Быть студентом, совмещать учебу с работой на радиостанции, при этом открыть свое дело на последнем курсе. Оказывается, такой жизненный расклад вполне по силам. Юлия Янукович в этом году окончила журфак БГУ, с третьего курса работает на радиостанции «Радиуc-FM», при этом около года назад открыла свой бизнес в формате «кофе с собой».
Где взять первый капитал, как найти точку, сотрудников и материализовать свою давнюю мечту, при этом быть успешной в нескольких сферах, начинающая бизнес-леди рассказала «Кем быть?»
– Моя страсть к кофе уже давно натолкнула меня на мечту и дала понять, что любимый напиток можно превратить в бизнес, который может быть не только для денег, но и для души. В студенческие годы без чашки кофе никуда, особенно в бессонные ночи во время сессии. Да и мода на кофе диктует определенный культ крафтовых стаканчиков с капучино или наперсточков эспрессо. Где я только за эти четыре года ни попробовала кофе: и в больших ресторанах, и в атмосферных уютных кофейнях, и в сетевых точках фаст-фуда, и, естественно, в маленьких павильончиках. Поняла, что кофейный бизнес стоит начинать с малого в формате «кофе с собой», тем более, когда это направление сейчас так активно развивается. А уж потом, набив руку, можно и кафе открыть. На первых порах все упирается в неопытность и, конечно же, стартовый капитал. А денег у студента никогда много не бывает.
Как и многие, пыталась в свое время подзаработать по-разному: и аудиокниги пробовала озвучивать, и шары хотела продавать, иногда платные журналистские материалы писала. И только когда в конце третьего курса у меня появилась хорошая работа на радиостанции, поняла, что пора рисковать и претворять давний замысел в жизнь. Тем более, когда есть неплохой постоянный доход. Поэтому, проработав три месяца ведущей новостей на радиостанции (первое мое официальное место работы), пошла и оформила кредит сроком на пять лет. А еще прошла курсы бариста.
На одних деньгах бизнес не построишь – нужная стратегия. Узнавала и сравнивала разные варианты дальнейшего развития моей кофейной точки, поняла, что мне выгоднее всего будет со старта работать по франшизе.
В чем ее преимущества? Для начинающего предпринимателя – это спасение, на мой взгляд. Купив франшизу, можно обеспечить себе гарантию в том, что ты не останешься один на один со всей этой бумажной волокитой и прочими нюансами. Тебе всегда помогут, дадут совет и в беде не оставят, а это ведь так важно. К тому же, благодаря франшизе можно не тратить время на поиск оборудования, поставщиков, выбор сотрудников: у владельца развивающегося бренда уже давно налажены контакты с подрядчиками и сформирована база желающих трудоустроиться. В общем, можно не открывать Америку, когда она уже давно до тебя кем-то открыта.
Конкуренция в кофейном бизнесе сейчас высокая, франшиз просто множество. Тут уж выбирай на вкус и цену. Я ездила по городу, пробовала кофе в многих точках, принадлежащих различным франшизам. Выбрала в итоге такую, чтоб и кофе был хороший, и цена доступная. Мне она обошлась примерно в $6 тысяч.
В чем суть работы франшизы: после того, когда в нее вкладываешься, потом ежемесячно необходимо будет делать постоянные отчисления владельцу. Это либо процент от продаж, либо фиксированная сумма. У меня пока второй вариант. И плата эта не такая уж высокая: в моем случае пока выходит меньше 100 белорусских рублей.
Какие могут быть минусы? Читала книгу, в которой описывалась история Starbaks. Так вот этот известный бренд на рынке уже давно и успешно развивается, а вот франшизу начал продавать только с недавних времен. Поскольку на одном «имени» завязаны многие точки, есть риск прогореть на чужой репутации. К примеру, в одном месте вы можете попробовать кофе, и он вам покажется отвратительным, либо сервис там будет из разряда «ну вообще никакой». Сразу же сформируется негатив по отношению к определенному бренду. А в другом месте этой же франшизы может работать классный бариста, и кофе там будет восхитительный, но уже не все это оценят по достоинству.
В кофейном бизнесе франшиза отличается от, к примеру, сферы фаст-фуда или производства одежды и обуви. Здесь нет единых рецептур, стилевого оформления, технологических карт. Общие требования, конечно, существуют, но не в таких строгих рамках, как мы привыкли видеть, например, в Macdonald’s. У нас есть базовое меню с привычными латте, капучино, американо и эспрессо. Но в любой момент я могу придумать что-то интересное и расширить этот перечень. К примеру, я добавила в свое меню сырный и халвичный раф. Поэтому нет никаких проблем, чтобы развиваться, креативить, придумывать свои авторские рецепты. Франшиза тоже периодически рекомендует нам что-то новенькое, но пробовать это или нет – решать только мне.
К слову, все эти новомодные кофейные изыски – грамотный пиар-ход, который позволяет привлечь внимание покупателя, который уже пресытился однообразием. Но чаще всего люди отдают предпочтение классическим рецептам, а вот буйство вкуса и сочетаний – больше на один раз. Тем более что рынок сейчас перенасыщен всякими предложениями, современных кофеманов все сложнее удивить.
С кредитом всегда сложно. Долго приходится искать оптимальный баланс между процентной ставкой, сроками и необходимой суммой. Предложений много, но выбрать сложно. Проценты высокие и много нюансов. Когда все же удается выбрать банк, нужно предоставить справку о доходах, а там уже решают, давать вам кредит или нет. Есть всякие подводные камни. Например, возраст. В некоторых банках до 21 года кредиты не дают.
А вот с ИП все гораздо проще. Пришел с необходимыми документами в нужный кабинет и через минут 5 вышел с уже заветным свидетельством. Кстати, нужно иметь в виду, что ИП регистрируют по месту прописки. Но если кажется, что на этом можно выдохнуть, то – нет. Настоящая бумажная волокита вас ожидает в налоговой. Вот тут-то и помогает бухгалтер со стороны компании, продавшей вам франшизу. И в деловом будущем без него никак: активно сотрудничаем, потому что первое время очень сложно разобраться с ФСЗН, пенсионными фондами прочими многочисленными отчислениями.
ИП есть, кредит есть, а что насчет места, сотрудников и оборудования?
Барную стойку помогают приобрести по франшизе. Кофе-машину нужно брать в аренду, это самое дорогостоящее вложение. Но многие подрядчики, предоставляющие машину, предлагают хороший проверенный кофе по доступной цене – это значительный плюс.
Сотрудника тоже предлагают по франшизе. Обычно существуют курсы бариста, после которых формируется база желающих трудоустроиться. Из головного офиса на собеседования присылают молодых людей, а уже после личной встречи я решаю, подходит мне этот человек или нет. Если нет, то присылают другую кандидатуру. С девушкой, которая работает у меня бариста, у нас полная гармония и взаимопонимание в рабочих отношениях, а это во многом влияет на успех нашего общего дела.
Кстати, я сама посетила курсы бариста, чтобы понимать все тонкости этого непростого дела. Для этого нужно не просто нажимать на кнопки кофемашины и рисовать сердечко, как кажется на первый взгляд. Вкус кофе во многом зависит от того, насколько качественно взбито молоко. А это реально очень сложно. Нужно перевести десятки литров моющего средства (на нем в основном тренируются) и молока, прежде чем получится хорошая пенка.
В общем, как ярый кофеман с кофейным бизнесом с полной уверенностью могу утверждать, что вкус кофе на 50% зависит от бариста, а уж сорта, оборудование играют второстепенную роль. Хороший бариста отличит и степень прожарки кофе, и даже страну его произрастания. Я пока с легкостью определю по вкусу арабику и робусту, но до других тонкостей еще не доросла, пока начинающий кофейный сомелье.
Выбор точки, где «кофе с собой» будет востребован – та еще головоломка. Очевидно, что нужно многолюдное место с большой проходимостью. Но обычно на таких территориях либо высокая конкуренция, либо огромный ценник за аренду. Вот из-за этих нюансов я потратила множество времени, в итоге выбрала холл в магазине мебели почти в самом центре Минска. Но эта локация себя не оправдала. Были очень низкие продажи, к тому же по соседству открылась похожая точка. В общем, пришлось признать свое первое значительное фиаско и начать искать новое место. В итоге, пару месяцев назад мы вынуждены были переехать в торговый центр. Говорят, что здесь с проходимостью все отлично. Проверить в полной мере пока не можем, поскольку летний сезон еще не спал: желающих согреться ароматным кофе пока не так много – более актуальными еще остаются освежающий лимонад и мороженое. Будем делать акцент и на какао. Поскольку в торговом центре размещается частная детская школа, проходят курсы по развитию, то будем стараться удовлетворить шоколадные запросы маленьких клиентов. А вообще самое лучшее место в плане проходимости – это, естественно, оживленная улица (ни один крупный торговый центр не сравнится). Очень выгодно ставить кофейные точки-стаканы, как возле Комаровки: спрос будет всегда. Правда, речь идет совершенно о других масштабах в плане бюджета, поэтому со старта для студента такой вариант развития бизнеса будет слишком дорогим. А вот вариант развития франшизы – очень хорошее решение.
Если вы захотите открыть собственную точку в формате «кофе на вынос» – готовьтесь к тому, что в первые недели (и даже месяцы) деньги не потекут к вам рекой. Я еще до открытия знала, что на чистую прибыль выйду очень нескоро. Обычно такой бизнес окупается в течение нескольких лет, а на чистую прибыль и постоянный стабильный доход и вовсе люди выходят спустя лет пять после открытия. Все, конечно же, зависит от проходимости и прочих факторов, но такое дело больше все же ориентировано на пассивный доход.
В моем случае пока даже об окупаемости речи не идет – пока я нахожусь на этапе сплошных вложений. Но в будущее я смотрю оптимистично. Для меня это не просто бизнес ради заработка, это мое хобби, мечта, которая в будущем может принести мне доход. Пока же я кайфую от кофе, приготовленного в собственной кофе-машине по нашим рецептам, а к трудностям, переездам и прочим перипетиям отношусь как к некому приключению. Естественно, есть у меня и более глобальные мечты-стремления. Хочется не просто продавать вкусный кофе, но и создать особую атмосферу для дегустации этого потрясающего напитка. Уютная стильная кофейня – мечта всей жизни. Но пока это только мотивация развивать свою точку, изучать азы кофейного дела.
Большого секрета тут не открою. Скажу известную истину, которая в моем случае очень даже эффективно работает: главное – очень сильно чего-то хотеть, тогда не страшны ни пары, ни постоянная занятость, ни другие причины и отговорки. Работаю на радиостанции я по скользящему графику: могу дежурить либо с раннего утра, либо, наоборот, до позднего вечера. Выходные у нас тоже бывают рабочими, а будние – выходными. В свое время о работе на радио я могла только мечтать точно так же, как и о кофейном бизнесе. Ходила на курсы теле-радиоведущих, активно работала над артикуляцией, тембром голоса. При этом задумывалась только над тем, что хочу работать на современной, молодежной и драйвовой радиостанции типа «Радиус-FM». Мысли материальны. Спустя какое-то время узнала, что именно на «Радиус» требуется ведущий. Выполнила несколько заданий, прошла стажировку и попала на работу мечты. Вот так одновременно просто и сложно все и получилось. Поверила в реальность происходящего только во время первого прямого эфира.
Учеба на последнем 4-м курсе т уже совсем не та учеба в ее классическом понимании. Полгода лекции и семинары во вторую смену, да и преподаватели к пропускам из-за работы по специальности относятся вполне лояльно. А второй семестр и вовсе располагает для продуктивной работы: несколько месяцев практика, после которой – свободное время для написания диплома.
Поэтому могу смело утверждать, что последний курс университета – идеальное время для работы и открытия своего дела. Тем более в относительно юном возрасте – это все проще и легче. Пока в голове одна романтика, жажда приключений и полное ощущение того, что «мне море по колено», – нужно выходить из зоны комфорта и пробовать. Мне было нелегко решиться, но меня поддерживал мой молодой человек, поэтому я не отступала даже в те моменты, когда порой хотелось опустить руки. Родителям и вовсе рассказала о своем намерении открыть бизнес только после того, как уже взяла кредит в банке. Они, естественно, были в шоке, первым делом даже не поняли, зачем мне это нужно. Это уже сейчас они стоят за меня горой. Непонимания не стоят бояться, не всегда будет одобрение даже от самых близких людей. У всех ведь индивидуальные ценности и свои интересы. А ваше дело – будет только вашим. Дерзайте!
Мария ШНА