компьютерном клубе Katana. Они и позвали меня поучаствовать в турнире.
Как сейчас помню, что мы тогда сыграли три тренировочные игры против одной из приезжих команд. «Сделали» их со счетом 2-1 и ходили как крутые ребята, которым море по колено. Была такая нерушимая самоуверенность, что мы и есть сила, которая выиграет турнир. Истина оказалась слегка горьковатой – на турнире нас быстро отрезвили. Мы «слили» все три игры в группе и грустные поехали домой. Первое место тогда взяли игроки, выступавшие под тегом Cosmos TV. В составе у них были такие мастодонты белорусской доты, как kapone, Enot_Iva, Berik.
Но проигранный бой – это вовсе не проигранная война! Он скорее раззадорил, и я как приличный игрок решил влезть в онлайновую движуху, постоянно собирал новые составы команд, мы ходили абсолютно на все LAN-турниры, на которые только можно было попасть в Беларуси.
Проигрывать было обидно. Но это не тот проигрыш, который ломает тебя. Это как раз та вещь, на которой ты учишься и начинаешь понимать важность командной игры, важность тактики и стратегии.
На первых порах почти любой соперник, с которым мы сталкивались, был ощутимо опытнее и сильнее нас. Не было бы этого, я не получил бы громадного и бесценного опыта.
В общем, все это говорит о том, что умение сделать выводы из проигрыша может быть куда полезнее, чем ослепляющий выигрыш.
– Какую свою победу ты считаешь самой важной, а какая была самой трудной?
– Самой важной считаю победу против Orange на WCG 2012. Мы белорусским миксом малоизвестных игроков обыграли со счетом 2-0 команду, состоящую из звезд юго-восточной Азии, да еще и на LAN-турнире. Это добавило уверенности в том, что я могу чего-то достичь в сфере киберспорта.
Самую трудную победу выделить тяжело. Большинство игр очень энергозатратные и трудные. Могу отметить 3 карту противостояния с польским составом Singularity на квалификациях к The International 7.
К 40 минуте мы остались без 2 сторон и третьего тавера на последней, проигрывали около 15 тысяч по золоту, но сумели вернуться в игру. В итоге – победили.
– Когда ты осознал, что игра для тебя стала работой?
– Это происходило поступательно. Точно я скажу одно: относиться к игре с повышенной ответственностью я начал намного раньше того, как подписал первый профессиональный контракт.
Главное – самому себе дать понять, что ты делаешь это не для убийства времени, а для себя и своего роста.
– Игра для тебя – сфера профессиональных интересов. Что нужно преодолеть, чтобы воспринимать игру как работу, а не как развлечение?
– Нужно понять, что у тебя есть ответственность перед другими людьми, и из этого вытекает все остальное. Мне тяжело назвать это преодолением, это разница в подходе к процессу: либо ты работаешь на результат, либо играешь для удовольствия. Между этим проходит определенная грань. Одно дело – играть на гитаре у костра с друзьями. Совсем другое – играть в оркестре, например. В игре – так же.
– Как ты себе представлял будни киберспортсмена раньше и как можешь описать их сейчас?
– Не могу сказать, что я человек без фантазии, но раньше даже не думал об этом. Сейчас я знаю, что игра занимает достаточно много времени. Как работа. Считаю, что если уделяешь игре меньше восьми часов в день, то игровой тонус можно легко растерять.
Советую вписывать в график физическую активность, чтобы менять фокус внимания. Еще рекомендую читать профессиональную литературу. Умные люди уже давно придумали, как правильно распланировать свое время и куда направить силы. Если замкнуться исключительно на одной игре и не стремиться к тому, чтобы быть разносторонне развитым человеком, то можно быстро перегореть.
– Сейчас выгорание – актуальный страх для всех. Как ты с ним справляешься?
– Да, проблема перенасыщения присутствует у многих игроков, которые на сцене – более нескольких лет и имеют свою историю взлетов и падений. В таких ситуациях важно понимать, зачем ты занимаешься этим видом деятельности, есть ли у тебя цель и готов ли ты стремиться к ней.
Специфика профессии предполагает большое количество повторений тех или иных действий, и нужно быть к этому готовым. За всеми высокими достижениями в конкурентных сферах стоят тысячи часов процесса самосовершенствования и учебы.
Я всегда напоминаю себе о том, зачем я этим занимаюсь и какие цели у меня впереди. Если же становится совсем тяжко, то беру перерыв, полностью переношу фокус внимания, и через несколько дней уже самого тянет обратно в процесс.
– Есть мнение, что футболист может построить карьеру лишь до 30 лет. А в киберспорте насколько важен возраст?
– Есть похожий стереотип. У профессиональных спортсменов сроки завершения карьеры обуславливаются огромными физическими нагрузками на организм, которые вызывают различного рода проблемы со здоровьем, не позволяющие держать конкуренцию. При этом есть достаточно много игроков, которые благодаря ежедневной щепетильной работе над своим телом продлевают срок своих карьер до сорока и более лет.
В среде киберспортсменов некоторые «эксперты» любят рассказать про сбои. Приводят в пример условного игрока от 25 и до 30 лет, который занимает чье-то место и пора ему уже на пенсию. Категорически не согласен с этим. Во-первых, в данном возрасте у киберспортсмена реакция практически не отличается от 20-летних конкурентов. Во-вторых, исходя из логики рынка, человек не может занимать чье-то место, если он в 30 лет является востребованным и подписал контракт с организацией.
Вывод: этот человек обладает качествами, которые менеджмент и другие участники команды находят ценными. Иными словами, он выигрывает конкуренцию у более молодого кандидата.
В целом, основные проблемы, возникающие у киберспортсменов настоящего и недалекого прошлого, лежат в области мотивации и пресыщения игрой, появления новых жизненных приоритетов. Исходя из этого я считаю, что биологический возраст киберспортсмена в теории должен быть выше, чем у футболиста.
– Сколько тебе времени как капитану требуется, чтобы понять, подходит игрок твоей команде или нет?
– Иногда хватает пары тренировочных дней, чтобы понять, что человек далеко пойдет при должном подходе. А в некоторых случаях недостаточно и пары недель. Все индивидуально.
– По каким признакам ты можешь определить, что из игрока не получится киберспортсмен?
– Возможно, я оптимист, но не могу припомнить человека, на котором можно было поставить крест. У большинства есть сильные стороны в рамках игры, которые можно развивать. Разумеется, что есть и слабые, которые надо скрывать и подтягивать. Важно, чтобы человек был готов развиваться и умел работать в команде. Остальному можно научиться.
– Есть мнение, что киберспортсмен становится профессионалом, когда с ним заключают контракт. Что дает организация киберспортсмену?
– Организации в текущем виде кроме финансовой поддержки по факту дают немногое, по крайней мере те, частью которых я являлся. В идеале от организации я хотел бы видеть выстроенную структуру коучинга и менеджмента, при которой игроки могут развиваться и прогрессировать как индивидуально, так и командно.
– В новостях о футболе можно услышать, что «игрока купил футбольный клуб». Как происходит заключение контрактов с игроками?
– Это происходит по-разному. Некоторые игроки на рынке киберспорта СНГ нередко работают и без контрактов. Большинство же предложений по переходу происходит на уровне игроков, так как нет никаких инстанций, которые контролировали бы это. В таком случае страдают интересы организаций.
– С высоты своего опыта: какие бы ты советы дал новичкам, которые выбирают, с какими организациями подписать контракт?
– Не могу сказать, что есть какие-то подводные камни. Во всех контрактах черным по белому написано, что в любой момент соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке со стороны организации. Все игроки понимают, на что идут.
У организаций есть свои риски, которые они хотят минимизировать. Частности кроются в конкретных цифрах: зарплата, сроки контрактов, доля призовых. Все как в бизнесе.
– Бывало ли, что близкие люди воспринимали твою профессию несерьезно? Были ли конфликты, связанные с этим?
– Близкие изначально воспринимали мою работу несерьезно. Но все изменилось пару лет назад. Сейчас они понимают, что это полноценная работа.
– Есть ли какой-то пример книги или фильма, которые тебя вдохновляют?
– Не могу сказать, что ищу вдохновения в таких вещах, скорее получаю удовольствие от качественной работы авторов или актеров. Из последнего, что смотрел, могу отметить сериалы Mindhunter, Ozark, Better Call Saul.
– Закончи фразу: если не Dota, то…
– Баскетбол, чтение, кино, музыка.
Максим АРТЁМЕНКО
Фото Ивана ЯЗУБЦА