В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учебе и положительно влияет на построение карьеры.
В каждой профессии специалистам время от времени, а некоторым и постоянно, приходится искать новые подходы и способы решения задач. Каждый подходит к ним по-разному, опираясь на свои сильные стороны, потому что творческая составляющая есть в любой деятельности. Мы проявляем свои творческие способности, когда готовим еду, программируем, пишем бизнес-план, строим и даже когда выпиливаем лобзиком.
«Креативность» означает способность сознания создавать нечто новое и обладающее ценностью. И в этой формулировке важны обе части.
Креативное мышление – это прежде всего процесс генерации идей. Поэтому компетенция «креативное мышление» – это умение генерировать идеи.
Креативность, или творческие способности – это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи.
Креативность – это интеллект + воображение.
Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.
Беглость – способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость – способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при ее решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность – способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность – способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию – умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной ее стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности.
Сегодня мы предлагаем вам определить собственный творческий профиль, ваш потенциал для создания нового по методике, приведенной в книге А.П. Лобанова «Интеллект и когнитивные стили».
Инструкция. Оцените высказывания по пятибалльной шкале, записывая их в нижеприведенную таблицу:
Высказывания:
1. Для меня не проблема, если моя идея критикуется.
2. Я оцениваю критику по тому, насколько она может быть полезной.
3. При решении сложных задач я могу менять интенсивность работы или степень внимания.
4. Я бываю часто удовлетворен тем, когда могу сказать себе, что все продумал логично.
5. Я всегда уделяю решению проблемы все свое внимание, даже если эта проблема кажется тривиальной или – на первый взгляд – не представляющей вызова.
6. В прошлом я всегда пытался отделаться от неудовлетворяющей меня рабочей обстановки или избежать ее и создать такую, которая отвечает моим потребностям.
7. Я люблю испытывать новые идеи или методы.
8. Если бы был проведен опрос среди моих друзей, то они бы сказали, что я остроумный или ловкий человек.
9. В прошлом я часто шел на просчитанный риск и буду делать это и в будущем.
10. При решении проблем я охотно пытаюсь применить новые подходы и методы.
11. Я могу мечтать и видеть сны наяву, легко заставляю играть воображение.
12. Проблемы за пределами моей специфической сферы задач или рядом с ней могут меня вдохновить.
13. Иногда я пытаюсь справиться с так называемыми нерешенными проблемами или с неудовлетворительными решениями в надежде, что найду лучшее решение.
14. Мне бывает нужна обстановка (и я ее себе создаю), когда никто не мешает работать.
15. На меня можно положиться, когда надо найти новые пути для уже существующих процедур или новые возможности для применения приборов или оборудования.
16. Мне знакомо чувство счастья, пронизывающее меня, когда найдено решение определенной существующей проблемы.
17. Я чувствую себя хорошо среди таких же, как я, даже если мои идеи или планы наталкиваются на публичную критику или отклоняются.
18. Я принимаю мнения или точки зрения других, идущие вразрез с моим мнением, так как хочу знать, что думают другие (соперники).
19. Я могу распознать, дает ли обобщение или образное представление лучший эффект.
20. Я пытаюсь представить кажущуюся неинтересной проблему наглядно и увлекательно.
21. Я совершенно сознательно пытаюсь найти в рутине новые пути.
22. Я слежу за тем, чтобы моя личная сфера была защищена, и потому кажусь обращенным в себя.
23. Мне нравится возиться с проблемой, которая доставила другим большую головную боль.
24. Я бы хотел изменить какую-либо идею, план или дизайн, не соответствующие моему эстетическому восприятию.
25. Мне не представляет труда публично излагать свои идеи, даже если они не отвечают бытующему мнению и отражают скорее мнение маргинальных групп.
26. Я сам решаю для себя, является ли поставленное условие разумным.
27. Я люблю преобразовывать символы или знаки в конкретные идеи или действия.
28. В целом я знаю, как упростить, структурировать и систематизировать свои наблюдения.
29. На стадии поиска идеи я воздерживаюсь от любой критики.
30. Я очень стараюсь создать приятную для себя обстановку.
31. Я стремлюсь к контактам с экспертами в своей сфере деятельности.
32. Я склонен при оценке нового прислушиваться к своему чувству.
33. Я не испытываю никакого личного позора, потери престижа или статуса, когда мои идеи или планы отвергаются (руководством, организациями).
34. Часто я критически отношусь к целям, политике, ценностям или идеям организаций.
35. Абстрактное, символическое мышление доставляет мне огромное удовольствие.
36. Я охотно ищу и принимаю множество идей, так как предпочитаю иметь альтернативные возможности.
37. Я сортирую свои идеи в картотеке, досье или файле.
38. Я могу различать тривиальные и важные отвлекающие моменты.
39. Мне нужно достаточно свободы, и я стремлюсь к приобретению интересного, нового опыта.
40. Я способен погрузиться в образность новых идей или планов.
41. Я готов защищать свое решение или метод действия, даже если существует возможность провала.
42. Я ненавижу действовать по строгим правилам и ставлю их под сомнение.
43. Я совершенно сознательно тренирую свои способности к визуализации и абстрагированию, чтобы развить их в себе.
44. Я охотно раскладываю вещи или мысленно ситуации, чтобы выяснить, как они функционируют или какие между ними существуют взаимодействия.
45. Почти не бывает так, чтобы я отвергал или блокировал неоднозначные, непроверенные идеи, не имеющие прямого отношения к моей работе.
46. Я чувствую себя нехорошо, если ценная идея вызывает большой резонанс и в результате могла бы разрушиться внутренняя гармония моих дружеских отношений.
47. Задача, не представляющая для меня вызов, меня не привлекает.
48. Я не жалею усилий на то, чтобы весьма убедительно представить новые идеи.
Подсчитайте результаты:
Сложите результаты всех колонок. Общая сумма – коэффициент ваших творческих способностей (средняя величина – 100). Результаты по колонкам А–Н – это профиль вашей креативности. Если сумма по колонке особенно велика, то это – ваша сильная сторона.
Тип А – любители открытий
Вы склонны, исходя из уверенности в себе и готовности к риску, перешагивать границы и осваивать целину. Вы отваживаетесь на новое, так как видите в этом стимул и считаете, что справитесь, несмотря на неопределенность и возможные трудности. Это характерно для первооткрывателей, изобретателей и пионеров в какой-либо сфере.
Тип В – критически мыслящие
Вы создаете собственные ценности и масштабные оценки. Вы готовы противопоставить себя существующим правилам и нормам и подавать новое, критикуя устоявшееся и известное. Это присуще прежде всего ученым, тем, кто способен смотреть в будущее, и политикам.
Тип С – стратегически мыслящие
Ваше творческое начало базируется на способности к абстрагированию. Вы можете на базе известной информации создать новые построения. Сила воображения помогает вам распознавать существенное и общепризнанное и выводить из этого новые идеи. Это особенно характерно для разработчиков планов и стратегов.
Тип D – аналитически мыслящие
Вы обладаете большой способность находить решение для сложных проблем и взаимосвязей. У вас есть потенциал, терпение и острота мысли, необходимые для логического мышления. Такими способностями обладают, как правило, инженеры, специалисты по информатике и финансовые аналитики.
Тип Е – усердные
Ваш творческий профиль базируется на выполнении задач: вы усердны, выносливы, исполнены чувства долга, работящи и целеустремленны. Эти качества – лучшая предпосылка для создания нового. Они встречаются у успешных руководителей, предпринимателей, врачей, техников и ученых.
Тип F – нуждающиеся в гармонии
Ваша творческая продуктивность тем выше, чем лучше, приятней рабочая обстановка и чем больше она стимулирует. Спросите себя, отвечает ли рабочая обстановка вашим личным пристрастиям и что вам в случае необходимости надо сделать, чтобы она лучше соответствовала уникальности вашей личности.
Тип G – любознательные
Вами движет интерес и любопытство, рождающиеся сами по себе. Вам не требуется никаких стимулов извне. Вы обладаете такими же движущими силами, как многие успешные исследователи, первооткрыватели и предприниматели.
Тип Н – чувственные
Радуйтесь тому, что вы способны чувствовать и понимать красивое и возвышенное в этом мире. Ваше творческое начало базируется на способности к чувственному восприятию. Ваше чувство прекрасного, ваш вкус, ваша тонкость и ваша сила воображения позволяют вам создавать произведения выразительных и чувственных форм, какие создают, например, художники, писатели, поэты, режиссеры, композиторы и музыканты.
Креативность – не врожденное качество, а навык который можно и нужно развивать. Креативность – «дар» доступный каждому. Некоторые приписывают это качество особой «креативной породе» людей или творческим профессиям (маркетологам, писателям, режиссерам, художникам), а про себя говорят: «Ну, я же не из творческих людей».
Ученые не смогли обнаружить какой-либо «ген креативности». Как и любой другой навык он просто требует практики. Без практики нельзя научиться водить автомобиль, кататься на лыжах. То же самое применимо к креативности. Чем больше креативного присутствует в жизни человека, тем более креативным он становится.
Действительно, в определенных профессиях этой практики больше, но именно практики. Безусловно, есть люди, которые более предрасположены к креативу и творчеству, так сказать имеют талант. Им необходимо вдохновение, а личностям с техническим (логическим) складом ума требуются способы развития креативности.
Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели – ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.
Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.
Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.
Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учебы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов.
Даже банальный поход в магазин может стать тренировкой творческих способностей – придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.
Даже в самых привычных местах подмечайте все, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения.
Возможно, лучший способ стать более креативным – креативно подходить ко всему. Наше сознание расцветает благодаря новизне и разнообразию впечатлений. Если вы действительно хотите развить свои творческие способности, почаще подвергайте себя новым испытаниям. Тренировке поддаются не только мышцы – постоянными занятиями можно натренировать практически что угодно, включая мыслительные способности. Здесь хорошо работает разнообразие новых впечатлений, занятий и общения. Попробуйте по-новому подойти к пяти ежедневным рутинным заданиям, которые вы обычно выполняете, не задумываясь. И почему бы не начать прямо сегодня?
Способности к творчеству есть у каждого из нас. Нужно просто желание развить их в себе.
Александр СОКОЛОВСКИЙ