Получить лучшее востребованное образование по интересному и перспективному направлению – мечта многих целеустремленных ребят. В Беларуси инженерная деятельность всегда была одной их самых распространенных. И сегодня знания и навыки такого специалиста необходимы во многих новых сферах деятельности.
Об особенностях специальностей инженерного факультета УО «Барановичский государственный университет», перспективах выпускников и причинах важности инженерных профессий расскажет декан факультета, кандидат физико-математических наук, доцент Оксана Ивановна Наранович.
– Оксана Ивановна, расскажите, пожалуйста, в чем заключаются особенности специальностей инженерного факультета. На что должен обратить внимание абитуриент, чтобы выбрать специальность?
– Обучение на инженерном факультете БарГУ – это возможность получить классическое академическое образование. Мы готовим инженерные кадры высшей квалификации в области машиностроения и технического обеспечения сельскохозяйственного производства и обучаем по четырем специальностям первой ступени высшего образования:
Также студенты факультета имеют возможность продолжить обучение в магистратуре по специальности «Машиностроение и машиноведение».
По специальности «Технология машиностроения» обучают будущих инженеров, которые будут работать в области металлообработки и сборки машин, технологии их изготовления. Выпускники специальности готовятся для плодотворной работы в качестве инженеров-технологов и инженеров-механиков на предприятиях машиностроительной отрасли.
Специальность «Информационные системы и технологии» имеет направление «Информационные системы и технологии в проектировании и производстве». Автоматизация проектирования – динамически развивающаяся область информационных технологий. Сегодня на всех значимых предприятиях применяются методы компьютерного проектирования и информационных технологий. Выпускники данной специальности успешно работают в проектно-конструкторских бюро и научно-исследовательских лабораториях, на предприятиях различных форм собственности.
Сфера профессиональной деятельности выпускников специальности «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» – эксплуатация, ремонт, сервисное обслуживание тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин, а также механизированные работы в растениеводстве и животноводстве. Также такие специалисты организовывают и управляют производственной деятельностью сельскохозяйственных предприятий. Они трудятся главным образом на сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности, в сервисных, наладочных, проектно-конструкторских и научно-исследовательских организациях, технических центрах и машиноиспытательных станциях, а также в организациях системы образования и в предпринимательской сфере.
Согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 20 марта 2017 года № 25, на эту специальность отдельные категории абитуриентов могут быть зачислены без вступительных испытаний.
Сфера профессиональной деятельности будущих выпускников специальности «Агрономия» – производственно-технологическая и управленческая деятельность сельскохозяйственного производства; научные и экспериментальные работы; профессиональное образование. Такие специалисты трудятся на сельскохозяйственных предприятиях, подсобных хозяйствах по производству и переработке растениеводческой продукции промышленных предприятий, предприятиях по заготовке растениеводческой продукции, научно-исследовательских и образовательных учреждений независимо от форм собственности.
– Как проходят теоретические и практические занятия? Расскажите о материально-технической базе факультета.
– Обучение на инженерном факультете проводится в форме лекционных, практических и лабораторных занятий.
Для проведения практических и лабораторных занятий факультет имеет хорошую материальную базу: лаборатории физики, химии, материаловедения, металлорежущих станков и инструментов, нормирования точности и режущего инструмента, электротехники, механизации сельскохозяйственного производства, систем автоматизированного проектирования, автоматизации производства, компьютерные лаборатории.
В сотрудничестве с Государственным научным учреждением «Физико-технический институт» НАН Беларуси на факультете создана современная лаборатория высокоэнергетических методов упрочнения, оснащенная уникальным высокотехнологическим оборудованием: установкой для магнитно-импульсного упрочнения металлических изделий и установкой ионно-плазменного азотирования поверхностей деталей машин.
Также на факультете функционируют специализированные кабинеты: инженерной графики, энергосбережения, технологии и технического обеспечения производства продукции животноводства, сельскохозяйственных машин, охраны труда, деталей машин и теории машин и механизмов, гидравлики и гидропневмоавтоматики, металлорежущих станков, метрологии, стандартизации и сертификации, технологии машиностроения, теории резания и резания материалов.
– Кто обучает студентов?
– В учебном процессе заняты около 80 преподавателей с большим опытом производственной и педагогической работы, в том числе 3 доктора и 31 кандидат наук.
Для чтения лекций, проведения практических и лабораторных работ приглашаются ведущие специалисты ведущих промышленных предприятий города и региона: специалисты Государственного научного учреждения «Физико-технический институт» НАН Беларуси, ОАО «Торгмаш», филиала ЗАО «Атлант»-БСЗ, ОАО «Крошин», специалисты IТ-компаний JazzTiam, LikIt и др.
Также мы проводим открытые лекции и встречи с приглашенными гостями. Например, недавно проводили встречи с главой отдела разработки систем программного обеспечения Шяуляйского Университета (Литва), директором ООО «Эполь Софт», специалисты УП «АТАВА» (компания «SМС», Япония), представителем ЧУП по оказанию услуг «JazzTeam» и др.
В рамках международного сотрудничества факультет участвует в программе Erasmus+ и поддерживает отношения с университетами Литвы, Латвии, Польши, России, Украины, Чехии.
– Расскажите о практиках студентов. Как они организованы? Где проходят?
– Трудно осуществлять действительно практико-ориентированное обучение студентов без участия в этом процессе и активной поддержки специалистов-практиков, поэтому сегодня инженерный факультет организовывает учебные, производственные и преддипломные практики, очень плотно сотрудничая с ведущими промышленными предприятиями машиностроения страны.
Факультетом образованы 5 филиалов кафедр на ОАО «СталовичиАгро», ОАО «Барановичский завод автоматических линий», ОАО Барановичский станкостроительный завод «Атлант», ОАО «Агрокомбинат «Мир», «Бизнес инкубатор» г. Барановичи. На них, кроме практических и лабораторных занятий и научно-исследовательской работы, проводятся учебные, производственные и преддипломные практики.
Уже на втором курсе обучения в университете студенты получают практические навыки специалиста непосредственно на рабочем месте. Практика студентов на предприятии – это благоприятная возможность для обеих сторон: предприятие может подобрать и адаптировать к своим особенностям лучших выпускников факультета, а студенты – получить первый опыт работы и узнать о культуре труда на предприятии.
– Назовите ключевые организации и компании, куда распределяют выпускников факультета.
– Выпускники инженерного факультета работают на ведущих предприятиях Республики Беларусь. Среди них ОАО «558 Авиаремонтный завод», ОАО «БААЗ», ОАО «БЗАЛ», ОАО «БЗСП», ОАО «Торгмаш», ОАО «Минский завод автоматических линий», ОАО «Минский подшипниковый завод», ОАО «Минский завод шестерен», ОАО «Гродненский завод токарных патронов «БелТАПАЗ»», ЗАО «Солигорский институт проблем ресурсосбережения с опытным производством», СЗАО «БЕЛДЖИ», ОАО «Борисовский завод агрегатов» и др.
Инженеры-программисты работают в компаниях-резидентах Парка Высоких технологий: IntellectSoft, iTechArt, Itransition group, EPOL SOFT, Luxoft, Ericsson Sweden, ScienceSoft, ProfiGroup, JazzTiam и др. Также наши выпускники работают за рубежом в Канаде, Польше, Швеции, Австралии, Италии и других странах.
Кроме этого, мы гордимся, что в г. Барановичи работают две компании: ООО «ЛАЙКИТ» и ООО «Паритет Партнер», образованные и возглавляемые выпускниками факультета, в которых разрабатывается программное обеспечение.
– Что представляет собой научно-практическая работа на факультете? Какие актуальные проблемы отрасли проанализировали ваши студенты за последний год?
– На инженерном факультете ежегодно проводятся международные конференции, в которых участвуют представители из разных стран: в мае проводится международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Содружество наук», в декабре – Международная научно-практическая конференция «Техника и технологии: инновации и качество». Кроме этого, студенты участвуют в научных конференциях в других городах и странах. Ежегодно студенты представляют свои научные разработки для участия в конкурсе «Лучший проект БарГУ».
К примеру, сейчас в своих научных работах студенты исследуют функциональные и композиционные материалы, нано-материалы; механизмы повышения прочности и износостойкости стальных изделий сложного профиля под воздействием магнитно-импульсной обработки и т. д.
Также сегодня наши студенты исследуют разработку устройства для заточки геликоидальных рубильных ножей, применяемых на деревообрабатывающих предприятиях, разработку новой технологии получения переменного угла режущей кромки по длине ножа, разработку режимов ионно-плазменного азотирования высоколегированных сталей и проч.
– Как важны специалисты с высшим инженерным образованием сегодня? Насколько они востребованы сегодня?
– Профессиональные навыки инженеров разнообразны. Они ответственны за направление технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, за реконструкцию и техническое перевооружение производства, рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество продукции, техническую эксплуатацию и ремонт оборудования.
Сегодня профессия инженера очень востребована на рынке труда нашей страны. Такой специалист может работать на заводе, военной базе, железной дороге, в IТ-компании, научно-исследовательском институте, на предприятии сельского хозяйства.
Инженеры – это своего рода искатели и изобретатели, способные оживить любую техническую задумку. Представители инженерной специальности облегчают жизнь и труд людей с помощью сложных механизмов и функциональных устройств. Трудно представить хоть одно предприятие или производство без инженера.
– Какие профессиональные качества присущи современным высококвалифицированным инженерам?
– Способность находить необходимую информацию и самообучаться, изобретательство, творчество во имя прогресса – вот, что характерно для настоящего инженера.
Инженер сегодня должен обладать не только необходимым набором знаний, умений и навыков, но и должен быть готов учиться всю жизнь, осваивать новое оборудование и материалы, технологии их обработки, обладать активной жизненной позицией, лидерскими качествами, способностью работать в команде, отстаивать свою точку зрения, творчески подходить к решению производственных задач, самостоятельно планировать исследования и нести ответственность за их выполнение.
– Оксана Ивановна, что вы посоветуете ребятам, стремящимся освоить инженерную специальность и в будущем работать в этой сфере?
– Для успешного обучения по данным специальностям необходимо обладать пространственным мышлением, способностью к конструированию и проектированию, интересом к эксплуатации техники, навыками использования программного обеспечения при решении инженерных задач и обработке учетной и аналитической информации профессиональной деятельности.
Желаем всем, кому интересна инженерная деятельность, успешно сдать экзамены, набрать необходимое количество баллов или сдать внутренние экзамены в БарГУ. Ждем всех, у кого есть огромное желание учиться и осваивать новые навыки. Преподаватели нашего факультета всегда будут помогать и поддерживать вас, будущие студенты!
Вера ЖИДОЛОВИЧ