Сегодня к фотографическому искусству могут приобщиться все желающие. Примером этого может служить совершенно новый жанр фотоискусства под названием мобилография, который появился сравнительно недавно. Фотографии, полученные в результате «мобильного фотографирования», ничем не уступают, а благодаря своей случайности во многом превосходят снимки, сделанные с помощью профессиональной техники, с применением специальных и дорогостоящих приборов, в которых далеко не всегда есть необходимость.
С чего начинается путь в этой увлекательной сфере? Какие трудности предстоит пройти, чтобы стать настоящим мастером своего дела? О конкуренции в профессиональной среде и застенчивости модели… Со всем этим нам помог разобраться Александр Меклер – преподаватель, мобильный фотограф и адвокат бренда Huawei, который запечатлевает яркие и счастливые моменты жизни.
– Александр, кем мечтали стать в детстве? С чего начинался ваш творческий путь?
– С раннего возраста начал замечать за собой некие особенности, которые проявлялись путем сильного внимания, казалось бы, к обычным деталям. Я мог спокойно идти по улице и прийти в восторг от того, что где-то лежит ворох листьев, по силуэту напоминающий мне Эльбрус.
Если говорить про детсадовский возраст, то там все достаточно банально и ожидаемо: хотел стать дядей-полицейским, ездить на машине и ловить бандитов, которые мешают людям спокойно жить. В более сознательном подростковом возрасте уже точно знал, что стану тем, кем я являюсь сегодня. Уже в то время совсем по-другому смотрел на фильмы, фотографии в журналах и газетах, разбирал каждую деталь, думал о том, как же автор добился подобного результата, и продумывал в голове, как бы я сам справлялся с такими задачами.
– Какое у вас образование?
– Сегодня я работаю преподавателем по мобильной фотографии одной из крупнейших фотошкол столицы – фотошколы Blenda, телеведущим, фотографом и адвокатом бренда Huawei. Так получилось, что по образованию я – строитель, учился по специальности «Отделочные строительные работы». Но, естественно, с этим образованием никоим образом себя не связываю, и связывать не собираюсь.
– В какой момент поняли, что фотография – ваша будущая профессия?
– Мне всегда это занятие нравилось, в чем-то другом представить себя не могу. Я счастлив осознавать, что занимаюсь любимым делом. Свой первый снимок сделал в 2013 году на мобильный телефон Huawei Y300, цена которого составляла около 100 долларов. Я решил доказать миру, друзьям и себе, что фотография – не аппаратура, на которую мы снимаем, фотография – это мы сами. Однако в теорию фотографии погрузился гораздо раньше.
– Многие привыкли работать с фотокамерой, а вы работаете со смартфоном. Почему? Какие плюсы у мобильного телефона, нежели у зеркального фотоаппарата?
– Конечно, сначала я хотел снимать на профессиональное оборудование, но понимал, что нужны большие деньги, по сути, кормил себя «завтраками»: вот завтра пойду и куплю фотоаппарат … Потом мне все это надоело, и я понял, что буду делать снимки на то, что у меня есть сегодня – достал мобильный телефон и сделал фотографию.
Сейчас у меня есть как дорогой профессиональный фотоаппарат, так и хороший мобильный телефон. Однако для меня мобильная фотография, в первую очередь – работа, а фотография на фотоаппарат – хобби. Поверьте, плюсов гораздо больше, чем минусов! Мобильность, легкость, качество снимков, доступность и этот список можно дополнять еще очень долго…
– В каком стиле нравится снимать и почему?
– Не ограничиваю себя какими-то рамками и не придерживаюсь определенных стилей. Просто снимаю в свое удовольствие.
– Что было на вашем первом снимке?
– Свое творчество я начинал со street фотографии. Суть заключается в том, что фотограф ни в коем случае не вмешивается в происходящее, а запечатлевает то, что видит.
Свой первый снимок я сделал ранним утром по дороге на учебу… На нем изображено осеннее туманное утро, птицы в небе, мама ведет ребенка куда-то за руку. Мне показалось, что это очень пронзительный снимок. Он напомнил мне о моем детстве, когда мама вела меня каждое утро в детский сад.
– Где черпаете вдохновение для своих, по истине, фантастических кадров? Над какими проектами сейчас работаете?
– Вдохновение в музыке, в людях, в небе, вдохновение вокруг меня… Чаще всего локация сама находит нас! Мы просто выезжаем в какую-нибудь сторону и едем до тех пор, пока не увидим что-то интересное. Я никогда не знаю, где именно будут проходить съемки, в этом и есть интерес.
Сейчас работаю над проектом с говорящим названием «История моих фотографий» Это видеопроект, в котором рассказываю и показываю, как создаю свои фотографии, ведь чаще всего все самое интересное остается по ту сторону камеры.
– Конкуренция фотографов, которые делают снимки на фотоаппарат большая, а как обстоят дела с мобилографией? Она популярна сейчас в Беларуси?
– Если бы мы затронули этот вопрос года два назад, я бы сказал, что мобильная фотография в Беларуси только-только зарождается. Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Можно с уверенностью сказать, что мобильная фотография пришла и к нам. Говоря о конкуренции среди мобильных фотографов, хочу заметить, что пока еще каждый белорусский мобилограф, к счастью, имеет свою индивидуальность, поэтому конкуренции не ощущается. Пройдет еще немного времени, мобильная фотография приобретет еще большую популярность, и только тогда ситуация может серьезно измениться.
– Многие люди при виде камеры сразу же становятся скованными. Александр, как вы боретесь с застенчивостью людей?
– К счастью, в мобильной фотографии с этим все гораздо проще. Человек не сковывается при виде мобильного телефона, психологически ему гораздо проще позировать, потому что он не ощущает «серьезности» съемки. Я считаю, что если модель чувствует себя скованной, то это проблема исключительно фотографа, ведь он является еще и неким психологом, который должен при помощи различных приемов и навыков справиться с этой проблемой.
– Смогли бы вы фотографировать человека с его идеями, которые вам не нравятся?
– Чаще всего подобное можно встретить при индивидуальной фотосессии. Человек обращается с уже готовой идеей, моя задача в таком случае – красиво ее воплотить.
– А помните самую сложную, на ваш взгляд, съемку?
– Сложных съемок было достаточно, однако на фоне всех выделяется одна. Фотографировали летом, в конце дня, когда солнце уже заходило. Нам нужно было посадить модель в горящий круг. В итоге – мы спалили два литра бензина, а съемка длилась около двух часов, парень «отходил» от фотосессии на протяжении четырех дней.
Было достаточно сложно уследить одновременно за солнцем, которое заходило за облака, а нам нужны были прямые солнечные лучи, и за сильным ветром, который только усложнял работу с огнем и дымом. Но сегодня мне нравится результат этой фотосессии.
– Какая первая реакция у людей, когда на съемке вы достаете телефон, а не фотоаппарат?
– На самом деле, реакция у каждого человека индивидуальная. Когда я только начинал снимать, самому было неудобно, когда доставал из кармана телефон. Такие моменты случались, когда мы договаривались о фотосессии, но не обговаривали, на какое оборудование я буду снимать. Ведь никто даже представить себе не мог, что это будет не фотоаппарат. Помню, как-то договорились о съемке с девушками, приходим на локацию, я достаю телефон и говорю: «Ну что, давайте фотографироваться!» А девчонки в ответ смеются, и говорят: «Классная шутка! А теперь доставай фотоаппарат!». Но потом они поняли, что я с ними не шучу, и мы приступили к съемке. Когда же я отослал им снимки, они были приятно удивлены и остались очень довольны.
Время шло, и сейчас, когда я использую телефон вместо классического фотоаппарата, то люди готовы к этому – они знают, к кому обращаются, на что буду их снимать, поэтому теперь таких неловких ситуаций не возникает. На телефон сейчас снимает большинство людей, особенно для социальных сетей!
– Вы участвовали в международном конкурсе фотографов «35AWARDS». Кто помимо вас принимал участие?
– Это крупнейший ежегодный конкурс, в этом году в нем участвовало 136 стран, было прислано 190 тыс. фотографий. Совершенно случайно узнал об этом конкурсе и без какого-либо энтузиазма отослал туда свою работу, а на следующий день узнал, что моя фотография прошла все три этапа отбора. В течение трех месяцев фотография боролась за право быть «лучшей» и в конце концов, по итогам конкурса, снимок попал в «топ 30» в жанре «мобильная фотография».
– В вашей сфере есть кумиры, которые вас вдохновляют?
– Родни Смит (Rodney Smith) – талантливый американский автор, который снимает в стиле сюрреализма. На сегодняшний день он обладает 75-ю различными наградами в области фотографии. О нем узнал относительно недавно, в 2016 году, но за эти два года Родни стал кумиром для меня.
– Помимо того, что вы фотографируете, еще и ведете курс по мобильной фотографии. Расскажите подробнее об этой школе.
– Около двух лет назад друзья прислали сообщение, в котором говорилось, что одна из крупнейших фотошкол столицы ищет преподавателя по мобильной фотографии. Я заинтересовался этим предложением, отправил свое резюме. Буквально через несколько дней меня пригласили на собеседование, я его успешно прошел и стал в 17 лет преподавать в фотошколе Blenda. В группах есть ученики, которые и младше меня, и старше. Если говорить о самом старшем ученике, то это бабушка, которой 65 лет. Хотела тоже заниматься мобильной фотографией. Сначала я относился к ней скептически, в силу ее возраста, но на второе занятие она принесла снимок, который сделала сама. Вся аудитория смотрела на него большими удивленными глазами – нашему удивлению не было предела.
Курс по мобильной фотографии длится около месяца и включает в себя 9 занятий, на которых мы рассказываем о том, как научиться снимать на мобильный телефон. Основы композиции, работа со светом и экспозицией, работа с моделью и серийная съемка, черно-белая и стрит-фотография, съемка архитектуры, фуд-фотография, обработка фотографий – все это мы изучаем на базе курса по мобильной фотографии.
– Кроме того, что вы преподаете курс по мобильной фотографии, вы еще и адвокат бренда Huawei. Как вы получили это звание?
– На самом деле, здесь все просто: делая новые снимки, добавлял их в социальные сети. Через некоторое время, к моему удивлению, позвонили из компании Huawei и попросили, чтобы я приехал к ним в офис. Пройдя собеседование, стал адвокатом бренда.
Миссия очень проста: мне предоставляют телефон бренда Huawei, и я делаю фотографии, позже высказываю свое мнение, плюсы и минусы этой марки телефона. Таким образом я защищаю интересы компании.
– Частые ошибки начинающих фотографов? С чего нужно начинать человеку, который хочет качественно снимать?
– Очень часто мне задают вопросы: «как научиться фотографировать, что для этого нужно?». Казалось бы, что может быть проще, если есть хороший фотоаппарат или мобильный телефон. Не обязательно быть профессиональным фотографом, чтобы снять хороший кадр, достаточно просто иметь богатое воображение и желание творить. Самое важное – получить заряд вдохновения и запас свободного времени. Не менее важным является осознание серьезности вашего дела. Нужно изменить видение нашего мира, немного добавить креативность. Фотография – это приключение! Например, когда вы видите в городе веточку дерева или гору листьев – не стоит сразу же думать, что это скучно и банально. Обычные предметы вокруг нас можно легко обыграть, если у вас, конечно, присутствует немного фантазии. Так на свет могут появиться настоящие шедевры. И тут уже не важно, сколько в твоей камере мегапикселей.
Главное – верить в себя, у вас все получится.
– Какие планы, мечты на будущее?
– Самая главная задача – создать собственную команду профессиональных операторов и фотографов. Если говорить о целях – сделать так, чтобы работа была отдыхом, а отдых – работой. Честно говоря, уже практически приблизился к тому, чтобы эта цель была достигнута, и останавливаться я не собираюсь.
Максим ТЮТЕНЬКОВ,
фото Александра Меклера