Выбор профессии – это важный шаг, определяющий всю дальнейшую жизнь человека. Для многих подростков решить, куда поступать после школы, какую профессию выбрать бывает проблематично. Конечно, есть ребята, которые точно знают, кем они станут в будущем: одни идут по стопам родителей, другие выбирают собственную дорогу. Однако есть школьники, у которых выбор профессии вызывает сложности. Именно о таких подростках мы поговорим.
Итак, что мешает подростку понять, кем он может стать в будущем? Есть ряд причин, которые мешают определиться с выбором профессии.
Подросток слишком разносторонний
Конечно, ребенок, у которого много интересов, от спортивной секции до занятий по цифровой фотографии, – подарок для родителей. Но с профориентацией в таком случае могут возникнуть проблемы, потому что ребенок просто не может выбрать, какое именно занятие привлекает его больше всего. Ему сложно решить, что из списка его увлечений могло бы стать смыслом жизни.
Подросток ничем не интересуется
Находясь под родительским крылом, многие подростки не хотят выходить из зоны комфорта. Им совсем не кажется, что у них нет интересов, ведь есть друзья, новенький смартфон, компьютерные игры и т.д. Когда приходит осознание того, что на носу выпускные экзамены и сдача ЦТ, а значит, нужно определиться, что делать дальше, подростку кажется, что на него давят. Он откладывает принятие решения на потом, надеясь, что все решится само собой. Нежелание что-то делать возникает из-за неуверенности в себе. Это защитная реакция психики против неудач, с которыми человек боится столкнуться.
Подросток ориентируется на собственное представление о профессии
И разочаровывается, когда ожидаемое представление не сходится с действительным. Очень часто школьники, насмотревшись фильмов, идеализируют профессию, не зная о возможных недостатках и трудностях. Например, девушка хочет стать известной актрисой, ей кажется, что сниматься в кино легко, главное – иметь талант. Она не задумывается о том, что актерство – это тяжелый труд, профессия потребует постоянной работы над своим мастерством, придется запоминать большие тексты, справляться со стрессом после неудачных проб и кастингов и пр.
Подросток не знает свои сильные стороны
Большинство людей приходят к осознанию своих сильных сторон, когда взрослеют. У кого-то природные задатки проявляются еще в детстве, а кому-то необходимо больше времени, чтобы понять, в чем он силен. Некоторые подростки принимают свои способности за данность и не понимают, что у большинства людей таких преимуществ нет. Им кажется, что то, что умеют они, могут делать и все остальные.
Подросток боится принять решение
Выбрать профессию по душе может помешать ощущение важности принимаемого решения, когда подросток начинает думать, что это единственная возможность сделать выбор и второго шанса не будет. С такой проблемой сталкиваются и взрослые, которые окончили учебное заведение, устроились на работу и вдруг осознали, что профессия им не по душе. Искать свое призвание в жизни никогда не поздно. Можно пройти переподготовку или поработать в других сферах.
Вот что думает педагог-психолог ЯЦКЕВИЧ Юлия Геннадьевна по поводу выбора профессии подрастающим поколением.
– Почему получается, что один ребенок быстро понимает, кем он хочет стать, а другой никак не может определиться с профессией?
– Если ребенок имел счастливую возможность попробовать себя в самых разных ролях, то определиться с тем, кем он хочет быть, будет несложно. Когда ты попадаешь в ту деятельность, которая отвечает твоему предназначению, у тебя начинает получаться лучше, чем у других. И плюс возникает ощущение удовольствия. Твою работу начинают хвалить, и ответ приходит сам собой. Ты понимаешь, чем тебе нравится заниматься, с чем хочешь связать свою жизнь.
– От чего зависит выбор профессии?
– Выбор профессии связан со множеством различных аспектов. Прежде всего, стоит отметить, что выбор зависит от самой личности подростка, его нервной системы, уровня его тревожности по поводу успешности и неудачи. На выбор влияют и социальные факторы. Например, у кого-то папа и мама по профессии врачи, ребенок хорошо представляет себя в этой сфере и точно знает, что пойдет по стопам родителей. Стоит отметить, что выбор профессии зависит от способности человека принимать решение. Учитываются многие аспекты: испытывает ли человек при этом трудности, умеет ли расставлять приоритеты для текущей ситуации, видит ли возможные варианты действий. Многим детям проще, когда родители ограничивают их выбором той или иной профессии. Для кого-то другого, наоборот, чем больше возможностей, тем проще ему сориентироваться, кем стать. Это может быть связано с детской мечтой, например, стать балериной, археологом, милиционером. Огромное значение играет референтная группа – люди, чье мнение является авторитетным. К ним могут относиться родители, друзья, учителя. И, конечно, на выбор человека влияют тенденции в обществе. Иначе, почему сейчас многие люди работают в IT-сфере?
– Что может помочь подростку определиться с профессией?
– Здорово, если у подростка есть возможность, поговорить с людьми, которые уже состоялись в профессии, узнать нюансы работы. Это нужно сделать для того, чтобы подросток понимал, насколько его собственное представление о профессии соотносится с реальностью, какие есть минусы и плюсы. Будет замечательно, если подростку удастся увидеть процесс работы, побывать на производстве, попробовать что-то сделать самому. У него будут реальные примеры в голове, а не фантазии, которые могут не совпадать с действительностью.
– Должны ли родители помогать подростку с выбором?
– Если родители навязывают свое мнение, то это может негативно отразиться на будущем их ребенка. В конечном итоге получается, что ребята учатся в вузе на той или иной специальности, на 2-3 курсе осознают, что профессия им не нравится и понимают, что зря потеряли время. В таком случае им приходится подавать документы на другую специальность или заниматься нелюбимым делом.
Если речь идет о родителях, которые поддерживают своего ребенка, помогают определиться с выбором, это другая ситуация. Взрослые могут помочь ребенку увидеть, как работают люди в определенных профессиональных сферах, разобраться, какие преимущества и недостатки имеются у выбранной подростком профессии.
Конечно, нужно помогать ребенку принять решение, но делать выбор за него не стоит.
– Что делать, если подросток опасается выбирать профессию по душе, потому что она, например, малооплачиваема или в ней сложно реализоваться, построить карьеру?
– Сложно ответить на этот вопрос, потому что всегда будет субъективное мнение. Человек может заниматься тем, что ему нравится, будет вкладывать в свою работу энергию и силы, пытаться реализоваться. Здесь многое зависит от трудолюбия, желания работать. Это как с бегом. Если бегать каждый день, можно и марафон пробежать. Если человек будет работать и стараться чего-то достичь, то рано или поздно его труд принесет свои плоды. Не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным специалистом в высокооплачиваемой профессии.
В Беларуси существует Республиканский центр проблем человека БГУ, который занимается профориентацинной диагностикой учащихся школ. Тестирование направлено на исследование врожденных задатков человека, определяющих степень успешности в различных видах профессиональной деятельности. Тесты не только обнаруживают склонности к профессии, но и выявляют характеристики внимания, уровень коммуникабельности, социальной активности, особенностей оперативной памяти на различного рода информацию и т.д.
По результатам диагностики формируется паспорт, в котором выявленные индивидуальные характеристики представлены в наглядном (графическом и текстовом) виде. Паспорт также содержит рекомендации по организации рабочего дня, режиму труда и отдыха, методам восстановления работоспособности, условиям обучения для эффективного усвоения информации, подготовки к экзаменам, личностному самосовершенствованию и т.п. В заключении представлен перечень предпочтительных для учащегося профессий (по природным критериям) с необходимыми комментариями.
Отдельным блоком идет список профессий, к которым учащийся наиболее склонен (они ему интересны) и наименее склонен (профессии, вызывающие наибольшее отрицание).
По словам САГАЙДАКА Дмитрия Ильича, директора Республиканского центра проблем человека БГУ, существует три направления диагностики подростков.
Первая диагностика проводится для детей с 12-ти лет, которые получают базовое образование (9 классов). Диагностика позволяет уточнить целесообразность выбора рабочей профессии. Эта очень специфическая диагностика, которая выясняет пространственное мышление, слуховое восприятие, различные реакции организма.
Вторая диагностика проводится для детей 9-10 классов, позволяющая выбрать правильный образовательный профиль. Исследуются врожденные задатки, характеристики внимания, мышления, оперативной памяти на числа, алгоритмы, а затем изучаются сформировавшиеся за счет влияния социальных факторов интересы, склонности и способности. И в конце учитывается предметная успеваемость ребенка в школе.
Третья диагностика рассчитана на старшеклассника. Она позволяет выявить список профессий, к которым учащийся наиболее склонен.
Таким образом, есть три варианта помощи детям в профессиональном самоопределении. Тестирование дает человеку возможность увидеть свои способности и выбрать для себя специализацию в жизни.
Выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни и отнестись к этому вопросу стоит серьезно и ответственно. Нужно уделить внимание, в первую очередь, своим интересам и склонностям, а не внешним факторам и мнению окружающих. Еще Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно.
Екатерина СОРОКА