Счастье и жизненный успех приходят к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Дети ходят в школу за новыми знаниями, но, наверное, единственный урок, который они не проходят в школе – это как с умом и ответственностью обращаться с деньгами. При этом мы, родители, конечно же, хотим, чтобы наши дети выросли финансово грамотными и независимыми, чтобы ошибки, допущенные нами в финансовых вопросах, никогда не совершались нашими детьми. Поэтому с раннего возраста неплохо было бы научить детей правильному отношению к деньгам.
Все мы в детстве играли в магазин, учились на «отлично», выполняли нехитрые обязанности по дому, чтобы получить от родителей «премию». Даже если прямые рыночные отношения в детстве не складывались, то как минимум мы учились обращаться с карманными деньгами – регулярными премиями от родителей. Финансовая грамотность для подрастающего человека важна порой не меньше, чем умение читать и считать. И часто у родителей возникают вопросы: «Стоит ли давать ребенку карманные деньги? А если давать, то как и сколько?», «Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами?», «Обязательно ли контролировать их расходы?» и т.д.
Отношению к деньгам ребенок учится уже в детстве, на примере собственных родителей. Одно из главных правил финансового воспитания – личный пример. Бесполезны будут бесконечные повторения о важности экономии и сбережений, если сами родители сорят деньгами. Личный пример – дело убедительное. Расточительство родителей в будущем для ребенка может вылиться в неумение разумно тратить деньги и финансовые долги.
Начинать обучение финансовой грамотности рекомендуется как можно раньше. Ведь с самого раннего возраста дети пристально наблюдают за взрослыми, копируют поведение родителей, их отношение к разным вещам, в том числе и к деньгам. Говорить с ребенком о деньгах можно, начиная с раннего возраста, уже в 3-4 года. Расскажите детям о том, что можно купить за деньги. После четырех лет позволяйте ребенку в вашем присутствии расплачиваться за небольшие покупки в магазине. Ему это доставит радость и в то же время даст представление о денежном обороте.
Детям следует объяснить, откуда берутся деньги. Ребенок должен понять, что финансы не возникают из воздуха, что нужно работать, чтобы их получить. В 5-6 лет по возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен. Не оставляйте без внимания испорченные ребенком вещи или игрушки. Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.
В этом возрасте в финансовое воспитание ребенка необходимо включать игры. Можно использовать как финансовые игровые наборы для раннего возраста, так и моделирование реальных ситуаций в игровом режиме – покупка продуктов к ужину, домашний шопинг и т.д. При этом желательно позволять ребенку менять роли – он может выступать в роли покупателя и продавца, клиента и парикмахера и т.д. Подобные игры хороши тем, что в них можно играть всей семьей и видеть поведение и эмоции ребенка.
С 6-8 лет необходимо шаг за шагом вводить ребенка в реальный мир финансовых отношений. Для этого используйте такие практики, как совместная покупка, регулярные совместные походы в магазины. На первом этапе предложите ребенку найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после оплаты сложить в пакет. Объясняйте ребенку, почему стоимость похожих товаров в магазине отличается (размер упаковки, разные производители, лучшее качество и т.д.). Когда ребенок начнет ориентироваться в многообразии товаров, предложите ему выбрать себе продукты к завтраку и т.п.
В возрасте 8-12 лет у ребенка должно появиться представление о семейном бюджете и о приоритете статей расходов. Расскажите о необходимости оплаты коммунальных услуг и объясните, зачем нужно откладывать часть дохода на будущее. Постепенно подключайте ребенка к планированию семейного бюджета. Предложите ему роль вашего личного помощника в этом важном финансовом деле.
Чтобы у ребенка сложилось правильное представление о деньгах, доходах и расходах, родителям важно объяснить, что такое деньги, для чего они нужны, почему важно их зарабатывать и зачем экономить. Хороший способ обучения детей финансовым вопросам – это правдивые истории, связанные с деньгами, где главными героями являются сами родители либо хорошо знакомые ребенку люди – родственники, соседи, друзья семьи. Личные примеры очень хорошо подходят, чтобы рассказать детям о финансовом состоянии семьи и возможных способах его улучшения. Конечно, всем привычна фраза «Мама, купи», но при должном подходе она легко может превратиться в «Мама, а мы можем себе это позволить?».
Процесс обучения финансовой грамоте можно сделать для детей не только полезным, но и увлекательным. Эксперты советуют приобрести еще маленькому ребенку его первый кошелек, выделять карманные деньги и учить правильно тратить их. Объясните детям в доступной форме, почему одни продукты дороже, а другие – дешевле, почему важно откладывать деньги и что может случиться, если накоплений нет. Чем раньше вы начнете эти разговоры, тем скорее у ребенка появится осознанное отношение к деньгам.
Многие специалисты говорят, что карманные деньги не должны быть расплатой за хорошую учебу или выполненную по дому работу. Тем не менее, карманные деньги – это хороший способ научить детей финансовой грамотности. Лучше выделять деньги под конкретные расходы – на транспорт, обеды и т.п. Сумма, выделяемая ребенку, должна быть фиксированной. И чем старше он становится, тем реже следует давать карманные деньги. Как советуют психологи, младшие школьники должны получать определенную сумму ежедневно, в средней школе достаточно выдавать деньги на расходы раз в неделю, в старших классах – раз в месяц. Ребенку нужно самостоятельно научиться планировать свой бюджет, пусть и небольшой. У него постепенно сформируются навыки планирования собственных средств, он будет учиться принимать обдуманные финансовые решения и нести за них личную ответственность.
Школьника надо учить считать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за определенный промежуток времени. Перед тем как делать необдуманные покупки, следует учить ребенка сопоставлять желания и финансовые возможности, составить ясное представление о том, что и в каком количестве действительно необходимо, а без чего можно обойтись. Объясните ребенку, как правильно обращаться с карманными деньгами и денежными подарками от родственников. Деньги, подаренные ребенку, пусть остаются его личной собственностью. Тем не менее, можно обсудить, как он будет распоряжаться своими финансами: потратит на покупку или отложит их на хранение. Постепенно учите ребенка советоваться с вами по поводу покупок, но всегда оставляйте за ним право принять собственное окончательное решение. Родители могут подсказывать, как лучше тратить деньги, как экономить, давать советы. Таким образом ребенок научится экономить, распределять свои финансы, упорядочивать траты.
В вопросе финансовых трат важен контроль – он не должен быть тотальным, но и полное его отсутствие – тоже плохо. Сравнивайте, но не осуждайте ребенка за покупку, которую он уже сделал. Не нужно кричать, если часть своих первых карманных денег ребенок потратил на шоколадки или какую-то мелочь. Нужно спокойно высказать собственное мнение по поводу приобретения. Обязательно похвалите ребенка за разумное расходование средств семейного бюджета и экономность.
Ребенку в возрасте 12–14 лет можно предложить проверить свои силы. Позвольте ему составить смету расходов всей семьи на выходной день, а потом проверьте ее выполнение и совместно проанализируйте результат. Объясните, в чем состояли недочеты и как их исправить. Не забывайте копить вместе с ребенком на его мечты. Заведите копилку и точно определитесь, на что вы собираете. Конечно, это должны быть реализуемые цели. Обсудите разницу между потребностями, желаниями и мечтами. Сразу скажите ребенку, сколько времени ему нужно будет откладывать деньги, и какую сумму внесут в его копилку родители.
Подростковый возраст (14–18 лет) – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись со знакомыми или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс, находясь в чужой компании. Важно рассказать ребенку, в чем суть договорных отношений и как следует относиться к работе.
Старшеклассников уже в полном объеме вводят в финансовую сторону жизни семьи: посещение банков (возможно даже открытие вклада на ребенка); оплата жилищно-коммунальных услуг; планирование финансов и пр.
О деньгах говорите правильно
Взрослым не нужно бояться говорить о деньгах в присутствии ребенка. Но будьте осторожны в словах и высказываниях. Если в семье говорят, что «деньги – зло», «честно работая, много не заработаешь», «хорошо живут только воры», «денег нет, зато сплю спокойно» и т.п., то у ребенка вырабатывается жизненный сценарий на бедность. Задача родителей – научить тому, что деньги сами по себе – это мощный инструмент для реализации многих возможностей.
Личные деньги ребенка
Многие родители, желая приучить детей зарабатывать, оплачивают работу по дому. Но делать этого не стоит. Такая помощь, как мытье посуды, уборка в комнате, поливка цветов и т.д. – это повод научить ребенка заботиться о других. Вознаграждение в этом случае следует использовать нематериальное или символическое – совместные игры, походы на природу, сладости и т.п.
В воспитании финансовой грамотности дошкольников могут помочь мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тетушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».
Помните, что вы лучше других знаете своего ребенка и можете найти подходящие слова, чтобы доступно объяснить сложные вещи из мультфильмов и повседневной жизни.
Старшеклассники могут самостоятельно смотреть документальное и художественное кино. Например, фильм «Восхождение денег: финансовая история мира» снят по книге профессора Нила Фергюсона, а «Капитал в XXI веке» объясняет природу социального неравенства. Некоторые выпускники запускают стартапы, копят на крупные покупки или начинают осваивать диджитал-профессии. Избежать ошибок, правильно распорядиться деньгами и заработать первый миллион помогут книги: «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера и «Краткая история денег. Откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем» Андрея Остальского.
Воспитание финансовой грамотности помогает:
осознать, что деньги зарабатывают трудом и законными способами;
разобраться, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности;
грамотно управлять деньгами и копить их;
избежать небезопасных финансовых схем: кредитов и микрозаймов, зарплаты в конверте, пирамид и т.д.
В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли слабо. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы обеспечить минимальные потребности. В наше время многое изменилось. В свободном доступе появилось множество полезных информационных материалов: книги, видео, онлайн-курсы и тренинги, благодаря которым можно научиться, как правильно распоряжаться своим бюджетом и формировать сбережения. Главное понять, что обращение с деньгами требует знаний и умений. Деньги являются средством обмена, самым базовым инструментом, которым должен научиться владеть человек. Не чувствуя их, не зная им цену, обеспечивать себя, заботиться о себе становится невозможно.
Валентина ЛУКША