Деятельность человека напрямую зависит от его духовного развития, окружения и места. УО «Мирский государственный художественный профессионально-технический колледж» (бывшее Мирское профессионально-техническое училище № 234) находится в известном городском поселке Мир, который имеет славную культурную историю. Существование художественного профессионально-технического колледжа в таком месте кажется гармоничным и естественным, атмосфера способствует развитию творческой деятельности художников, ремесленников, гончаров и реставраторов. В Мирском колледже уже много лет существует музей, который представлен как выставочный зал курсовых и дипломных работ, выполненных в разное время учащимися колледжа. Профессиографическую экскурсию по миру ремесел, которым обучают в колледже, провел заместитель директора по учебно-воспитательной работе Константин Леонардович Петриман.
– Константин Леонардович, как судьба связала вас с таким интересным местом, как Мирский государственный художественный профессиональнотехнический колледж?
– В свое время я окончил Гродненский государственный университет имени Янки Купалы по специальности «Биология (биотехнология)», мне была присвоена квалификация «биологбиотехнолог; преподаватель биологии». Но учителем биологии я так и не работал. Судьба распорядилась иначе.
Когдато меня поразили слова великого педагога В.Ф. Шаталова об огурце. Дада, именно об обычном огурце. Смысл слов прост: «если бросить огурец в банку с рассолом, то огурец этот, хочет он того или нет, все равно станет соленым, потому что дело не в огурце, дело в рассоле». Так случилось и со мной.
В Мирском государственном художественном профессиональнотехническом колледже я работаю уже 23 года. Когда я сюда пришел, то осознал, что люблю детей, могу и умею с ними работать. Со временем я стал разбираться и в резьбе по дереву, и в керамике, и в нюансах отделки. Сейчас, кроме выполнения административной деятельности, я преподаю учащимся биологию, химию, основы менеджмента и экономику строительства.
– Расскажите про учебную жизнь в художественном профессиональнотехническом колледже.
– В нашем колледже удивительно комфортная, почти семейная атмосфера. Преподаватели считают, что этим колледж выгодно отличается от других учебных заведений. Преподавательский состав стабилен, почти все проживают в городском поселке Мир. Уровень преподавания в колледже очень высокий. Практически все преподаватели имеют высшую квалификационную категорию.
Учащиеся изучают как общеобразовательные дисциплины, так и специальные. Важными предметами являются классическое искусство и история живописи. Наши выпускники учатся на художественнографических факультетах, поступают в Академию искусств и в другие вузы.
У нас можно получить профессиональнотехническое образование на основе общего базового образования (с получением общего среднего образования). Срок обучения – 3 года. Выпускникам присваиваются следующие квалификации:
На основе общего среднего образования можно получить профессиональнотехническое образование (заочно, срок обучения – 10 месяцев). Квалификация выпускника: «облицовщикплиточник».
Есть возможность получить среднее специальное образование на основе профессиональнотехнического образования<.b> с присвоением квалификации «техниктехнолог» или «техникстроитель».
Мы производим разные утилитарные изделия: мебель с искусственным старением и накладной резьбой, сервировочные столики, сундуки, стулья, прихожие, двухъярусные кровати для детей. Создаем востребованную керамическую кофейную посуду. Также наши умельцы делают скульптурные группы, к примеру, для разнообразных ландшафтов или ресторанов национальной кухни: белорусской корчмы или кабачка. Наши реставраторы работают в уникальных техниках, например, роспись песком на шпаклевочной основе – технология, позволяющая различными оттенками песка создать целые картины.
– Как учащиеся колледжа относятся к учебе?
– С колледжем у многих наших ребят связаны одновременно и учеба, и дом, и друзья, и профессия, и увлечение, и будущий бизнес.
Работая над дипломом или курсовой, ребята самостоятельно подбирают материал, буквально погружаются в тему и эпоху. Начинают читать, изучать, обращать внимание на детали, тонкости. К примеру, одна из групп работала над композицией «Бродячий театр». Когда ребята собирали информацию, то наткнулись на роман Теофиля Готье о бродячих комедиантах Франции. Они настолько заинтересовались этой темой, что всей группой прочли этот роман. Их с трудом можно было вернуть в общий учебный процесс. Не всякий взрослый читал Готье, а тут – практически дети.
Когда не было еще планшетов и прочих гаджетов, учащиеся вели так называемые «халтурники» – большие общие тетради, куда вклеивались вырезки, делались зарисовки. Гдето чтото подсмотрел – сразу в тетрадь. Ребята стараются замечать все, что, как им кажется, пригодится в работе, и мы, преподаватели, уважаем их творческое видение мира. Иначе не было бы многих неповторимых работ: чудесных керамических часов с белорусским орнаментом, удивительного сюрреалистического фонтана, имитации кораллового рифа, триптиха «Поры года» с вставками из растительных элементов, греческого орнамента в стиле Меккенской культуры «Пачатак», стилизованного народного костюма с использованием кожи и керамики, керамического свадебного каравая…
Помню, как автор зеркала с подсвечниками и свечами «Мир» рассказывал: «Вы не представляете, сколько я времени потратил, чтобы сделать свечи такими! Больше, чем на все изделие». Ему было важно воплотить свою идею в жизнь, сделать все так, как он задумал.
– С чего начинается обучение в колледже?
– Обучение начинается с изучения народных ремесел. Учащиеся совместно с преподавателями собирают информацию, проводят изыскания по истории ремесел Кореличского района, мирской керамике. Мы восстановили характерную для нашего региона роспись, которой украшались предметы из кореличского посага (приданого): сундук, люлька, колыска. Выяснили, к примеру, что черносажевая или, как еще ее называют, чернолащеная керамика Полесья в середине 1920х годов в Париже получила золотую медаль, потому что Европа такого никогда не видела. А делалась такая керамика очень просто. Сажа прогорала, оседала на керамическом слое, потом изделие шлифовалось и покрывалось лаком. Затрат никаких, только сырые дрова, а смотрится великолепно.
Керамические изделия мы делаем максимально приближенными к народной керамике. Сейчас практически не встретишь обварную (пятнистую) гончарную керамику, которая была характерна для Центральной Беларуси. А мы ее сымитировали! Чтобы получить такое изделие, нужно использовать мучную болтушку типа затирки. Мука, прогорая, оставляет узоры, которые никогда не повторяются. Внешне они напоминают космические, лунные пейзажи.
– Как можно стать настоящим художником и мастером своего дела? Что главное?
– Человек, который получил хотя бы азы художественного образования, никогда этого уже не забудет. Также важен и другой момент. Наших учеников мы учим мыслить неординарно. Важно не только знать, как сделать, но и уметь интересно представить самое простое изделие, снабдить его своей историей. Ведь искусство – это умение видеть необычное в обычном.
К примеру, наши учащиеся работали над изготовлением набора керамической посуды – чашек и кувшина. Решили, что кувшин будет не круглый, а плоскостной, а чашки обычной формы. Поставили все в печь, пошли по своим молодым делам и забыли… Получился явный брак. Но ребята не растерялись – назвали свою работу «Метаморфоза», представили как дипломный проект и подготовили защиту, которую я вспоминаю до сих пор. Приглашенные преподаватели университета культуры с удивлением смотрели на кособокие кружки и совершенно серьезно спрашивали: «А где вы взяли такие формы?» На что дипломники отвечали туманно и расплывчато: мол, «секрет старого мастера» и тому подобное.
Один из авторов «Метаморфоз» начал защиту проекта словами: «Когда я прочел Вергилия…» Второй подхватил: «Да! И Овидий был прав!»
Дальше – больше. Ребята рассуждали и рассказывали членам комиссии об изменчивости мира, восклицая: «Узрите! Это дар природы. Разве мы не правы?»
После рассуждений об Овидии члены комиссии решили: «Действительно, ну, разве это не красиво?» Защитились ребята на «отлично», теперь их работа находится в нашем музее, а по сутито это – брак! Но главное то, что учащиеся показали, как преподаватели колледжа научили их не только работать руками, но и творчески, нестандартно мыслить.
– Как появляются идеи?
– Идеи всегда лежат буквально на поверхности. Мы учим видеть, уметь импровизировать. Смысл в том, что плохих идей нет, но любую идею надо проработать и переработать. Только так и никак иначе.
Самую обыкновенную вещь можно превратить в дизайнерскую. Вот старый стол, например. Как его «оживить»? Берем географическую карту, сверху накрываем стеклом – вот и готова дизайнерская вещь. Помню, както ребята со свалки притащили остов старой швейной машинки. На нашем хозяйственном дворе сварили верх, инкрустировали остатками плитки. Получилось, как в Помпеях – патиальная мозаика.
Наши ребята используют обычные стеклянные кубы, заготовки для аквариумов, строительный мусор, кусочки фанеры, плитку и делают потрясающе красивые изделия. Мы уверены: можно делать шедевры, которые будут нисколько не хуже, а то и лучше приобретенных за большие деньги модных дизайнерских проектов.
– Куда могут трудоустроиться ваши выпускники?
– Мы даем понять ребятам, что они могут найти применение во многих сферах, к примеру, в ткачестве, лозоплетении. Наши выпускники берут благословение и пишут иконы, расписывают пасхальные яйца. Их ценят в театрах, дизайнерских компаниях, цехах сувенирной продукции. Со своим творческим потенциалом и идеями наши выпускники многое привносят в любой творческий коллектив.
К примеру, Александр Янушкевич, наш выпускник, был актером и режиссером Белорусского театра кукол, а с января 2015 года работает художественным руководителем Пермского театра кукол.
Нам часто звонят с предприятий и восторженно говорят: «Каких же хороших специалистов вы выпускаете! После вашего колледжа знают о керамике больше, чем дипломированные технологи после вуза».
– Константин Леонардович, расскажите, пожалуйста, про музей колледжа.
– В наш музей часто приходят посетители, много фотографируют. Случалось так, что идеи наших ребят выдавали за свои. Чтобы не было подобных краж авторских идей, пришлось ввести ограничение на съемку. Тем не менее, многие изделия, которые хранятся в музее колледжа, можно встретить в магазинах города. Это естественный процесс: ребята выпускаются – забирают свои лекала, выходят в большой мир со своими идеями, талантами, которые мы им помогли развить в колледже, и работают уже самостоятельно.
Бывает и так, что к нам приезжает делегация и со словами «разрешите преподнести» дарит изделие нашего выпускника. Вот такой круговорот талантливых идей наших выпускников в социуме!
Довольно часто мы выставляем изделия наших учащихся на различных выставках, ярмарках ремесел. Бывает, что к нам часто обращаются с просьбой подарить ту или иную эксклюзивную вещь. Все изделия принадлежат музею колледжа, но любое из них мы можем выполнить под заказ.
Здесь, в музее, все сделано руками детей, которые «пропустили» живое ремесло через себя. О подготовке идеологических смотровконкурсов можно издать множество указов и постановлений, а результата не будет. Когда же детей погружаешь в нашу историю, когда они делают эту историю своими руками, то лучшей идеологии не придумаешь. Только так можно сформировать уважение к своей стране, ее корням, земле, ремеслу.
– Константин Леонардович, что бы вы хотели сказать ребятам, которые хотят научиться тому или иному ремеслу, но не уверены в своих силах?
– Главное – желание! Мы приезжаем с профориентационными мероприятиями в школы, рассказываем ребятам о нашем колледже, а нам говорят: «Да мы же рисовать не умеем, но очень к вам хотим. Что делать?» Отвечаю: «Приходите – мы вас всему научим!»
Для нас важно, чтобы ребенок сам захотел научиться чемуто. Мы всегда прислушиваемся к детям, к их желаниям, ведь необходимо уметь не только слушать, но и слышать. Придя к нам в колледж, ребята находят свой путь и свое дело, осознают, что на самом деле значит «свое»!
Татьяна ЛЫЧАГИНА