Деньги – важная часть жизни. Постоянно пользуясь ими, мы находимся в непрерывном финансовом движении. Однако не каждый с уверенностью может сказать, что хорошо умеет распоряжаться своими финансами и знает, в какое русло их направить и как заставить «работать».
На наш взгляд, это связано с относительно невысокой осведомленностью граждан о финансовой системе Республики Беларусь и функционировании личных финансов, в том числе об основах пенсионного и социального обеспечения, налогообложения, кредитования и инвестирования. Быстрыми темпами происходит замена банковского кассового обслуживания на систему безналичных расчетов, что добавляет неискушенному в сфере современных информационных технологий человеку массу трудностей и хлопот. Это порождает большое количество мошеннических инвестиционных и «псевдобанковских» услуг, финансовых пирамид, риск вовлечения населения в которые весьма велик.
В этих условиях личная финансовая безопасность становится важным фактором обеспечения экономического благополучия людей. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику и укреплению финансовой стабильности страны. Хорошо информированные и грамотные потребители предъявляют высокие требования к качеству товаров и услуг, тем самым не только способствуют повышению их качества, но и стимулируют здоровую конкуренцию среди их поставщиков, благоприятно влияют на политику цен, создают условия для эффективного регулирования рынка, роста, здоровой конкуренции среди продавцов финансовых продуктов и услуг.
Знания в области финансов позволяют человеку не зависеть от обстоятельств и воли других людей. Взрослым финансовая грамотность необходима для управления личными финансами и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, использовании различных финансовых продуктов и услуг, а также для планирования пенсионного обеспечения. Молодежи финансовые знания помогут в решении проблемы оплаты обучения или решения жилищного вопроса. Детям они дадут представление о сущности денег, заложат фундамент для дальнейшего развития навыков планирования собственного бюджета и сбережений.
Немаловажную роль в процессе формирования финансово образованного человека играет школа. В нашем обществе именно на школу возложена обязанность подготовить и воспитать экономически и финансово грамотного человека. Чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложат основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.
Важно помнить, что дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики, а также те, кто будет заниматься финансами на профессиональном уровне – будущие банкиры, менеджеры, инвесторы и т. д. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Национальным банком Республики Беларусь, банковскими учреждениями, а также рядом молодежных общественных организаций и объединений была взята инициатива по поддержке учреждений образования в деле повышения финансовой грамотности всех возрастных категорий учащихся. Однако в силу определенных обстоятельств, механизм взаимодействия между учреждениями общего среднего образования и вышеназванными структурами не налажен. Да и школьная программа в данном направлении не соответствует запросам времени. Примером этому является внедрение проекта «Карта учащегося» в рамках реализации программы «Электронная школа» в нашем учреждении образования. В вопросах использования карты как финансового инструмента администрация и педагоги столкнулись с недопониманием со стороны законных представителей и учащихся. Объяснением этому является недостаточный уровень знаний и навыков в области безналичных расчетов, умении пользоваться дистанционной системой банковского обслуживания (интернет-банкинг, М-банкинг), программно-технических комплексов банковских учреждений (банкоматы и инфокиоски). В этих условиях педагогическим коллективом средней школы № 165 г. Минска была разработана авторская программа по повышению финансовой грамотности среди учащихся 5-7 классов. Стоит отметить, что успешному внедрению в образовательный и воспитательный процесс программы повышения финансовой грамотности учащихся 5-7 классов способствует созданная многовекторная модель, целью которой является удовлетворение запросов современного подростка в знаниях, умениях и навыках в сфере финансов. Данный процесс был бы малоэффективен без использования современных информационно-коммуникативных технологий, новейших приемов и методов обучения и воспитания, привлечения банковских структур и организаций, непосредственно работающих в финансовом секторе.
Программа состоит из теоретического, практического и творческого уровней, которые позволяют в доступной форме получить необходимую информацию из мира наличных и безналичных платежей, инвестирования и кредитования.
Одним из элементов практического этапа программы по финансовой грамотности стала интерактивная интеллектуальная игра «Своя игра». Она позволяет в игровой соревновательной форме закрепить знания, полученные на теоретическом этапе.
Структурные элементы были позаимствованы у телевизионной версии игры, транслируемой с 1994 года на российском телеканале НТВ. Правила же игры были скорректированы с учетом возрастных особенностей участников с опорой на командный вид деятельности.
Правила игры
Учащиеся делятся на три команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Заранее определяются название команды и капитан, ответственный за принятие окончательного решения и оглашение ответа.
Игра, разработанная на платформе офисной программы подготовки презентаций Microsoft Power Point, состоит из пяти рубрик по пять вопросов в каждой.
Вопросы из рубрики «Банковские карты» посвящены основам обращения с пластиковой картой, ее составным частям и функциям.
Пример: Это небольшое устройство, находящееся на карте, содержит полную информацию о счете владельца (чип/микропроцессор).
Рубрика «Блиц-опрос» представлена пятью вопросами в виде незаконченных пословиц и поговорок на тему финансов.
Пример: За что, согласно пословице, денег не берут? (за спрос).
Вопросы рубрики «Знай свои деньги» проверят знания учащихся в области истории возникновения первых белорусских денег, отличительных чертах и элементах защиты белорусских банкнот образца 2009 года.
Пример: Видимое изображение на бумажной купюре, который выглядит светлее при просмотре на просвет, используемое для защиты наших денег от подделок (водяной знак).
Рубрика «Цифровая безопасность» дает возможность учащимся показать свои знания в области безналичных платежей.
Пример: Обязанность банка по возврату украденных денег с банковской карты называется… (нулевая ответственность).
Раздел «Отгадай-ка» проверит смекалку участников с помощью разнообразных загадок из мира финансовых услуг.
Пример: И врачу, и акробату выдают за труд… (зарплату).
Каждому вопросу присваивается определенная стоимость (от 10 до 50), величина которой зависит от сложности вопроса. Капитан команды, которой выпал жребий начинать первой, выбирает рубрику и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После этого у команды есть 30 секунд, чтобы обсудить вопрос и прийти к окончательному ответу, который будет оглашен ведущему. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа либо же его отсутствия, команда теряет столько же очков и право ответа переходит к другой команде. Следующий вопрос получает возможность выбрать та команда, сумевшая правильно ответить на вопрос, при отсутствии правильного ответа со стороны всех команд, право выбора рубрики и стоимости вопроса остается у предыдущей команды.
Помимо обычных вопросов, в игре существуют специальные вопросы – «Кот в мешке». Вопросы данной категории скрываются за стоимостью, их точное количество участникам заранее неизвестно. При выборе данного вопроса у команды есть выбор: оставить его себе либо же передать другой команде. В нашей интерпретации игры, как и в телевизионной версии, вопрос связан с определенным изображением или отрывком музыкального произведения на финансовую тему.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам игры, становится победителем.
Авторская программа повышения финансовой грамотности среди учащихся 5-7 классов средней школы № 165 г. Минска была удостоена высокой оценки экспертной комиссии по присуждению грантов Мингорисполкома и стала лауреатом конкурса «Опыт и инициатива – образовательный ресурс столицы» в 2017 году. Мы надеемся, что полученные учащимися знания, приобретенные навыки и умения помогут им быстрее приспособиться к постоянно изменяющимся условиям современного мира.
Будьте финансово грамотными!
Андрей АРСЕНОВИЧ,
учитель истории и обществоведения;
Ольга СВИДИНСКАЯ,
заместитель директора по воспитательной работе государственного
учреждения образования «Средняя школа № 165 г. Минска»