Каждый из нас стремится к успеху, но на пути к нему мы неизменно сталкиваемся с трудностями. Порой, чтобы добиться поставленной цели, нужно начать все с чистого листа. Многих это пугает, но оно того стоит.
Еще год назад Александр Шишук был выпускником школы, а уже сегодня – студент 2 курса БГЭУ по специальности «Психология предпринимательской деятельности». Несмотря на свой юный возраст, юноша уже успел достигнуть больших результатов в своем увлечении.
За его плечами – десятки побед в Международных фестивалях и конкурсах. В отличие от многих людей, он не только верит в волшебство, но и заставляет поверить в него всех, демонстрируя свой талант и поражая воображение.
Мир со своими законами и правилами
На протяжении 8 лет занимался карате и подумывал даже о тренерской карьере, но со временем пришло новое увлечение – фокусы – которое меня полностью поглотило. Я понял, что нужно отдаваться профессионально только чему-то одному. Встал выбор: карате или фокусы. Я выбрал второй вариант.
Фокусы – это моя жизнь, ни дня не могу представить без них. Они изменили меня и мои увлечения. Это отдельный мир со своими правилами и людьми. Фокусники – удивительные люди: казалось бы, тебя связывает всего лишь увлечение, но пообщавшись с ними понимаешь, что вы близки, ведь у вас есть то, что вас объединяет.
С чего все началось
В десятилетнем возрасте, когда гулял во дворе, увидел, как незнакомый парень показывает фокус, где встряхивал веревку, а на ней каким-то чудом завязывались узелки. Меня это сильно впечатлило, и я попросил раскрыть его секрет, но парень сказал, что не расскажет, ведь это тайна. Когда пришел домой, начал думать, в чем же подвох, но так и не разгадал его. Зато нашел разгадки других фокусов. Позже купил колоду карт и начал изучать фокусы.
Родители сначала удивлялись моему новому увлечению и относились к нему скептически, ведь как только фокус получался, я бежал сломя голову к маме и показывал его. Время шло, мой уровень в фокусах рос. Родители понимали: я нашел себя! Они поддерживали меня, покупали на день рождения и новый год специальные книги и реквизит.
Моя семья – сплоченная команда. Номера и целые выступления создаем вместе: отец помогает с технической частью, с механизмами трюка, как его можно обыграть, а мама – с визуальной. Они стараются выезжать со мной на семинары и фестивали как сопровождающие – начали уже мыслить как фокусники и даже завели новые знакомства. Сейчас их очень тяжело удивить, когда показываю что-то новенькое из своего репертуара, ведь они уже знают многие тонкости, поэтому оценивают не сам фокус, а подачу и технику.
«Один хлопок профессионального фокусника равен ста хлопкам одного зрителя…»
Перед первым фестивалем понял, что нужно попробовать свои силы перед большой аудиторией, потому что на мероприятии собирались метры жанра. Это был конкурс фокусников среди фокусников, а обмануть их – куда сложнее, чем человека непосвященного, ведь один хлопок профессионального фокусника равен ста хлопкам обычного зрителя.
Я предложил классному руководителю выделить мне пару минут классного часа, чтобы показать номер. Считаю, это и было моим самым серьезным выступлением. Я волновался, потому что привык выступать перед друзьями и родителями, а тут – 20 одноклассников. Я не ожидал такой бури эмоций: ребята хлопали и просили рассказать, в чем секрет того или иного фокуса.
Дальше – больше!
Часто просматриваю видеозаписи своих первых выступлений уже за гонорар и понимаю, что мой уровень становится все выше. Сейчас собой очень доволен, не собираюсь останавливаться на достигнутом, ведь, как говорится, «дальше – только лучше». С первого заработка отложил 50000 неденоминированных белорусских рублей, а на остальные купил много сладостей. Сейчас, конечно, большая часть заработанных денег уходит на реквизиты, которые дорого стоят.
Быть разносторонним
В фокусах есть три направления: сценическая магия, микромагия и ментализм. На конкурсах предпочитаю выступать в жанре микромагии, однако стараюсь охватить все направления и быть разносторонним.
Часто приходится импровизировать. Люди по своей природе непредсказуемы, и во время выступления приходится что-то придумывать, потому что могут быть проблемы не только с техникой, но и с отдачей зала. Я же всегда должен взаимодействовать со зрителем. Раньше боялся импровизировать, говорил заученные слова, а уже через время понял, что наступил тот момент, когда я уже могу поговорить с публикой.
«На первом фестивале не хотел выходить на сцену… итог – 2 место!»
Четыре года назад, когда мне было 13 лет, Юрий Мазуркевич, президент белорусского клуба фокусников, пригласил на ежегодный фестиваль в Гродно. Мой первый фестиваль. До этого я месяцами готовился и изучал новые фокусы. Родители с настороженностью отнеслись к этой поездке. Но за семейным столом мы все обсудили и решили: нужно ехать! Часто смотрю программу по ТВ-3 «Удиви меня», и на этом фестивале удалось встретить большинство фокусников из этой передачи вживую.
Приехал и… побоялся выходить на сцену. Думал, что лучше уехать домой, но мама настояла на том, чтобы я вышел и показал себя, да и волнение прошло. На мое удивление, занял 2 место в жанре микромагии до 18 лет. Эта победа дала мне мотивацию заниматься любимым делом. С этого и началась интересная конкурсная жизнь. На гродненском фестивале каждый год не оставался без призового места. Каждый год придумывал новые номера, стараясь превзойти самого себя.
«Не знал, что в Беларуси так много фокусников»
Часто ездил на «сходки» фокусников в Минск. Даже не мог подумать, что в Беларуси есть много единомышленников. Получаю огромный заряд и положительные эмоции при общении со старшими коллегами, там и купил свой первый «фокусный» реквизит. Сдружился со многими, обмениваемся информацией, собственными наработками. Так я поднял свой уровень, начал показывать фокусы не только друзьям и родителям, но и прохожим на улице.
В 2014 году в Минске на конференции фокусников занял 1 место, а в 2015 году на фестивале MAGIC SHOW – 1 и 2 места, в 2016-2017 гг. – диплом первой степени.
Добиваться большего
Понял, что нужно добиваться чего-то нового, и поехал в Санкт-Петербург на форум иллюзионистов. Занял там второе место. Собираясь на конкурс, не рассчитывал на призовое место: не было ограничений по возрасту, а мне было всего 15 лет. Весь выигрыш потратил на дорогу в Москву, чтобы принять участие в новом конкурсе иллюзионистов РАИ, который проходил буквально через пару месяцев. В Москве занял первое место в номинации микромагии.
Конец 2017 года – переломный момент в моей жизни: принял участие в премии TRiCK – первой телевизионной премии для иллюзионистов, мистификаторов и трикстеров, что-то вроде премии «Оскар». Отправил заявку, прошел в первый этап, а затем одержал победу. Номер, который показывал на премии, очень дорог мне, потому что я вложил в него всего себя, свою душу, постарался сделать что-то уникальное, то, чего не делал еще никто до меня. Я обыграл ситуацию приготовления завтрака с помощью магии. В ноябре 2017 года поехал в Москву на съемки проекта.
«Не хочу походить на других»
Кумиров нет не было. Считаю, что каждый должен быть индивидуальным, иметь свой почерк в фокусах, строить свой путь, а не копировать чужое. Но есть люди, которые меня восхищают: Люк Джармей и Колин Маклеод.
О труде и упорстве
Каждый день придумываю что-то новое – либо какую-то деталь к фокусу, либо целый фокус – это уже вошло в распорядок. Мастерство приходит с опытом, главное – научиться импровизировать.
Идея или вдохновение приходит внезапно. До показа я долго и тщательно отрабатываю технику фокуса, занимаюсь изготовлением аппарата. Затем я отрабатываю технику перед зеркалом с различных ракурсов, добиваясь точности и быстроты, естественности и пластичности каждого движения. Потом показываю фокус родителям и друзьям, а когда понимаю, что они не разгадали секрет, смело могу показать его публике.
От новичка до профи – долгий путь
Самая главная ошибка начинающих фокусников-иллюзионистов – это необдуманная спешка. Даже если фокус получился, не нужно сразу же показывать его публике. Суетливые и скованные движения сформируют впечатление неуверенности, номер покажется сырым.
Сегодня профессия фокусника очень редкая. Это тяжелый труд. Все, что демонстрирует артист, должно быть необычным, интересным, оригинальным, изящным, легким. Редко кто догадывается, как много труда и упорства бывает вложено в «легкий фокус», идущий на сцене всего 2-3 минуты. Иногда одну секунду фокуса приходится оттачивать месяц. Непосвященному зрителю трудно представить, что каждый жест, каждое движение и каждое слово артиста заранее продуманы, точно рассчитаны и тщательно отрепетированы.
Для меня как для иллюзиониста самое главное – видеть, как зажигаются глаза, а вместе с ними и сердца зрителей. Чтобы наблюдать это на каждом выступлении, нужно постоянно стремиться вперед и совершенствоваться.
Максим ТЮТЕНЬКОВ