КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Важные новости
    • »
    • Факультет математики и естествознания УО «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»

    Факультет математики и естествознания УО «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»

    Леонид Старовойтов

    Леонид Старовойтов

    Факультет математики и естествознания Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова выпускает будущих учителей математики, информатики, физики, биологии, химии и географии. За годы долгой работы факультет заслужил славу одной из лучших педагогических платформ подготовки таких специалистов.
    Об особенностях специальностей, характере обучения и будущем выпускников расскажет декан факультета, кандидат физико-математических наук, доцент Старовойтов Леонид Евгеньевич.

    – Леонид Евгеньевич, какие специальности существуют на факультете?
    – Факультет математики и естествознания создан в 2015 году путем объединения двух факультетов: физико-математического факультета и факультета естествознания нашего университета. Сегодня на I ступени получения высшего образования на факультете проводится подготовка по четырем педагогическим специальностям и одной инженерной специальности:

    • Специальность «Математика и информатика» (квалификация специалиста «преподаватель»);
    • Специальность «Физика и информатика» (квалификация специалиста «преподаватель»);
    • Специальность «Биология и химия» (квалификация специалиста «преподаватель»);
    • Специальность «Биология и география» (квалификация специалиста «преподаватель»);
    • Специальность «Информатика», специализация «Программное обеспечение вычислительных машин» (квалификация специалиста «математик, системный программист»).

    Поступающие к нам абитуриенты должны знать математику, физику, химию, биологию, географию. Чтобы поступить на одну из специальностей, абитуриенту нужно представить сертификаты ЦТ по этим предметам, а также по русскому (белорусскому) языку.

    – Пожалуйста, назовите особенности каждой специальности. На что должен обратить внимание абитуриент, чтобы выбрать ту или иную специальность?
    – Каждая из специальностей факультета имеет свои особенности. Например, на специальности «Математика и информатика» упор в обучении делается на изучении математики во всех ее формах и методики ее преподавания. Также большое внимание уделяется информатике, студенты изучают этот предмет гораздо глубже школьного уровня. Кроме того, иногда, приступая к работе, выпускники этой специальности по решению руководства школ ведут уроки еще и по физике, поэтому в их учебный план включена дисциплина «Физика».
    На специальности «Физика и информатика» основное внимание уделено физике и методике ее преподавания. Однако не остается в стороне информатика и математика, так как и эти выпускники имеют возможность трудоустроиться учителями математики.
    Студенты специальности «Информатика» изучают большой курс математики, а также программирование на современных языках программирования. Это позволяет многим студентам быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям работы в IT-компаниях и других учреждениях.
    Специальности «Биология и химия», «Биология и география» представляют наибольший интерес для абитуриентов, интересующихся биологией, химией и географией. Если объединить эти дисциплины, то студенты изучают как живую, так и неживую природу, проводят большую часть учебного времени на различного вида практиках. Студенты-географы совершают дальние и ближние географические практики, что позволяет им расширять свои знания о нашей стране и дальнем и ближнем зарубежье.

    – Кто обучает студентов факультета?
    – На факультете работает высокопрофессиональный коллектив преподавателей. В нашем штате есть четыре доктора наук, шесть профессоров, 34 кандидата наук, доцента, что составляет более 70 % от общего числа преподавателей.
    Также мы практикуем такую форму обучения, как приглашение зарубежных специалистов для чтения лекций студентам. Кроме этого, наши студенты выезжают на стажировки в зарубежные вузы. Так, в марте-апреле 2018 года группа студентов специальности «Биология и география» будет проходить стажировку в Поморской академии (г. Слупск, Польша).

    Факультет математики и естествознания

    Занятие по химии

    – Леонид Евгеньевич, подробнее расскажите о том, какие знания получают студенты в ходе практики.
    – Материальная база факультета позволяет получить качественное образование. На факультете 10 компьютерных классов, есть доступ в интернет, хорошо оснащенные физические, химические и биологические лаборатории. В распоряжении факультета находится загородная агробиостанция «Любуж», на которой проходят полевые практики студентов биологических специальностей. На факультете работает центральная учебно-научная лаборатория, на базе которой проводится подготовка магистерских и кандидатских диссертаций.
    Ориентация на подготовку специалиста, максимально готового к осуществлению практической работы, является целью обучения на нашем факультете. Важной составляющей процесса обучения являются учебные и производственные практики по дисциплинам специальностей.
    Учебные практики проводятся, главным образом, в летнее межсессионное время. Такие практики позволяют закрепить знания, полученные в ходе аудиторных занятий, выработать навыки постановки научных экспериментов и освоить методы наблюдений и сбора материала для написания выпускных квалификационных работ, подготовиться к самостоятельной работе по специальности. Во время учебных практик студенты постигают азы исследовательской работы. С такой практики начинаются первые шаги в самостоятельное научное исследование, которое перерастает в дипломную работу, а затем – в магистерскую и кандидатскую диссертации.
    В рамках общебиологической подготовки студенты 1-4 курсов проходят практики по зоологии (позвоночных и беспозвоночных) и ботанике (морфологии, систематике и физиологии растений, альгологии, микологии), основам сельского хозяйства, экологии. Для этих целей на факультете эффективно используется агробиостанция «Любуж», расположенная в окрестностях г. Могилева.
    Учебные практики по географическим наукам (метеорологии, гидрологии, геоморфологии, почвоведению, школьному туризму) проводятся в окрестностях г. Могилева и агробиостанции «Любуж». Ознакомиться с социально-экономическим разнообразием Беларуси позволяет выездная комплексная практика по экономической, социальной и физической географии.
    Учебные практики студентов, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями, проводятся в течение всего учебного года на базе университета в компьютерных классах. Производственные практики студенты специальности «Информатика» проходят на IT-предприятиях г. Могилева и Могилевской области, в том числе, входящих в Парк высоких технологий.
    Педагогическая практика проводится на базе учреждений общего среднего образования города Могилева и области: гимназий, лицеев, школ.
    Кстати, на факультете обучается большое количество иностранных студентов, некоторые из которых проходят педагогическую и производственную практику на родине.

    Факультет математики и естествознания

    Лабораторная работа по радиотехнике

    Факультет математики и естествознания

    Лабораторная работа по физике

    Факультет математики и естествознания

    Лабораторная работа по химии

    – Расскажите о научно-практической работе на факультете. Почему такая работа важна для учебного процесса?
    – Студенты принимают активное и успешное участие в научно-исследовательской работе. Например, в 2016-2017 учебном году было опубликовано около 170 научных публикаций, написанных ими самостоятельно и совместно с преподавателями.
    В рамках университета проводится научная конференция «Молодая наука», в которой активное участие принимают и студенты нашего факультета. Практически каждая дипломная работа имеет акт о внедрении результатов исследования в производство или в учебный процесс.
    Научная работа студентов оказывает влияние на их учебу, так как она систематизирует знания студентов, повышает уровень исследовательской деятельности, является основой для продолжения обучения в магистратуре и в аспирантуре. Надо отметить, что более 90 % преподавателей факультета являются его выпускниками.

    – Куда распределяются выпускники факультета? Как может сложиться их карьера?
    – Ребята распределяются в соответствии с полученной специальностью. Наши выпускники становятся инженерами-программистами (специальность «Информатика») и преподавателями учебных дисциплин, соответствующих их специальностям.
    Большинство выпускников специальности «Информатика» определяются с первым рабочим местом, будучи еще студентами третьего и четвертого курсов. На факультете проводят тренинги со студентами представители IT-компаний EPAM-систем, Интранзишин и др. Благодаря таким тренингам компании отбирают лучших студентов для прохождения производственной практики и последующего трудоустройства.
    Студенты педагогических специальностей распределяются в колледжи, лицеи, средние школы Могилевского региона. Работая в качестве учителей, они кроме учебной работы, выполняют большой объем воспитательной работы. Подготовка к ней осуществляется в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин.
    Профессиональный и карьерный рост выпускников факультета осуществляется путем занятия должностей руководящего состава в системе образования, на предприятиях, в IT-компаниях. Кроме того, выпускники активно участвуют в профессиональных конкурсах, например, «Учитель года». Так, выпускник магистратуры 2016 года успешно принимал участие в 2017 году в областном туре такого конкурса, где успешно конкурировал с учителями, имеющими значительный стаж и опыт работы.
    Профессиональный рост преподавателей отражается в присваиваемых им квалификационных категориях. Надо отметить, что первый и пока единственный Народный учитель Беларуси является выпускником нашего физико-математического факультета.

    – Объясните, пожалуйста, кто такой специалист с таким высшим педагогическим образованием сегодня. Что значат его знания для современного общества?
    – С моей точки зрения, выпускник, получивший высшее педагогическое образование, является ключевой фигурой развития нашей страны. Особенно это касается преподавателей физико-математического и естественнонаучного циклов, обеспечивающих подготовку молодого поколения по наиболее значимым для развития научно-технического прогресса областям производства.
    Важность и значимость работы учителя определяется потребностями общества, поэтому необходимо повышать престиж учительской профессии, отражая ее вклад в становление и развитие будущего поколения специалистов, создающих научный имидж нашей стране.

    – В каких сферах деятельности, помимо преподавательской, пригодятся знания такого специалиста?
    – Знания, которые получают выпускники факультета, являются тем фундаментом, опираясь на который они могут проявить себя в любой другой области. Наши выпускники работают в самых разных сферах производства, науки, культуры, в государственных органах, органах Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и др.

    – Какими качествами должны обладать ребята, стремящиеся получить педагогическое образование и в будущем работать в этой сфере? Что необходимо абитуриенту, чтобы успешно поступить и учиться на факультете?
    – Будущие абитуриенты, выбирающие наш факультет, должны обладать качествами, позволяющими им в будущем работать с детьми, быть похожими на своего любимого школьного учителя, обладать терпением и желанием передать свои знания другим. Дисциплины, изучаемые на факультете, требуют ежедневной постоянной работы, усидчивости, терпения, организованности, настойчивости в достижении результатов.

    – Леонид Евгеньевич, как вы думаете, изменятся требования современного мира к таким специалистам через 4-5 лет?
    – Будущее педагогической профессии связано с развитием общества. Мы надеемся, что наши будущие абитуриенты как потенциальные выпускники факультета через 4 года будут достойно продолжать лучшие традиции факультета математики и естествознания, станут активными проводниками учительского наследия, созданного многими поколениями учителей Могилевского региона.
    Мы готовим студентов к будущей профессии в том числе и через участие в различных массовых, культурно-массовых, политических мероприятиях и кампаниях. Это помогает студентам учиться работать в команде, приобретать опыт организаторской работы, что позволит им быстрее адаптироваться в будущем трудовом коллективе, занимать руководящие должности. Для этого на факультете проводится множество традиционных мероприятий, которые направлены как на повышение профессионального роста («Лучший будущий учитель»), так и на сплочение студенческого коллектива (конкурс первокурсников «Давайте познакомимся») и т. д.
    Развитие общества с необходимостью требует и новых подходов к учительской деятельности, а именно – перехода от повествовательного обучения к личностно-ориентированному обучению, а это требует изменения форм работы преподавателей факультета. Я призываю выпускников учреждений образования 2018 года поступать на наш факультет и гарантирую, что они проживут интересную студенческую жизнь.

    Вера ЖИДОЛОВИЧ

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia