Факультет биологии и экологии является одним из пятнадцати факультетов старейшего в Гродненском регионе и одного из лидеров высшего образования в нашей стране Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Об особенностях специальностей факультета, учебном процессе и распределении расскажет декан факультета, кандидат биологических наук, доцент Каревский Александр Евгеньевич.
– Александр Евгеньевич, расскажите, в чем заключаются особенности ваших специальностей.
– На факультете биологии и экологии студенты обучаются по четырем специальностям первой ступени высшего образования:
При обучении по биологическим специальностям основной упор в обучении делается на изучение важнейших проблем биологии и тесно соприкасающихся с ней проблем медицины, биотехнологии и охраны окружающей среды. Интенсивно изучаются механизмы регуляции обмена веществ, а также фауна, флора и растительность различных территорий: заказников, заповедников и национальных парков. Также студенты изучают физиологию растений и животных, экологию почвенных микроорганизмов, биоиндикацию и биоремедиацию природных сред и экотуризм.
Подготовка будущих биотехнологов сосредоточена в векторе пищевых и фармацевтических биотехнологий.
Отрадно также, что в последние годы набирает популярность научно-педагогическое направление специальности «Биология». Подготовка по нему отличается наибольшей фундаментальностью и дает прекрасную возможность наиболее мотивированным студентам продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре, а впоследствии пополнить ряды кандидатов и докторов наук.
При подготовке экологов уделяется много внимания приобретению ими навыков установления химических и микробиологических показателей состояния воздуха, воды и почвы, а также экономической оценки природоохранных мероприятий.
Студенты специальности «Производство продукции и организация общественного питания» проектируют объекты общественного питания «под ключ» с полным расчетом используемого оборудования, технологической составляющей, охраны труда и экономической части данного предприятия.
– Как проходят теоретические и практические занятия? Расскажите о материально-технической базе факультета.
– Сегодня в структуре факультета созданы и успешно работают учебно-научно-производственная лаборатория «Технологии общественного питания», совместная научно-исследовательская лаборатория «Инновационных технологий в пищевой промышленности», а также научно-исследовательская лаборатория «Нейрохимии».
Для усиления практической составляющей в подготовке специалистов функционируют филиалы кафедр в организациях города Гродно. К примеру, филиал кафедры экологии располагается в Гродненском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, филиал кафедры зоологии и физиологии человека и животных – в Гродненском зоопарке; филиал кафедры технологии, физиологии и гигиены питания – на базе гостинично-ресторанного комплекса «Кронон Парк Отель».
Кафедра биохимии располагается на базе Института биохимии НАН Беларуси, что позволяет студентам эффективно заниматься исследовательской работой в области биохимии и смежных дисциплин под руководством авторитетных ученых из числа преподавателей кафедры и научных сотрудников Института.
В рамках государственной программы «Биотехнология» для подготовки биотехнологов оборудована современная учебная лаборатория.
Для изучения биоразнообразия региона в распоряжение факультета предоставлена летняя база отдыха «Погораны», которая расположена в живописном месте на берегу реки Неман. Здесь традиционно проходят летние учебные практики студентов. Такие практики пользуются популярностью, так как помимо учебного процесса позволяют студентам реализовать свои таланты, пообщаться с друзьями у костра.
Отмечу также, что на факультете очень богатый библиотечный фонд по всем дисциплинам учебных планов. Кроме того, все дисциплины обеспечены электронными учебно-методическими комплексами, и каждый студент имеет к ним непрерывный доступ онлайн.
– Кто обучает ребят? Работают ли на факультете практикующие специалисты, которые трудятся на производстве, в организациях и компаниях нашей страны?
– На факультете биологии и экологии работает более 50 преподавателей, из них 6 докторов наук и 28 кандидатов наук. Профессора факультета известны и востребованы международным научным сообществом, подтверждением чему является их очень высокий индекс научного цитирования базы SCOPUS.
Безусловно, специалисты предприятий привлекаются и к учебному процессу. Это, прежде всего, касается руководства практиками, а также проведения итоговой аттестации студентов. В данном формате работодатель может оценить профессиональные качества будущего специалиста в условиях близких к «боевым».
При разработке учебных планов специальностей для нас также очень важен совет по востребованности тех или иных дисциплин в подготовке специалистов от наших коллег с производства.
– Практикуется ли такая форма занятий, как открытые лекции с приглашенными гостями? Есть ли у студентов возможность получить знания от зарубежных преподавателей в рамках международного сотрудничества факультета?
– Наш университет предоставляет широкий спектр по исходящим программам академической мобильности. В этой связи хочу настроить абитуриентов на углубление профессионального уровня владения иностранными языками, и перед вами откроются неограниченные перспективы прохождения отдельных этапов обучения за рубежом.
Студенты факультета ежегодно проходят стажировки в Великобритании в университете Бирмингема, в Университете г. Лодзь (Польша), в Каунасском университете прикладных наук (Литва) и др.
Также мы приглашаем авторитетных ученых из-за рубежа для преподавания нашим студентам отдельных спецкурсов в рамках программы «Приглашенный профессор». Значимым событием является ежегодная Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экологии», в рамках которой студенты имеют возможность послушать лекции и доклады не только известных ученых, но и специалистов-практиков.
Студенты факультета успешно выступают на престижном европейском конкурсе «Food Technologist», где составляют достойную конкуренцию командам участницам из стран Евросоюза, ежегодно входят в тройку призеров.
– Какие самые интересные и актуальные научные работы написали ваши студенты за последний год? Почему такая работа важна для учебного процесса?
– Все наши студенты, начиная с младших курсов, имеют возможность приобщаться к науке. Ряд научных исследований студенты проводят в рамках крупных научных Государственных программ под руководством авторитетных ученых. Так, например, наша студентка около 5 лет назад начала заниматься выделением продуктов полисахаридной природы из отходов биотехнологических производств и их дальнейшей модификацией с целью использования в различных отраслях промышленности. Результаты упорного и кропотливого труда принесли данной работе первую категорию на Республиканском конкурсе научных работ студентов и магистрантов.
Дальнейшее углубление научных изысканий в данном направлении позволило уже молодому ученому пройти в финал Республиканского конкурса инновационных молодежных проектов и защитить кандидатскую диссертацию.
Результаты работы наших студентов и магистрантов находят отражение в природоохранной деятельности республики: оригинальные данные включены в новую Красную книгу Республики Беларусь, в оформление охранных обязательств и паспортов для создания и реорганизации республиканских заказников.
И такие примеры не единичны. За последние пять лет практически 100 % научных работ студентов, которые мы отправляем для участия в республиканском конкурсе научных работ студентов и магистрантов, отмечены дипломами победителей и лауреатов.
– Объясните, пожалуйста, кто такой специалист с таким высшим образованием сегодня. Что значат его знания для современного общества?
– Качественное биологическое и технологическое образование крайне актуально в решении задач, направленных на устойчивое развитие человеческого общества и природы. Это и экспериментальное изучение аспектов коррекции ряда заболеваний современности, создание экологически чистых технологий производственных процессов, разработка инновационных пищевых технологий и т. д.
В настоящее время Гродненский государственный университет имени Янки Купалы единственный из региональных вузов страны с еще пятью минскими вузами участвует в реализации инновационного проекта: «Совершенствование деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0». В связи с этим мы формируем видение специалиста с высшим образованием.Выпускник любой из специальностей факультета сегодня – это, прежде всего, человек, который способен получить фундаментальные знания в области образования и науки и внедрить их в развитие технологических и предпринимательских компетенций.
Также мне хочется видеть в выпускнике человека-энтузиаста, интеллектуала, являющегося генератором нестандартных идей, которые могли бы подхватить более опытные коллеги.
– Куда распределяют выпускников факультета? Каких профессиональных успехов они могут добиться?
– Этот вопрос мне особенно часто задают родители наших абитуриентов, когда приводят своих детей подавать документы для поступления в университет. Я искренне отвечаю, что мы обеспечим первым местом работы всех без исключения. Однако современные реалии таковы, что качество распределения зависит практически полностью от того, как молодой человек будет позиционировать себя в период обучения в университете и за его пределами. Здесь важно буквально все. Это успеваемость, пытливость к избранной профессии, склонность к научным исследованиям, знание иностранных языков и, конечно же, мотивация стать профессионалом и исключительное трудолюбие.
Все перечисленное в совокупности позволит проявить себя вначале в университетской среде, далее – на практике. Такие специалисты пользуются исключительно высоким спросом на рынке труда. В качестве примера могу обратить внимание на выпускницу специальности «Производство продукции и организация общественного питания» 2017 года, которая за 5 лет обучения прошла путь от первокурсницы до активного участника Международных студенческих конкурсов и технолога ЗАО «МПС-Отель» ресторан «Ренессанс» (г. Минск).
Нацеленные на науку выпускники факультета биологии и экологии продолжают свою научную деятельность, обучаясь в магистратурах, аспирантурах нашего университета, БГУ и в системе Национальной академии наук Беларуси.
– Какие должности занимают выпускники? Какие обязанности выполняют на рабочем месте?
– Наш факультет готовит специалистов для работы на предприятиях и в организациях, имеющих биохимические, микробиологические и экологические отделы и лаборатории. Выпускники факультета успешно трудятся в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, на предприятиях региона и вместе с учениками побеждают на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах по биологии, химии, современным пищевым технологиям.
Выпускники-экологи заняты в органах государственного управления и регулирования природоохранной деятельности; в научно-исследовательских и высших учебных заведениях биологического и экологического профиля. Инженеры-технологи успешны в сферах организации общественного питания, кейтеринга, ресторанного и гостиничного бизнеса, переработки растительного и животного сырья.
– Какими качествами должны обладать ребята, стремящиеся стать педагогами-биологами/экологами и в будущем работать в этой сфере?
– Очень часто, выступая перед абитуриентами, выбирающими в качестве профильных вступительных испытаний биологию и химию, я задаю вопрос: «Кто хочет поступить в медицинский университет?». Как правило, более половины аудитории поднимают руки. Тогда я спрашиваю: «А кто из вас хочет стать участковым терапевтом или педиатром?». Руки робко поднимают буквально несколько детей. Вот из таких абитуриентов и получаются настоящие врачи.
Главное – не быть равнодушным к той профессии, которую ты выбираешь, и мотивировать себя на систематический и кропотливый труд в достижении поставленной цели. Когда-то точно так же и я пришел на факультет с горящими глазами, жаждой знаний и четкой установкой прилежно учиться и впитывать все знания и жизненный опыт, которым делились мои наставники.
Я хочу пожелать всем молодым людям, которые планируют поступать в вузы, исключительной мотивации и глубины погружения в обучение профессии, которую они выбирают.
Вера ЖИДОЛОВИЧ