Юлия Беженарь
Витебский худграф – факультет, поступив на который можно получить художественно-педагогическое образование, основанное на академической школе реалистического искусства. Процесс обучения на факультете строится не только на основе традиций национальной художественной школы, но и на передовом международном опыте, мировой практике развития изобразительного искусства. Об особенностях специальностей факультета, практической подготовке, распределении и перспективах выпускников расскажет декан факультета Юлия Петровна Беженарь.
– Юлия Петровна, расскажите, в чем заключаются особенности специальностей факультета?
– Студенты специальностей «Декоративно-прикладное искусство (изделия из керамики)» и «Декоративно-прикладное искусство» (изделия из дерева)» (квалификация специалистов «художник декоративно-прикладного искусства; преподаватель») изучают принципы творческой деятельности по созданию художественных изделий из керамики и дерева. Они учатся создавать художественные изделия в условиях единичного изготовления, разрабатывать эталонные образцы для мелкосерийного производства, изделия, предназначенные для декоративного оформления предметно-пространственной среды. Выпускники сочетают академические, социально-личностные, профессиональные компетенции и могут работать в сфере профессиональной и социальной деятельности, в области декоративно-прикладного искусства.
Специальности «Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы» и «Изобразительное искусство и компьютерная графика» обеспечивают получение квалификации «педагог-художник; преподаватель». Студенты изучают дисциплины блока декоративно-прикладного искусства и технической графики, блока компьютерной графики. Обучение осуществляется с учетом современных образовательных технологий, педагогических инноваций. Огромную роль в обучении занимает практико-ориентированная деятельность.
Специальность «Дизайн (предметно-пространственной среды)», (квалификация специалиста «дизайнер») получают будущие дизайнеры интерьера. Это увлекательная и творческая работа. Нужно быть художником и конструктором, проектировщиком и психологом. Такому специалисту обязательно требуется чувство композиции и стиля, хорошее воображение и образно-пространственное мышление, знания эргономики, колористики и многое другое. Процесс формирования интерьера включает замысел клиента, создание проекта и его реализацию. Тем не менее, в основе дизайна лежит главная составляющая – это личное художественное творчество и возможность проявления личности посредством профессии.
– Как проходят теоретические и практические занятия? Расскажите о материально-технической базе факультета.
– Лекционные занятия проходят в учебных аудиториях, в которых есть компьютеры, телевизоры, интерактивные доски и проч. Есть и специальные компьютерные аудитории, где студенты изучают современные компьютерные программы, учатся проектировать, используют ручную графику. Также в процессе обучения студенты изучают методику преподавания художественных дисциплин, технологию работы с различными художественными материалами и другие специальные предметы.
Практические занятия проходят в специализированных и оснащенных необходимыми инструментами и оборудованием мастерских по рисунку, акварельной и масляной живописи, эстампной мастерской графики, скульптуре, пластической анатомии, художественной обработке текстиля, дерева, металла, керамики, природных материалов.
Для углубленного изучения специальных предметов на кафедре изобразительного искусства открыты творческие кружки по таким направлениям, как «Скульптура», «Рисунок», «Масляная живопись», «Станковая графика», на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики – по направлению «Художественная керамика», на кафедре дизайна – по направлению «Макетирование» и «3D-моделирование».
Преподаватели факультета
– Кто обучает ребят?
– Преподавательской деятельностью на факультете занимаются педагоги, имеющие высшее образование, прошедшие обучение в магистратуре и аспирантуре. Преподавательский состав состоит из старших преподавателей, кандидатов наук, профессоров, членов Белорусского союза художников, Белорусского союза дизайнеров и Белорусского союза мастеров народного творчества.
В связи с тем, что на нашем факультете ведется подготовка и по педагогическому профилю, большинство преподавателей имеет педагогический стаж в учреждениях общего среднего образования.
Подготовку дизайнеров ведут преподаватели, имеющие не только хорошую теоретическую подготовку, но и большой практический опыт работы в сферах коммуникативного дизайна, проектирования мебели и интерьеров, дизайна анимации и т. д.
– Расскажите о практике студентов. Что узнают студенты в ходе таких практик?
– Педагогическая практика студентов организовывается на базе учреждений образования и проходит на третьем и четвертом курсах педагогических специальностей. Во время прохождения практики за студентами закрепляются методист университета и педагог на базе практики, которые контролируют прохождение практики студентами и помогают при подготовке и проведении уроков.
Во время практики студенты знакомятся с педагогическим коллективом, классом, за которым они закреплены, проводят различные беседы, опросы и тренинги. Это позволяет ребятам синтезировать теоретические знания и практический опыт, необходимые для их профессионального роста.
Такая практика помогает студентам закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения в университете, приобрести необходимые умения и навыки практической работы по изучаемой специальности. Также именно во время такой практики студент понимает, правильно ли он выбрал будущую сферу деятельности, выясняет степень соотнесенности личностных качеств с будущей профессией. Большинство студентов именно в рамках педагогической практики влюбляются в свою профессию и осознанно начинают понимать ее практическое предназначение.
Важную роль играет музейная практика, которая направлена на развитие эстетического мировоззрения студентов художественно-графического факультета. Она проводится в два этапа: первый этап – знакомство с экспозициями художественного направления, и второй этап – посещение архитектурных памятников и культурных достопримечательностей.
Именно во время такой практики будущие педагоги-художники знакомятся с экспозициями краеведческих музеев, центров и домов народного творчества и ремесел по декоративно-прикладному искусству, фондами музеев, галереями города и области и основными видами музейной деятельности. Студенты изучают системы организации таких учреждений, приобретают практические навыки научной музейной работы, овладевают методикой поисково-исследовательской деятельности, осваивают навыки экскурсионной работы и методики атрибуции копирования и описания музейных предметов.
Основное назначение музейной практики – приобщение студентов к изобразительному искусству в стенах музеев и художественных галерей. Главная задача – научить пользоваться коллекционными материалами и экспозициями, понять важную роль искусства в духовном развитии личности, повысить общий уровень культуры.
Еще один вид практики – пленэрная практика в высшем учебном заведении художественного направления. Она занимает особое место среди специальных программных предметов и играет важную роль в профессиональной подготовке будущего художника-педагога. Пленэр – это продолжение базового обучения студентов после первого и второго курсов, его цель – расширить знания, умения и навыки по живописи, рисунку и композиции. Пленэрная практика приучает самостоятельно оценивать происходящее вокруг, выбирать, сравнивать, анализировать и обобщать увиденное, наблюдать за различными жизненными ситуациями.
В период такой практики студенты знакомятся с историческими и современными архитектурными сооружениями, улицами, двориками города, что значительно расширяет миропонимание художника в области пейзажной живописи. Выезды за город для ознакомления с особенностями сельской местности обогащают студентов новыми впечатлениями. Также на нашем факультете практикуется проведение пленэра с выездом в страны ближнего зарубежья – Россия, Польша. Кстати, в наступившем году мы планируем пленэр в Румынии.
Обзорно-рисовальная практика проводится на втором курсе среди студентов педагогических специальностей и является продолжением пленэрной практики. Ее главная цель – познакомить будущих педагогов-художников с художественной практикой в области изобразительного и декоративного искусства, а также дизайна.
Основная составляющая обзорно-рисовальной практики – выполнение натурного изобразительного материала (набросков, зарисовок, рисунков и эскизов) для его последующей интерпретации и трансформации. В ходе такой работы ребята учатся творчески перерабатывать выбранный мотив для выразительности будущего декоративного изображения.
– Куда распределяют выпускников факультета?
– Наши выпускники могут найти применение своим навыкам в разных организациях и компаниях. Конечно же, в первую очередь удовлетворяются государственные заявки Министерства образования Республики Беларусь и Управления образования Витебского облисполкома. Однако, кроме учреждений образования, наши выпускники работают и в учреждениях управления культуры. Это Дворцы творчества детей и молодежи, художественные школы, Центры и Дома ремесел, Краеведческие музеи и т. д.
Что же касается специалистов в области дизайна, то существует два варианта их трудоустройства. Первый – работа в небольших частных фирмах, второй – работа на крупных предприятиях, например, по изготовлению мебели, проектированию интерьеров. Кроме этого, некоторые выпускники после положенной отработки в качестве молодого специалиста создают свой собственный бизнес.
В общем, наши выпускники трудятся в области книжной иллюстрации, фэшн-фотографии, а также могут стать декораторами-бутафорами, иконописцами, иллюстраторами компьютерных игр. Они могут занимать такие должности, как дизайнер, преподаватель, учитель технического труда, учитель обслуживающего труда, руководитель кружка, педагог дополнительного образования, мастер, методист, заведующий отделением, завуч, педагог-художник и др.
– Объясните, пожалуйста, кто такой специалист с высшим художественно-педагогическим образованием сегодня. Что значат его знания для современного общества? В каких сферах деятельности пригодятся его знания?
– Сегодня художник-педагог, дизайнер – это человек творческий, понимающий важность стоящих перед ним задач. Это обязательно человек компетентный в различных областях развития современной культуры и искусств, умеющий интегрировать свои знания в практику художественного образования.
Выпускник Витебского худграфа – это востребованный специалист в современном обществе, образовании. Он может работать во многих отраслях экономики, в сферах искусства и культуры Беларуси.
– Какими качествами должны обладать ребята, стремящиеся получить художественное образование и в будущем работать в этой сфере?
– Ребята, стремящиеся получить художественное образование и в будущем работать в этой сфере, должны иметь желание учиться, уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач, владеть исследовательскими навыками, уметь работать самостоятельно, иметь коммуникативные и организаторские способности, быть конкурентоспособными на мировом рынке.
– Что необходимо абитуриенту, чтобы успешно поступить и учиться на факультете?
– Чтобы успешно учиться, абитуриенту нужно не только успешно сдать ЦТ. Очень важно желание учиться, целеустремленность. При поступлении на наш факультет абитуриент должен оценить степень готовности к творческой и педагогической деятельности, а также представить, чему конкретно он сможет научиться, какие умения и навыки ему понадобятся в дальнейшей профессиональной деятельности.
Тех, кто уверен в своем выборе, приглашаем на различные по срокам курсы по подготовке к экзамену «Творчество».
Вера ЖИДОЛОВИЧ