Слуцкие пояса признаны во всем мире национальной реликвией белорусского народа как уникальный вид ручного ткачества и символ самоопределения нации. Искусно выполненные шедевры ткачества создавались на протяжении середины XVIII – первой половины XIX века на местных мануфактурах, самой известной из которых была Слуцкая.
Первоначально пояса привозились с Востока – из Османской империи, Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. В 1758 году была организована мануфактура с целью производства поясов. Назывались такие мануфактуры «персиарни» (белор. персіярні), от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Наиболее известной была Слуцкая мануфактура, создателем которой был Михаил Казимир Радзивилл (1702-1762 годы), великий гетман Литовский.
В конце 1757 года в Слуцк был приглашен знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе (Ивано-Франковск), затем в Несвиже. В Станиславе проходили обучение два слуцких художника – Ян Годовский и Томаш Хаецкий. В 1758 году Ованес Маджаранц заключил договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.
Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов – незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.
В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер – Ян Маджарский. Его правнучка Елизавета – мать Монюшко Станислава – знаменитого композитора и дирижера. Сын Маджарского – Левон (Лявон) на рубеже XVIII-XIX веков становится арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работали около 60 ткачей.
Мастерство местных ткачей было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.
Слуцкие пояса ткались из тонких шелковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям – узорной каймой, а концы – пышным, главным образом, растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонние (с обратной стороной), двусторонние (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценимыми считались четырехсторонние слуцкие пояса – каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. Середник пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще с двумя мотивами: чаще всего – овал, окруженный листьями со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старославянском и латинском языках («Слуцк», «В городе Слуцке», «Сделано в Слуцке»). Концы пояса иногда обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша – мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие.
Ткачеством в мануфактурах по изготовлению слуцких поясов занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют и пояс будет испорчен. Узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками. На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шелкоткаческих производств.
Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях, вошедших в состав Российской империи, было запрещено носить слуцкие пояса, менялись тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства – начинается выпуск тканей для церковных нужд.
Во второй половине XIX – начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.
Спустя почти 300 лет после начала производства слуцких поясов было инициировано возрождение промысла – на промышленной основе. Состоялось заседание организационной группы по воссозданию технологии производства слуцких поясов. В собрании участвовали историки, искусствоведы, технологи, дизайнеры, ткачи-практики, представители предприятий легпрома страны.
Технологии ткачества слуцких поясов утрачены. Секреты мастерства ткачей требуют скрупулезного изучения, исследования художественных особенностей поясов, создания сводного каталога этих предметов, находящихся в белорусских и зарубежных собраниях.
Специалисты фабрики «Слуцкие пояса», совместно с Национальной академией наук Беларуси, УО «Витебский государственный технологический университет», сумели освоить невероятно сложное производство. Все секреты мастерства приходилось раскрывать шаг за шагом, изучая характер переплетения нитей в дошедших до наших дней образцах. Например, оказалось, что плоские золотые или серебряные проволочки не просто чередовались с шелковыми нитями, а обвивали их, что после проглаживания пояса специальными катками позволяло придавать ткани вид будто отлито из драгоценного металла изделия. Такие пояса назывались «литыми» и ценились особенно высоко. Так вот, чтобы достигался именно этот эффект, нужно было научиться использовать обвитые проволочкой нити именно таким, одним единственным способом, который был найден после многих проб и ошибок.
Очень приятно и то, что в Слуцке установили памятник «Возрождение Слуцкого пояса». Скульптура украсила сквер возле фабрики «Слуцкие пояса». Автор работы – Сергей Гумилевский – в основу монумента поместил василек, который обрамляет знаменитый пояс. К слову, этот цветок – элемент неслучайный. Он присутствует на многих оригинальных поясах, а в этом случае символизирует ренессанс легендарных изделий.
Валентина ЛУКША