Минский часовой завод «Луч» – единственный в Беларуси представитель часовой промышленности. За огромным зданием с часами, вдали от любопытных глаз – цехи, где работают сотни людей, преданных часовому делу. Мы отправились на завод и узнали о том, как собираются часы, какие коллекции сейчас выпускаются и чем уникальна продукция «Луч».
Экскурсия в мир часов начинается в фирменном магазине «Луч». Первое, что бросается в глаза, – сверкающие стеллажи с продукцией завода. За ними – столики: здесь покупатели могут и часы подобрать, и вдали от шума проспекта выпить кофе. Меня встречает ведущий дизайнер Иван Кравченя. Мы занимаем один из столиков и начинаем разговор.
– «Луч» ведет свою историю с 1953 года – тогда был заложен первый камень завода. Сначала выпускались только женские часы: в советском союзе к тому моменту было несколько часовых заводов, но все они выпускали в основном мужские часы. Конечно, с течением временем «Луч» перепрофилировался и теперь выпускает аксессуары для мужчин, женщин и детей, а также массу другой продукции.
Этапы создания часов
Процесс создания часов кажется почти ювелирной работой: все части механизма миниатюрные и хрупкие. Не каждому человеку под силу его собрать – не хватит сноровки и выдержки. Поэтому сразу переходим к вопросу об этапах создания часовой продукции.
– Классическая разработка часов с идеи до выпуска тиража – это минимум полгода. Все начинается с идеи, разработки концепции: это выбор механизма, выбор стиля часов. Основная продукция – часы классического вида с двумя-тремя стрелками. Сейчас развиваемся и двигаемся в других стилистических направлениях: например, осваиваем выпуск спортивных часов, минималистичных мужских и женских.
Сегодня возможности завода «Луч» большие – можно пробовать многое и занимать любую нишу, ведь наши часы пока мало где представлены. Поэтому мы расширяем ассортимент, чтобы он удовлетворял потребности многих.
После стилистической концепции выбираем ценовой диапазон, чтобы было понятно, из каких материалов собирать, какой механизм использовать. Продумываем каждую деталь, выбираем браслет или ремешок.
За последние полгода я понял, что не бывает ненужных мелочей в часах. Этот аксессуар может быть прекрасным, но если на них стоит некрасивая заводная головка или непривлекательные стрелки, это разрушит весь образ. Поэтому прорабатываем все нюансы, чтобы в конце ничего не смущало.
Я сам езжу за кожей для ремней. Раньше завод не акцентировал на этом внимание, и очень часто у покупателей были претензии именно к ремешкам. Сейчас мы перестаем выпускать огромные тиражи, вместо этого чаще создаем новые коллекции. Для коллекции «Нюд» мы использовали итальянскую кожу, а ремешки для нас сделал витебский завод.
Разработанный дизайн-проект передается в конструкторский отдел, где создают трехмерную модель часов и продумывают особенности взаимодействия и сборки всех механизмов. Исходя из цены, качества и технических требований здесь определяют размер часов, вид стекла, модель механизма.
Потом создаются тестовые модели. Обычно после второй тестовой модели проект утверждают и запускается серийное производство. Параллельно с этим идет подбор ремней, создание цветовых решений. Сейчас мы стараемся не делать одинаковые часы с разными ремешками – это банально и неинтересно, ведь любой человек может купить часы и поменять в них ремешок. Наша цель – сделать коллекцию с уникальными фактурными сочетаниями.
Объем партий бывает разным. Лимитированная коллекция может быть приурочена к какой-то дате, событию. Чаще всего это небольшой тираж. Объем серийной коллекции зависит от спроса – сейчас всем заправляет рынок. Через социальные сети, такие как Instagram, Facebook и ВКонтакте, мы поддерживаем связь с покупателями. Периодически собираем продавцов нашей продукции и просим рассказать, что говорят покупатели, как реагируют и на что жалуются.
После этого работаем с «железом»: создаем корпус, подбираем механизм. Мы используем японские, а иногда и швейцарские механизмы. Вторые не вписываются в нашу ценовую политику. Поэтому в основном в наших часах японский механизм. Конечно, у «Луча» есть и свой механизм – 18.01. В честь его, кстати, названо наше фирменное кафе. Цифры обозначают калибр механизма: 18 – диаметр, 01 – генерация.
Об особенностях часов «Луч»
У часов «Луч» нет отечественных конкурентов. Зато импортных хватает. В борьбе за покупателя нужно придумывать новые модели, создавать отличительные черты. Поэтому разговариваем про особенности часов «Луч».
– Наши часы – это золотая середина в соотношении цена/качество. Ассортимент новых коллекций по стоимости гораздо ниже, чем часы с аналогичными характеристика японского либо швейцарского производства. Разница – в 2-3раза.
Кроме того, на заводе есть единственная в СНГ линия по производству и обработке сапфировых стекол. Есть 3 вида стекол: пластиковые, минеральные и сапфировые, и последние – самые крутые. Сапфировое стекло можно поцарапать только алмазом. Еще это стекло можем делать выпуклым, что визуально увеличивает циферблат. Чтобы сэкономить, многие производители делают плоские стекла – нужна тоньше заготовка, соответственно, получается меньше отходов. Мы по этому пути не идем – у нас классическая технология производства часов, поэтому ставим качественные и дорогие стекла. Конечно, не на все часы: есть смысл ставить сапфировое стекло только в хороший водозащищенный корпус из нержавеющей стали.
Еще одна наша характерная черта – алмазоподобное покрытие корпуса, что дает ему насыщенный черный цвет. Эта технология разработана совместно с Академией наук Беларуси – больше такого нет ни у кого. Такой корпус меньше подвержен стиранию.
Инновационное и традиционное
В 2010 году компания Franck Muller приобрела 52% акций ОАО «Минский часовой завод», а сегодня доля инвестора составляет 80 %. Швейцарцы обещали вернуть былую славу «Лучу» и последовательно обещание выполняют: уже появились новые станки. Однако Иван уточняет, что есть и ручной труд.
– Благодаря Franck Muller у нас появилась линия по обработке и производству сапфирового стекла. Также нам завезли станки ЧПУ для выпиливания и обработки корпусов из нержавеющей стали. Сейчас на заводе впервые запустили производство корпусов из титана. Титан на 40 % легче нержавейки, гипоаллергенный и очень плохо передает температуру. Привлекает и его специфический красивый цвет.
Правда, часовое производство консервативно, и много операций выполняется вручную. Станки выпиливают корпуса, точат стекла, но также работает и оператор. Сборка и покраска стрелок, производство и печать циферблатов происходит вручную. Мы пока не собираемся отказываться от такой ручной работы. Большинство мировых производителей премиум-сегмента тоже ее сохраняют: добиться от автоматики хорошего качества пока невозможно.
Часы слева (черные) с сапфировым стеклом, корпус с алмазоподным покрытиемКоллекция коллекции – рознь
Сегодня «Луч» активно разрабатывает новые коллекции. В фирменном магазине представлены и классические часы, и тематические, и даже «однострелочники». Каждая модель рассчитана на своего покупателя.
– Мы постепенно уходим от создания одинаковых моделей и стараемся вдохнуть жизнь в старые коллекции. Например, есть часы «Обратный ход» – они идут в обратном направлении. На первой версии, которая была сделана еще до моего трудоустройства, в концепции использовали спираль времени, закрученную в обратную сторону. Это символично.
Мы развили эту идею, привязали ее к космосу, и к лету выйдет доработанная серия. Каждая пара будет иметь соответственное цветовое решение, а спираль будет символизировать черную дыру. Модели назовем как космические объекты и явления. По секрету скажу, что это будет «Солнечное затмение», «Млечный путь» и «Бесконечность».
Есть и коллекции с воплощением национальной идеи. Это лимитированная коллекция «Вытокi», где на циферблате нарисованы соломенные пауки. Есть коллекция «Волат». Это массивные, тяжелые мужские часы, они выглядят как элемент доспехов. Поэтому мы назвали коллекцию красивым белорусским словом «волат», а часы – в честь национальных «волатаў» Беларуси – людей средневековья, которые сражались на поле боя. Это Константин Острожский, Михаил Глинский, Давид Гродненский. Коллекция получилась удачная, «лимитку» быстро разобрали. Гродненцы, когда узнали про часы с Давидом, жали руки и говорили «спасибо». У этих часов уникальное цветовое сочетание, гравировка на задней крышке, дополнительные ремешки, а каждый комплект имеет свой номер.
Известен «Луч» и своим «однострелочником». Не много фирм производит часы такого формата. Это своеобразный продукт, но в Беларуси он «выстрелил». Многие приходят именно за этой моделью. Одно деление этих часов соответствует пяти минутам. Они скорее имиджевые, но и понятные: я к своим привык за 2 дня. Это, кстати, мои первые часы, которые я собрал на «Луче», – показывает свой аксессуар Иван.
Задача – перенять опыт прошлого и шагнуть в будущее
Перемещаемся из фирменного магазина на производство. Раньше на заводе трудились тысячи людей, сегодня – 700. О прошлых масштабах напоминают огромные пространства. Сейчас здесь работают те, кто по-настоящему «болеет» часовым делом.
– На заводе пропускная система, четкий учет времени, у каждого – графики. Смена на производстве начинается в 7:00 и заканчивается в 16:00 – 16:30. Если есть большой заказ или надо срочно выпустить партию, выходит вторая смена.
Завод – это уникальное производство для Беларуси. Больше часовой промышленности у нас нет, мы не Швейцария, где существует целая отрасль, которая приносит миллиардные доходы, а часы – национальное достояние.
Да, сейчас у нас существует проблема кадров. С развалом советского союза постепенно ушли люди, который обучались часовому производству, однако есть и те, кто трудится уже 30-40 лет. Сегодня наша задача – максимально перенять у них опыт – только они могут научить новое поколение тому, что знают. Мы стараемся сохранить крепкую связь поколений.
Заходим в отдел, где наносят краску на циферблаты. Привычным легким движением руки мастерицы прижимают тампон с краской к заготовке и, кажется, совсем не устают. Рабочее место у каждой соответствующе оборудовано: ровный свет, стулья отрегулированы на определенной высоте. На подоконнике сушатся уже раскрашенные циферблаты. В помещении пахнет краской.
– К нам приходят люди из разных сфер, – рассказывает о работниках Иван. – Я, например, полиграфист по образованию, закончил Белорусский государственный технологический университет по специальности «Издательское дело». Главное – желание развиваться в часовом деле. Сюда нужно приходить с пониманием, чем ты будешь заниматься, опытом в своей сфере и идеями.
Я пришел сюда совсем недавно – в сентябре 2017 года. Такое ощущение, что за эти полгода я прочел энциклопедии. Да и пока не обойдешь завод ногами, сам не заинтересуешься, ничего не узнаешь. Часовым делом нужно «болеть». Я считаю, что уже «болею»: теперь, когда встречаю людей, обращаю внимание, какие у них часы, а в свободное время постоянно читаю профильные ресурсы. Кстати, в конце марта еду на выставку часов Baselworld в Швейцарию. Это крупнейшая выставка часовщиков мира.
Пока идем по бесконечным коридорам с высокими потолками и слабым освещением, говорим о перспективах завода. После длинного темного тоннеля с падением производства и банкротством «Луч» постепенно выходит к свету: сегодня продукция экспортируется в 14 стран, обновляется оборудование, выпускается 150-180 тысяч часов.
– Сегодня мы очень сильно расширили свою розничную сеть, сделали ставку не на работу с оптовиками, а именно на собственные магазины под нашим брендом с фирменной идентикой. Наши магазины есть во всех областных и во многих районных городах. Планируем открыть еще порядка 20 магазинов в Беларуси.
Иван рассказывает, что когда открыли новые магазины, многие были удивлены, насколько часы «Луч» крутые: отмечали современный дизайн и наличие актуальных характеристик.
– Открыт первый фирменный магазин в Москве, в апреле откроем там еще два. Будем в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, выйдем на рынок Казахстана и других стран Таможенного союза. Строим планы по освоению европейского рынка, в первую очередь это Прибалтика и Польша…
Наш долгий разговор об опыте, планах и перспективах подтверждает главное: завод работает над своим именем, совершенствуется и стремится к точному успеху.
Наталья ДАНИЛЕВИЧ