Сегодня все пользователи сети в той или иной степени понимают, что свою частную жизнь и ее важнейшую составляющую – персональные данные – необходимо защищать. Для этого специально созданы различные механизмы: от паролей до сложных ключей, идентификаторов, электронных цифровых подписей. И тем не менее, поскольку многие из нас – недавние и не вполне опытные пользователи интернета, риски распространения и ненадлежащего использования приватных сведений очень высоки.
Особенно это касается подрастающего поколения. Молодые люди являются самыми активными пользователями интернета. В 2020 году доля пользователей услугами интернета среди лиц в возрасте 14-30 лет в Беларуси составила 97,9%, при этом 96,6% пользователей данной возрастной категории подключались к сети ежедневно.
До недавнего времени человек все знал о своих следах: где и каким образом их можно оставить и как этого при желании избежать. Но современные технологии основательно изменили нашу жизнь, и оказалось, что в виртуальном пространстве тоже можно наследить. Да так, что с последствиями придется справляться уже в реальном мире.
Среди множества новых понятий, вошедших в обиход в XXI веке, есть и такое – цифровой след. Говоря доступным языком, цифровой след (его еще называют цифровым отпечатком, кибертенью) – это информация о человеке, которая остается в сети после просмотра им веб-страниц, совокупность сведений о посещениях и вкладе пользователя в цифровое пространство.
Цифровой след бывает активным и пассивным. Первый пользователь оставляет сознательно – это посты в блоге, комментарии к обсуждениям, голоса в поддержку петиций, переписка, лайки, репосты и так далее. Может включать в себя информацию, полученную из мобильного Интернета, веб-пространства и телевидения. Это могут быть личные профили и учетные записи в социальных сетях, информация о посещаемых веб-сайтах, открытые и созданные файлы, личные сообщения в мессенджерах, видео, фотографии и другая виртуальная активность, в том числе ввод персональных данных пользователя. Некоторые из этих материалов являются общедоступными, другие – конфиденциальными. Из всего этого складывается виртуальный образ личности.
Пассивным цифровым следом считаются данные, оставленные непредумышленно: ip-адрес устройства или история посещений.
Легкомысленность и излишняя откровенность в сети могут существенно нарушить безопасность пользователя. Опираясь на данные цифрового следа, преступники взламывают аккаунты, получают доступ к личной переписке, рабочим данным, банковским счетам. А недоброжелатели используют его в качестве источника информации для интернет-травли, доксинга (сбора личных сведений о человеке), сталкинга (преследования) и прочих опасных практик.
Все наши «цифровые следы» хранятся в наших компьютерах и смартфонах. Если мы хотим сохранить хорошую репутацию и определенный уровень конфиденциальности, к своим действиям в сети нужно относиться ответственно. Важно знать, что «цифровые следы» также хранятся на серверах разработчиков приложений и онлайн-ресурсов и удалить их оттуда практически невозможно. Поэтому всегда нужно крайне внимательно относиться к той информации, которую мы выкладываем в сеть, а также к тому, что мы делаем в интернете: какие ресурсы посещаем, какие комментарии оставляем, какие файлы скачиваем, какие делаем поисковые запросы и т.д.
На первый взгляд может показаться, что отдельные «цифровые следы» не представляют угрозы для нашей конфиденциальности. Например, многое ли можно узнать о человеке по его хобби или гастрономическим предпочтениям?
Однако важно понимать, что в интернете потоки персональных данных объединяются друг с другом, как ручьи сливаются в реки, а реки – в моря и океаны. В целом такая обобщенная информация может дать достаточно полное представление о человеке. Современные технические средства легко позволяют объединить «цифровые следы» одного пользователя в единый портрет или профайл и идентифицировать его.
Небольшие фрагменты личной информации, которые на первый взгляд кажутся совершенно безобидными, можно, проанализировав, сложить воедино и довольно точно идентифицировать их владельца. Даже если вы не указываете, допустим, школу, в которой учились или место работы, заинтересованные люди все равно могут вычислить ваши социальные связи через карту друзей (30% ваших друзей из школы №X, а 40% работают в «Банке Y», соответственно, по этой информации можно предположить, где вы учились и работаете) и, опять же, использовать эту информацию в своих корыстных целях. Как видите, на основе цифровых следов в соцсетях не сложно составить представление о каком-либо человеке.
Практически любое наше действие в интернете оставляет после себя неизгладимый «цифровой след». Ваш «цифровой след» в сети может напрямую повлиять на вашу реальную жизнь. Особенно внимательно следует отнестись к комментариям, постам, репостам и лайкам. Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» справедлива и для интернет-пространства. Размещая информацию на своей страничке в соцсетях (Facebook, Instagram, ВКонтакте, Твиттер, Одноклассники и др.) или комментируя чей-то пост, важно помнить об ответственности за размещение информации в сети Интернет.
Все мы иногда говорим и делаем такие вещи, о которых потом сожалеем. Нельзя выкладывать информацию, когда вас переполняют эмоции. Остановитесь и задумайтесь о том, как ваши посты могут повлиять на вашу репутацию. Публикация гневного поста может принести вам облегчение, однако минутное удовольствие не стоит того потенциального вреда, который оно может причинить.
Это касается и репостов. Контент, который мы репостим, кажется нам чужим – не мы же его придумали. Соответственно, и ответственности мы не чувствуем. На самом деле, публикуя материал в своем аккаунте, мы выступаем в роли «автора» – ведь к нашим друзьям текст, фото или ссылка попадут из наших рук. Поэтому выбор сведений, которыми вы собираетесь поделиться, должен быть тщательным. Не стоит делиться материалами, которые оскорбляют, унижают человеческое достоинство, стимулируют жестокость и цинизм. Если в публикации есть что-то, что кажется вам правдивым, но форма подачи в целом не вызывает восторга (например, автор употребляет ненормативную лексику), откажитесь от желания сделать репост.
Помимо своих действий необходимо контролировать и свои персональные данные, попадающие в сеть. Существует много каналов, по которым наши персональные данные попадают в интернет. Что-то выкладываем мы сами, что-то пишут о нас наши друзья и знакомые, определенную информацию собирают приложения и онлайн-ресурсы.
Существуют сайты, которые специально собирают информацию о пользователях в коммерческих целях, например, для рекламы, маркетинговых исследований. Сбор персональных данных приложениями и онлайн-ресурсами – условие бесплатного и даже платного использования этих ресурсов, поэтому оградить себя полностью от этого невозможно.
В обычной жизни мы защищаем свое персональное пространство и личные границы с помощью управления личной дистанцией. Мы можем подойти ближе, если захотим пообщаться с понравившимися нам людьми, либо, наоборот, отдалиться от подозрительных личностей. В виртуальном мире невозможно присутствовать физически. Тем не менее наша личность также там представлена – в виде информации о нас, циркулирующей в интернете. От ее неприкосновенности могут зависеть наши здоровье, безопасность, отношения с окружающими людьми и деловая репутация. Именно поэтому необходимо различать, какой информацией и в каком случае можно поделиться с тем или иным человеком, когда лучше ограничиться лишь самыми основными сведениями, а какие данные всегда надо держать в строгом секрете.
Как и в реальном мире, вы можете управлять интернет-репутацией, помня о «цифровом следе»: внимательно относитесь к публикации информации о себе и других, не размещайте личную информацию или фотографии других людей, не спросив их разрешения.
Будьте внимательны к вашей цифровой репутации – подумайте дважды, прежде чем публиковать что-то обидное, вредное или непозволительное: агрессия в Интернете так же неприятна, как и в реальной жизни.
Многие продукты Google позволяют пользователям обмениваться информацией. Настройки доступа помогают ограничивать круг лиц, которые могут просматривать ваши фотографии, блоги, информацию профиля и другие материалы, опубликованные вами в Интернете. Прежде чем делать пост или видео публичным, подумайте: действительно ли они предназначены для общего просмотра, или необходимо ограничить доступ к этой информации, опубликовав ее только для близких друзей или членов семьи?
«Правило бабушки» является хорошим правилом для определения информации о себе, которую не стоит публиковать в Интернете. Прежде чем публиковать что-либо, представьте: что подумала бы ваша бабушка, если бы увидела этот контент? Действительно ли он должен быть доступен широкому кругу пользователей?
Когда мы делимся информацией с другими людьми – не важно, лично или выкладывая ее в сеть, – мы теряем над ней контроль. Как правило, в реальной жизни потеря контроля вызывает у людей чувство дискомфорта и тревоги. В интернете потеря контроля над персональной информацией, которая, по сути, является секретом, часто не замечается и не ощущается.
Но любая персональная информация, выложенная в сеть, может стать причиной серьезных проблем. Наши фамилия, имя, номер телефона помогают хакеру подобрать пароль к нашему аккаунту, наши хобби, интересы и увлечения позволяют многое о нас узнать и использовать эти знания в своих целях. Поскольку мы не думаем об этом заранее, такая ситуация становится для нас досадной неожиданностью. Именно поэтому необходимо бережно относиться к персональным данным, попадающим в интернет.
Виды персональных данных:
регистрационные, идентификационные данные (паспортные данные, пароли, пин-коды); личные фотографии; физические характеристики (внешние данные, биометрические данные, состояние здоровья и др.); место жительства, номер телефона; вид занятости (включая образование, место учебы, работы); места досуга и отдыха; состав семьи (информация о родителях, членах семьи, родственниках); информация о друзьях; принадлежность к различным неформальным группам; образ жизни и поведенческие установки (мировоззрение, ценности, интересы и хобби, социальные привычки и действия, настроения, вкусы, особенности); подробности личной жизни (хроника личных событий, дни рождения, вечеринки, свадьбы); геотеги (информация о нынешнем местонахождении и перемещениях); официальные статусы (семейное положение, достижения, награды и т.д.); материально-экономическое положение (информация об имуществе, денежных средствах, накоплениях, совершенных покупках и др.). |
Можно назвать три главные составляющие, обеспечивающие более или менее надежную защиту персональных данных:
сознательное отношение к информации, размещаемой в интернете;
управление уровнями доступа к персональным данным (настройки приватности);
надежный пароль.
Замок на двери дома защищает наши ценности в реальном мире, а пароль защищает в мире виртуальном. Всегда используйте надежные пароли для всех своих аккаунтов в интернете и в мобильных приложениях. Один плохо защищенный аккаунт может стать причиной взлома остальных аккаунтов. Особенно надежным должен быть пароль от электронной почты, который используется для регистрации на других ресурсах. Лучше всего защитить его с помощью процедуры двухэтапной аутентификации. В этом случае всегда можно будет использовать мобильный телефон для восстановления пароля и контроля за несанкционированным доступом к аккаунту.
Хороший пароль – это не только тот пароль, который трудно взломать, это еще и тот пароль, который легко запомнить. Использование различных приемов для шифрования и запоминания поможет вам создать хороший пароль. Надежный пароль должен: 1) состоять из 8-16 символов; 2) включать в себя буквы, цифры и специальные символы; 3) включать в себя символы в верхнем и нижнем регистре.
Самые популярные пароли среди пользователей интернета (топ худших):
Простые числовые последовательности (12345678, 87654321, 11111111 и т.д.). PASSWORD или слово ПАРОЛЬ в транслитерации латиницей (gfhjkm). QWERTY и другие варианты раскладки клавиатуры. Сочетание простых числовых и буквенных последовательностей (абвг1234, аааа1111 и т.д.). Сочетание личных имен собственных (имя, фамилия и т.д.) и значимых чисел (года рождения, номера телефона и т.д.), например, САША2000, ИВАНОВ1001010 и т.д. Популярный молодежный сленг, например, Фразы типа ОТКРОЙСЯ, ВПУСТИМЕНЯ и т.д. ILOVEYOU или ЯТЕБЯЛЮБЛЮ в транслитерации латиницей. Популярные виды спорта, например, ХОККЕЙ. Популярные имена, например АНАСТАСИЯ, ВИКТОРИЯ и т.д. |
Как правило, аккаунты взламываются либо методом логического угадывания, либо методом простого перебора. Использование длинных паролей, включающих в себя бессмысленный для других людей набор букв, цифр и специальных символов значительно усложнит задачу злоумышленникам.
Берегите свои пароли: не храните их записанными на рабочем месте, не передавайте другим людям, не сохраняйте на чужих компьютерах, не вводите их на подставных страницах. Будьте бдительны, оберегая свои персональные данные.
В цифровой вселенной лучше всего постепенно и последовательно создавать свой положительный образ. При любом действии в сети задумывайтесь о последствиях, включайте логику, следите за репутацией. Исправить свой негативный образ в сети крайне непросто, значит создавать свой положительный сетевой образ, светлую «цифровую тень» лучше с самых первых шагов в мировой информационной сети.
Александр СОКОЛОВСКИЙ